Вот еще кусок дедовых воспоминаний о первых послевоенных днях в Германии. На днях выложу рассказ про самые первые дни, и по Берлин осенью-зимой 1945 года.
Другие рассказы по ссылке МАЛЬЧИШКИ
С самого детства о «загранице» у нас складывается какое-то особое мнение, на другие чувства непохожее ощущение. Там все должно быть не так, как-то иначе, лучше даже, по особенному заманчиво и привлекательно. Такие ощущения (не без греха) сложились и у меня. Основательное, нужно сказать, обстоятельство. Вот весь фокус в том, что за границей все точно так же, как и у нас, только кое-что лучше, кое-что хуже, и только.
Итак, мальчишки. Заграничные мальчишки.
На улице стоял босой парнишечка, засунув палец до предела возможности в рот. Он был … и вихраст. Проходившую мимо девчонку он ловко дернул за косичку и мгновенно принял прежний вид, только изменив позу - в силу необходимости вынул палец изо рта (рука нужна была, чтобы за косу хватать), и заложив руки назад, принялся рассматривать воробьев на крыше. Каюсь, я ошибся. Я думал, что это наш тульский или орловский сорванец, и спросил у него, где можно найти воды попить. Сорванец уставился на меня иcподлобья, и как-то вбок пробормотал: «Нихте ферштейн». Это оказался заграничный мальчик. Быть может, с вышеупомянутой точки зрения обывателя я смотрел на все германское и в дальнейшем, но я не даю себе в цель писать «мемуары» с «мировоззрением», «идейным уровнем». Я рядовой советский гражданин, и каким сделало меня мое бытье, таков я и в своем отношении к окружающему.
Я видел, как девочки и мальчики чуть помоложе возрастом девочек играли в «цари», как и играют у нас в России. На детей и на их дела мало сказываются события, содеянные взрослыми - чуть освоились с новой обстановкой и их жизнь потекла по прежнему, с «чрезвычайными делами», «страшными секретами» и «необыкновенными событиями». Дети играли в жмурки, как играют в Москве и в Ленинграде, дети играли в прятки, как играют на Украине и в Сибири. Мальчишки, состроив рогатки, охотятся за воробьями.
Мы редко наблюдали детей на фронте, тем более их игры. Как отрадно иногда на них посмотреть, на их причуды, на их необыкновенную живость, удивиться их неутомимости и быстроте перехода от горя к радости. И мы с удовольствием устраивали себе это зрелище - почти у каждого дома, в России, был ребенок - сын или дочь.
- Вот этих, пожалуй, перевоспитать еще можно в демократическом духе, - сказал кто-то из нас, имея в виду перестройку фашистской Германии в свободную демократическую страну без нацистских тенденций.
Я невольно вспомнил альбекский домик, в который я заходил. В одной из комнат, очевидно, детской, я увидел прекрасный набор игрушек. Но что тут было? Только отлитые из какого-то легкого металла солдатики. Вы думаете, они были хоть сколько-нибудь похожи на те, что нам предлагают в детских отделах «Игрушки»? Неизвестно какой армии и национальности, не говоря уже о роде войск? Нет. Это по полной форме солдат, с саперной лопаткой, с винтовкой именно типа «маузер», с цилиндром противогаза за спиной, с раздвоенным подсумком. Это пушки, про которые скажешь, что это вот 75 мм полковая, это дивизионная, это противотанковая, это дивизионная лёгкая, это зенитная, это 155 мм гаубица. А вот крупный солдат, на нем все прикалывающееся: фляга, противогаз, подсумки, автомат, каска. Самолеты: это «мессершмит», это «юнкерс». Вот кавалерия, вот связист, вот автоматчики. И все это выдержано в масштабах. Вот стрелок, он правильно раскинул ноги и опер винтовку о холмик. Вот самодвижущаяся игрушка - это средний танк с вращающейся башней, с пулеметами. Вот бронепоезд на рельсах. Стреляющая пушка. Но вотнад чем следует подумать: в издании берлинской типографии листочки для вырезывания и склеивания. Что здесь? Вы думаете, Бранденбургские ворота или дворец Гогенцолернов, или ансамбль памятника Вильгельму Первому? Нет. Вам не угадать. Это танк. Но какой танк?
Вот тут-то вся загвоздка! Это танки «К.В.», «Т-34» и «Т-70». Они прекрасно выполнены (ребенок потрудился на славу!), на днище - краткие данные: лобовая броня, вооружение, скорость, всё. Быть может, многовато для 8-10 лет, но для 11-14 как раз! Все дети любят играть в войну. Немецкие дети готовились к войне. И на всем свастика, везде фюрер, везде «немецкий дух». И я подумал: «Нет, и этих детей трудно взять в руки!».
Трехостный студебеккер вывести из строя очень трудно. Шилом или ножом ската не проколешь. Но брось десяток гвоздей на булыжник мостовой - один из них да попадет под скат второй оси, а между вторым и третьим скатами на большой скорости - завихрение, гвозди подбрасывает в воздух, им придается завихрением скорость и сила пули, и скат третий гвоздем прокалывается. Даже пропарывается. Так выходит из строя студебеккер от руки «заграничного мальчика», который знает, какая лобовая броня у советского «К.В.».