дыбр

Mar 13, 2011 23:43

Сегодня дни рожденья у трех прекрасных людей: Миши Масчана, Сергея Пархоменко и Максима Кононенко. Максу стукнуло 40. День рожденья Кононенко всегда напоминает мне, что и мне скоро столько же. Это такой "подготовительный " день рожденья, который позволяет привыкнуть к моему будущему возрасту.

Когда-то давно, на заре нашего знакомства с Максимом, он свел меня с движением "НАШИ", которое тогда тоже только-только образовалось. Нам с Аней Егоровой казалось, что в НАШИх много молодых людей,  и из этого множества молодежи могут выйти преотличные доноры крови, которых нам так не хватало. Донорами НАШИ в конце-концов стали, но этому предшествовали и враньё, и скандалы, и всякие прочие разные "косяки". Ведь дело даже не в том, чтобы сдать в конце-концов кровь. Кровь надо сдать так, чтобы станция переливания крови могла ее переработать, реализовать, минимизировать брак, минимизировать траты на неэффективные анализы и расходые материалы, да еще плазму с карантина выдать. Короче, сложностей много. И для того, чтобы всё учесть, надо хотеть не просто сдать кровь и отчитаться. Надо реально хотеть помочь, сделать как можно лучше для тех, кто в этой крови нуждается. То есть дело в мотивации организаторов донорства и благотворительности. И к этой мотивации надо еще прийти.

На минувшую неделю пришлась Пепельная среда. В этот день в церкви читают такой отрывок из Евангелия от Матфея: "1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. 2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. 3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, 4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно".

По-моему, этот отрывок вовсе не о том, что отстаивает бесконечно Дмитрий Быков. Быков утверждает, что добрые дела надо делать тайно. Анонимно. На самом деле, этот отрывок не о публичности и анонимности. Он о мотивации. О том, что добрые дела делаются ради награды. Те, кто делает их публично, получают "награду" (в виде признания, одобрения близких, благодарности от нуждающихся) на земле. Те, кто действует тайно, тоже могут рассчитывать на воздаяние (в виде ли очищения кармы или удовлетворенности собой: "ощущение - я добрый, хороший, сильный"; или - для верующих - некие "баллы" в пользу попадания в Царствие Небесное). В смысле результатов для нуждающегося и тайная, и явная благотворительность в этом случае одинаково хороши. Голодный получает хлеб, больной - лекарство, плачущий - утешение.

Но через неделю оказывается, что карма чиста и общественное признание получено, и до нуждающегося никому нет дела. Награда получена. Это как девятое мая: все вспоминают о ветеранах, кто вслух, кто молча. А десятого мая ни тем, ни другим уже не до стариков, которые когда-то спасли свою страну.

Идеальная для благополучателя история, когда помогающий думает не о воздаянии, земном или небесном, а помогает ради самого нуждающегося. Из любви к нему. Как мать заботится о ребенке. И дальше уже не важно, публично или тайно все делается. Это идеализм, конечно. И не по силам одному человеку.  Но это, как минимум, ориентир. "Идеалы даются нам не для их достижения, а для указания пути," - так или примерно так говорил г-н Селье, основоположник теории физиологического стресса.

Здорово я загнула? Мели, Емеля, твоя неделя. Так, кажется, говорят.

ума холодных наблюдений, благотворительность как искушение

Previous post Next post
Up