Sep 03, 2013 21:49
Сегодня была в Минздраве на группе по обезболиванию. Говорили про приказ 1175н (О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов), о том, нужны ли нормативы наркотических средств на койку и на тысячу населения (как в приказе №330), и нужен ли морфин короткого действия.
Представители Минздрава еще раз напомнили, что приказ 1175н позволяет выписывать два наркотических препарата на 1 рецепт, отменил обязательное согласование назначения наркотиков с завотделением в стационаре, позволяет при выписке дать больному запас обезболивающих или рецепт на них, позволяет выписывать рецепты на комбинированные кодеинсодержащие лекарства на 2 мес, позволяет врачу единолично назначать обезболивающие. И говорят даже, что отменено прикрепление к конкретной аптеке (я не нашла, где это, кто-то подскажет?).
В общем, казалось бы, все хорошо. Но! Похоже, что врачи не спешат пользоваться этими новациями, потому что
- не знают о них
- не умеют назначать наркотические препараты
- боятся назначать наркотические препараты из страха перед наркоконтролем
- региональные нормативные акты куда строже федерального приказа, и запрещают то, что разрешено на федеральном уровне.
В общем, ад и скрежет зубовный. Я понимаю так, что надо сосредоточиться на образовательных программах для врачей, и на анализе нормативной правовой базы регионов. Дальше подумать, как поправить региональную нормативку, при этом начать с Москвы.
По поводу нормативов потребности в наркотических средствах (приказ 330) вопрос ставился так: надо ли их увеличиавать и нужны ли они вообще? Сейчас эти нормативы используются для расчета количества наркотических лекарственных средств, которые потребуются больнице-региону-всей стране в следующем году. На этих подсчетах основываются производители, планируя, сколько надо выпустить наркотических средств. Беда только, что многие больницы и регионы тупо делают подсчеты, умножая нормативы на количество коек без привязки к реальной потребности, и потом произведенные обезболивающие пластыри оказываются невостребованными.
МККН предлагает несколько способов расчета потребности: по потреблению (но у нас оно и так недостаточное - не все обезболены, кому нужно), по услуге (по модельным медучреждениям - но у нас страна большая, медучреждения такие разные - не посчитаешь) и по заболеваемость (берется количество больных неким заболеванием, известно, что n% больных нуждается в обезболивании в такой-то дозе в течении стольких-то дней - все перемножил и получил результат). В общем, решили, что надо бы считать по заболеваемости, но тогда цифра выйдет явно завышенной и приведет к перепроизводству, так как (см выше) не всем заболевшим нуждающимся в лечении боли эти наркотики будут назначены. Здесь разгорелись жаркие дискуссии. Надежда Осипова призывала внести в Закон об обороте наркотических средств обязанность государства обеспечить больных обезболиванием. Что должна быть государстенная политика в области обозболивания. Ей возражали, что норма по обезболиванию уже есть в Основах охраны здоровья граждан, и будет с нас. Я предложила попровить статью 4 наркотического закона, так как там декларируются принципы политики государства в области оборота наркотиков. Так в этой политике про лечение наркомании написано, а про доступность наркотических лекарственных средств - ни слова. Я понимаю, что это декларативная норма, которая сама по себе ничего не исправит. И тем не менее, декларации тоже много значат. Если у нас со всех трибун декларируется, что однополая любовь - это ай-ай-ай, то все начальники берут под козырек и идут переименовывать детские сады, названные словом «Радуга». Волшебная сила декларации! Если продекларировать, что надо лечить боль, глядишь, и руководители здравоохранения на местах почуют, куда ветер дует и предпримут что-нибудь. Так что декларации - это тоже важно.
Представители ФСКН были на нашей встрече. Некоторые их тезисы вызывают у меня несогласие. Но в целом все последние инициативы Минздрава ими одобрены без проволочек.
По морфину короткого действия - никто эту инициативу не поддержал. Сказали, «верните нам лучше наш старый просидол». И еще сказали, что это очень старое лекарство, и для прорывной боль лучше уже не к морфину короткого действия привязываться, а другие какие-то новые препараты внедрять. Типа леденцов, например.
В общем, такая история. Свои задачи я вижу в
- содействии образованию и просвещению в области обезболивания (и в медицинской, и в правовой части)
- анализ нормативной правовой базы субъектов федерации и федеральных, выявление и устранение расхождений
- анализ судебной практики в области медицинского применения наркотических лекарственных средств - нужно для объяснений с ФСКН.
Вот. Any ideas?
когда пройдет боль?