Книга художника: Евгений Кобытев "Хорольская яма"

Apr 04, 2012 11:37

Вчера в нашей библиотеке состоялась встреча с Татьяной и Владимиром Вагановыми. Татьяна Владимировна, преподаватель МХК в красноярской школе №69, и Владимир Гаврилович, хранитель музея А.Г. Поздеева "Музей доброго человека", открытого в той же школе, приехали к нам уже второй раз. Прошедшая встреча была посвящена художнику Евгению Степановичу Кобытеву, сибиряку, ветерану Великой Отечественной войны.
Евгений Кобытев родился на Алтае, работал учителем, рисовал с раннего возраста. На войну ушел добровольцем летом 1941 года, попал в окружение, раненый оказался в плену. Два года было суждено ему провести в концлагере Хорольская яма. Название этого места отражает его реальное воплощение - это была глубокая яма кирпичного завода, в которой ранее добывали глину, во время войны обнесенная колючей проволокой и защищенная вышками. Никакой крыши, ни каких бы то ни было малейших условий для существования. За несколько военных лет в яме погибло несколько десятков тысяч пленных солдат. Об ужасах войны, о том, как удалось выжить в нечеловеческих условиях, о побеге художник рассказал в своей книге, написанной в конце 50-х, "Хорольская яма". Ее единственное сибирское издание вышло в 1963 году в Красноярском книжном издательстве. Второе издание увидело свет уже на Украине в Харьковском издательстве "Прапор" в 1989 году. В этом издании приведены две главы, а также многие эпизоды и фрагменты, не вошедшие в первое издание.

Е. Кобытев "Хорольская яма", Красноярское книжное издательство, 1963 год.










 Листовка в лагере



"Живи до ночи, изменник!" (Разжалованный и возвращенный в лагерь полицай)



Рисунок на слова Лермонтова "...Синее небо отсюда мне видно..."


"И больше нечем ему помочь..."



"Да, я коммунист!"



Перед лицом смерти



Работы из серии "Люди, будьте бдительны!"
Капитан Зингер - комендант лагеря ("Боров")



Помощник начальника гестапо



В заключении Евгений Степанович создавал наброски, бережно храня записную книжку от глаз надсмотрщиков. Ему удавалось прятать ее при осмотрах под песком, прикрывая одеждой, к которой немцы не желали притрагиваться руками. Когда бумага закончилась, на последних страницах Кобытев записывал то, что хотел нарисовать, чтобы потом воплотить записи в рисунки. Так случилось, что фашисты узнали о художнике, но вместо ожидаемых репрессий, они просили его рисовать свои портреты. Возможно, этот дар в некоторой степени спас Кобытеву жизнь.
После войны Евгений Степанович преподавал в Красноярском художественном училище им. В.И. Сурикова, был главным художником города. В 1959 году он создал то, что так долго вынашивал в себе - серию графических работ "Люди, будьте бдительны!", в которой раскрыл страшный облик фашистов, зверствовавших в концлагере. Эти портреты увидели и жители Хорола, куда Кобытев ездил с творческим отчетом в 1964 году. Также серию можно увидеть и в книгах первого и второго издания.
Евгений Кобытев оставил после себя большое творческое наследие. Одна из его работ, которую могут увидеть и красноярцы, и гости города - мозаика из натуральных енисейских камней на фронтоне кинотеатра «Родина».



Фото с сайта http://www.krasyarskfoto.ru/

Исследованием творчества Евгения Степановича Кобытева занимаются и учащиеся школы №69, активисты музея. Об их работе, о том, как создавалась инсталляция, посвященная художнику, рассказала Татьяна Владимировна. Владимир Гаврилович был лично знаком с Кобытевым еще в молодые годы, когда был студентом училища. Свои воспоминания он отразил в рассказе, отрывок из которого представил гостям встречи. Он рассказал такой факт из биографии Кобытева.
Художник был строгим педагогом. Студенты-первокурсники иногда провоцировали преподавателя, чтобы отвлечь его от учебного процесса. Одним из отвлекающих вопросов был: А откуда у Евгения Степановича такая необычная седина - среди черных волос небольшое круглое "пятнышко" седины не затылке? Тогда Евгений Степанович рассказывал о тех днях, когда он раненый и обессиленный шел под прицелом фашистов в лагерь. Ведь если бы не соратники, подхватившие его под руки, он мог остаться на той дороге навсегда. В месте, куда целился охранник, и он и поседел в один миг.




Татьяна Владимировна Ваганова





















Владимир Гаврилович Ваганов















Немного в черно-белом:















По признанию Татьяны Владимировны для нее была в этой работе определенная мистика. Начав исследовать творчество Кобытева, было невозможно остановиться, как будто сам художник вел ее. Даже наша библиотека столкнулась с подобным необъяснимым: незадолго до встречи с четой Вагановых на нашем книжном развале, как мы все называем стол для принесенных посетителями книг, обнаружилось то самое первое издание книги Кобытева из чьей-то личной библиотеки. Совпадение ли это или нечто предопределенное? Неизвестно. Но факт остается фактом. Встреча состоялась и теперь о художнике говорят, вспоминают. Значит, его творчество не забыто и по-прежнему актуально.
Интересный факт о "Музее доброго человека". Совсем недавно команда музея А.Г. Поздеева "Музей доброго человека" школы № 69 г. Красноярска стала победителем в Конкурсе лучших экскурсоводов, прошедшем во Всероссийском детском центре "Океан" в рамках смены "Музейный мир".
_________________________________
Подробнее о Е.С. Кобытеве:
- в статье «Неужели мы все это выдержали?»
- в блоге Краевой научной библиотеки Кинотеатр "Родина", Е.С. Кобытев и фашистский концлагерь
- исследовательская работа Чернобыловой Екатерины, ученицы 11«Б» класса МОУ «СОШ № 69»До последнего дыхания

художники, писатели, музеи, Красноярск, Солнечный зал

Previous post Next post
Up