Павич. Последняя любовь в Контантинополе

Sep 10, 2023 07:00


Как-то я в своё время эту книгу пропустил, должно быть слишком тонкой была по моим аппетитам...





Тут взялся и не пожалел, как бы это не лучшее творение Павича было. Да, и тут его стиль с красивостями, новыми и изящными определениями и эпитетами, логичными нелогичностями. Словом, с тем, за что его именно самозабвенно любят или наоборот ненавидят; обвиняя его в отсутствии логики повествования и смысла произведения. Именно, отсутствие этих характеристик и не позволяет считать книги Павича книгами.

Ну, не знаю, я попроще - опять на фломастерах свои вкусы и пристрастия объясню. Не буду скрывать, что живопись мне в целом нравится до такой степени, что я отдельные посты на эту тему иногда сочиняю. Но сказать, что при этом мне какие-то отдельные цвета в спектре или их смешение не нравятся из-за того, что они лишены смысла - я не могу.

Так и Павича, при том, что мне буквы нравятся ( в принципе мне позволяют быть грамотным), мне у автора нравится порядок расстановки букв и слов. В принципе, наверное, мы сначала все у Павича на это покупаемся - нам нравится стилистика, это необычное описание обычного, новые определения обыденного, поиск парадоксов в восприятии банальных явлений и бытового понимания жизни.

И вот этой поэтической прозы порой вполне и хватает, без явно осознанного смысла и руководства к действию, выраженного краткой фразой сестры таланта, к которой стремятся павичевские ненавистники.

Да, да, да... Но тут ещё один непаханый пласт представляется. Как правило, книга Павича - это не книга, не просто книга.
Хазарский словарь - именно словарь с возможным постатейным или последовательным чтением; да ещё он в двух версиях - мужской и женской с очень небольшими различиями.
Пейзаж, нарисованный чаем - роман-кроссворд...

То есть тут ещё один уровень восприятия и познания произведения.

Прочитанный мной ныне роман Последняя любовь в Константинополе - безусловно стилистический шедевр, прелесть которого ощущается в процессе банального последовательного прочтения.

Но! Есть подзаголовок - пособие по гаданию. Да, сюжет (если он есть в явном виде) опирается на персонажи карт Таро (вернее его Большого Аркана). Я не скажу, что знаток этих карт и способов гадания на них - так чуть-чуть почерпнул дополнительно в процессе прочтения романа...

Из такого, скажем, базиса романа вытекает, что кроме того, что роман можно прочесть как я - от первой до последней страницы; так можно и читать, вытягивая карту Таро, и обращаться к соответсвующей главе романа.
Но хочу обратить внимание, что автор дает в конце расклады колоды карт Таро и, видимо это самый правильный способ чтения, рекомендованный автором.

Я дальше, наверное - больше для себя дам конспектик по главам романа со значением карт и кратким содержанием главы. Может что-то потом пойму ещё, может кто-то ещё что увидит...

В качестве вводной надо сказать, что идет речь о двух семьях Опуичей и Тенецких, враждующих в лице их глав, да и мужских представителей. А так же речь идет о взаимоотношениях членов этих семей между собой и внешним миром.

Особый ключ - Шут



Карта легла правильно: непоследовательность, ведущая, однако, к благополучному исходу. Необходимо сделать выбор. Дорога, новый жизненный опыт.

Перевернутая карта: наветы. Остерегайся удара головой.
Окружающие проявят ненависть.

Глава посвящена младшему Софронию Опуичу.

Семь первых ключей
Первый ключ - Маг



Правильно: спасительное знание, творящая сила. Оригинальность. Благоприятный момент для начинаний. Личность того, кому гадают.

Перевернутая: спад, шарлатанство, плохое начало.

Софроний Опуич встречается с магом и наблюдает театральное представление о его живом отце Три смерти Харлампия Опуича: первая - в схватке с медведем, вторая - выстрелом в подзорную трубу, третья - в темноте наткнулся на штык во время дуэли.

Так отец мало того, что жив; так он и финансирует эту труппу с этим спектаклем.

Второй ключ - Жрица (Папесса)



Правильно: полное счастье, тайное влияние. Карта означает согласие, мать знания, которая учит нас пониманию. Личность той, кому гадают.

Перевернутая карта: непостоянство, супружеская измена, ошибочные предположения.

Некая Папесса гадает Софронию Опуичу на картах, в разговоре она помянула третью туфлю - женщину, от которой ему надо ждать опасность.

Третий ключ - Императрица



Правильно: плодородие, женственность, материальное изобилие, наследование недвижимости.

Перевернутая карта: преждевременное действие, плохое время для работы. Утрата иллюзий. Переутомление.

Софроний Опуич гостит в родном доме; решая семейные, наследственные и любовные дела.

Четвертый ключ - Император



Правильно - защита, предводительство. Помощь или мудрый совет для преодоления кризиса. Энергия, направленная на добрые цели.

Перевернутая карта: жестокий и вздорный властелин. Денежный кризис, несостоятельность в предпринятом начинании, плохой совет. Любое действие не приводит к желаемому результату.

Нам представлен Пахомий Тенецкий - старший, глава другого семейного клана. Как-то он решил себе, чтобы дольше жить необходимо больше убивать.

Пятый ключ - Жрец



Правильно: властвование, основанное на заключенном договоре. Самопожертвование в любовной связи. Прекрасное решение. Умение приспосабливаться. Мудрость, широкие горизонты.

Перевернутая карта: нетерпимость. Обман. Неосуществленные намерения. Ожидают большие трудности. Не правильные прогнозы в работе, краткие любовные связи.

Растина, мастер игры на кларнете, находится в башне с Пахомием Тенецким и играет на нем как на инструменте. Начинается дуэль с Харлампием Опуичем, находящемся в соседней башне, в ходе которой Опуич убивает Тенецкого через подзорную трубу. Растина уходит к Харлампию Опуичу.

Шестой ключ - Влюбленные



Правильно: выжидание, колебание в любви. Здоровье.

Перевернутая карта: неразделенная любовь. Судорожные любовные усилия. Прекращение любовной связи, отношения на основе расчета.

Растина возвращается к своему бывшему жениху Калаперовичу, тот её принимает; рождается сын Арсений (очевидно, что сын от Харлампия Опуича), и потом совместная дочь Дуня. Соседский сирота Папила (возможно сын Тенецкого) становится другом Арсения, со временем любовником Растины и Дуни. Папила и Дуня были изгнаны из семьи.

Седьмой ключ - Колесница



Правильно: успех. Победа разума над условностями.

Перевернутая карта: неожиданный крах. Безволие и болезнь.

Папила  попал на войну, и воюет в отряде с Паной Тенецким. У Папилы случается дуэль с Харлампием Опуичем, но опять с точностью до наоборот от сюжета пьесы Три смерти... - Папила натыкается в темноте на штык.

Семь вторых ключей
Восьмой ключ - Сила



Правильно: победа любви над ненавистью. Искренность. Чувство уверенности, физическая и духовная энергия

Перевернутая карта: гнев. Окружающие создают препятствия, столкновения, большие трудности.

Появляется персонаж Ерисена Тенецкая, которая делает странные и мистические покупки, в том числе туфельку.

Девятый ключ - Отшельник



Правильно: мудрость в вашем распоряжении. Рассудительность. Хорошие решения. Опыт. Знахарь

Перевернутая карта: одиночество, тоска. Бесполезный совет.

Софроний Опуич в ходе военного перехода помогает отшельнику, отшельник повествует об отцах победителях и их сыновьях - что первые, победившие в войне, всегда несут дух победителя; а у их сыновей такого духа нет.

Десятый ключ - Колесо фортуны



Правильно: перемена, взлет и падение, удача. Прибыль.

Перевернутая карта: несвоевременные планы, нерешительность.

Дуня пришла к Софронию Опуичу, посланная его отцом как бы лечить его раненое плечо (там целый обряд зализывания), но на самом деле она пришла для любви.

Одиннадцатый ключ - Справедливость



Правильно: равновесие, карма, соблюдение закона. Судья.

Перевернутая карта: судебный процесс. Неожиданная несправедливость.

Пана Тенецкий стрижётся наголо для мести Софронию Опуичу и точит ножны, которыми потом и убивает Софрония Опуича - тот оборонялся от сабли и прозвал удар ножнами.

Двенадцатый ключ - Повешенный



Правильно: искупление, жертва. Самоутверждение через высшую мудрость. Путь между земными интересами и духовными.

Перевернутая карта: растерянность, разлука. Напрасная трата сил. Переоценка собственных поступков.

Поверженный Софроний Опуич подвешен за одну ногу к дереву, девушка с туфелькой на шее снимает его и воскрешает.

Тринадцатый ключ - Смерть



Правильно: преображение, перемена, возрождение. Прибыль.

Перевернутая карта: борьба, болезнь, меланхолия. Неожиданная бедность или перемена к худшему. Траур.

Старший Харлампий Опуевич со своими соратниками читает странную Илиаду с предсказанием будущего.

Четырнадцатый ключ - Умеренность



Правильно: терпение, согласие, мир в душе, одновременно - предупреждение.

Перевернутая карта: несогласие в любви. Лень. Поступки, приводящие к раскаянию. Недавно принятое решение приносит горькие плоды.

Софроний Опуич выздоровел, находит у себя подарки от девушки и встречает девушку с его вещами - она же третья туфля (из гадания), Ерисена Тенецкая.

Семь третьих ключей
Пятнадцатый ключ - Дьявол



Правильно: фатальность, три демона, приверженность материальным ценностям. Магнетизм,сверхъестественные способности. Плохая компания.

Перевернутая карта: половые болезни, опасность, нежелательная беременность.

Рождение и жизнь нежити, он сделал жену из хвоста, они родили двух детей, потом он ушел на войну в роту к Опуичу старшему.

Шестнадцатый ключ - Башня



Правильно: катастрофа, разрушение, отказ от эгоистических амбиций и прежнего образа жизни.

Перевернутая карта: непредвиденные обстоятельства, враги, хаос. Болезни.

Софроний и Ерисена беседуют, она рассказывает ему о женщинах двух типов для отцов победителей и для их "слабых" сыновей, она же - третья туфля, другая. Ерисена отговаривает Софрония от мести и войны.

Семнадцатый ключ - Звезда



Правильно: надежда, здоровье, вдохновение. Исполнение желаний, творческие способности.

Перевернутая карта: неблагоприятное положение, упадок духа. Разочарование в самых близких.

Софроний и Ерисена занялись мирным трудом, позже поехали в Константинополь по приглашению отца.

Восемнадцатый ключ - Луна



Правильно: заблуждение, непредвиденные опасности. Двуличие и зависть окружающих. Предательство. Беременность. Воздействие интуиции, снов, фантазии.

Перевернутая карта: обольщения, скрытые опасности, душевная болезнь, напрасные мечты.

Софроний и Ерисена остановились в гостинице; там ждали дьявола, а явился отец.

Девятнадцатый ключ - Солнце



Правильно: счастье, освобождение, брак. Здоровье.

Перевернутая карта: суетность, недоразумения. Недомогание.

Все прибывшие (и Дуня с отцом)  сидят в корчме; явились комедианты играют туже пьесу, акцентируя внимание, что Опуич не заметит свои смерти. К компании присоединились Растина и Арсений. Потом двинулись в Константинополь.

Двадцатый ключ - Суд



Правильно: духовное пробуждение, поиски своего места. Преодоление земного. Защищенность. Решение вопроса, который считался неразрешимым.

Перевернутая карта: недобросовестность, непродуманное решение. Конец долгой любовной связи.

Софроний и Ерисена - в Константинополе. Опуич загадывает желание, которое по предсказанию сопровождается и несчастьем.

Двадцать первый ключ - Мир



Правильно: радость, успех во всех начинаниях, возмещение ущерба, исполнение желаний. Начало продолжительного счастья.

Перевернутая карта: означает то же самое, это карта Гермеса («Как вверху, так и внизу»), она сама является двенадцатой картой - Повешенный, - перевернутой наоборот.

Приём в Константинополе у французского посланника - Харлампий с Дуней, Растина с Арсением, Софроний и Ерисена. Ерисена смотрит только на Харлампия. Софроний в конце повествования пропал, растворившись в воздухе.

Вот в принципе и всё... Ну, что... Надо попробовать колоду разложить для прочтения...
Previous post Next post
Up