Ян Коменский
«Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья, они охотно беседуют с нами... учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют нам самые далекие от наших глаз вещи». (Ян Коменский)
«Талант талантом, а вкус образуется только чтением... Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шиллер равняются целому университету» (А. И. Герцен)
«Я заметил, что дети имеют более охоты читать книги из народа, а именно: сказки, пословицы, сборники песен, легенд, стихов, загадок… Плохие книги не только бесполезны, но вредны... Надо стараться прежде всего прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов». (Л. Н. Толстой)
«Я вижу важнейшую задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательность и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемый источник знаний. Это одна из элементарных закономерностей воспитания: если человек не нашел в школе мира книг, если этот мир не открыл перед ним интеллектуальных радостей бытия, школа ничего ему не дала и он ушел в жизнь с пустой душой. Этому надо учить, учить и учить - приобщению к радостям жизни в мире книг» (В. А. Сухомлинский)
«Чтение становится могучей воспитательной силой благодаря тому, что, увлекаясь моральной красотой, стремясь подражать, человек начинает думать о себе, оценивать свои действия и поступки, измерять себя определенной мерой моральности. Чтение и раздумья над книгой становятся интеллектуальной потребностью». (В. А. Сухомлинский)