Архитектура новых станций метро

Mar 01, 2016 10:00

На прошлой неделе по приглашению Саши russos я посетил «Метрофест» - публичные лекции архитекторов, инженеров и урбанистов о развитии рельсового транспорта мегаполиса. Главная тема встречи - архитектурные конкурсы на разработку проектов будущих станций метрополитена. Саша был одним из ведущих и вместе с Андреем Суриковым рассказывал про эволюцию архитектуры московского метро: от Кропоткинской до Жулебино.

Давайте же посмотрим, какое оформление станций ждет нас в ближайшем будущем...





1. «Метрофест» проходит уже не первый раз, хотя я оказался там впервые. Организатором мероприятия выступает компания «Мосинжпроект». В этот раз все действие происходило в пресс-центре Digital October, что на Красном Октябре.

Первым спикером стал Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы. Тема его выступления: "Роль архитектурных конкурсов в становлении облика московского метро." До 2020 в Москве планируется построить какое-то немыслимое количество новых станций и проложить более 160 километров линий метрополитена. Конструктивно многие станции будут выполнены по типовым проектам, что позволит сократить сроки и стоимость строительства. Однако внутреннее оформление каждой станции будет индивидуальным.



2. В прошлом году в Москве состоялся открытый конкурс на лучший дизайнерский проект строящихся станций метро. Архитекторам, дизайнерам, художникам было предложено представить варианты оформления станций «Солнцево» и «Новопеределкино». Интерес к конкурсу проявили не только отечественные архитектурные и дизайнерские бюро, но и зарубежные, после чего статус конкурса вырос с национального до международного.



Работы на конкурс представили 96 участников из России, Германии, Дании, Австралии, Литвы, Латвии, Армении и других стран. Лучшие проекты были вынесены на голосование на столичный портал «Активный гражданин», где победителей конкурса определили сами москвичи.



3. Выступление Саши и Андрея было самым живым и энергичным. Возможно потому, что в основном они рассказывали про историю первой линии московской подземки - Сокольнической, так сказать, моей родной ветки.



4.



5. Теперь что касается новых архитектурных проектов. 18 ноября были подведены итоги первого этапа открытого национального конкурса с международным участием на разработку архитектурно-художественного решения станций московского метрополитена «Нижние Мнёвники» и «Терехово». Жюри конкурса определило авторов 10 лучших проектов, которые продолжат работу во втором этапе.

Самый крутой проект предложило архитектурное бюро Т. Башкаева. Не зря этот проект выиграл конкурс. Я не удержался, и взял рендеры из их презентации. Смотрите, какая красота!



6. Ведущая роль в проекте отведена комбинации материалов и освещению. В качестве основного материала применен бетон: окрашенный и фактурный в виде лицевого монолита и панелей. Главными элементами концепции являются прямоугольные «контробъекты» красного цвета, образованные свободно стоящими в атриуме перекрытыми опорами, - по одному в каждом вестибюле. Они будут играть роль пространственной доминанты в вестибюлях и являться ключевыми объектами платформенной зоны, визуально соединяя эти пространства.



7.



8.



9. Мне в проекте нравится все, кроме шрифтового оформления.



10.



11.



12.



13.



14.



15.



16.



17.



18.



19.



20.



21.



22. Победитель конкурса по станции «Терехово». BUROMOSCOW



23.



24. Потолок стащили со станции Электрозаводская.



25.



26.



27.



28.



Другие проекты:

29. Георгий Снежкин. Архитектурное бюро «Хвоя».
Входные павильоны имеют вид прямоугольной кирпичной арки. Торцовые стены выполнены из стекла. Территория вблизи павильонов благоустраивается. Здесь располагаются велопарковки, места отдыха, лифты и деревья.



30. Стены переходов оформлены плоской кирпичной фигурной кладкой. На полу - шлифованный гранит. Освещение обеспечивается закарнизным светом. Потолок штукатурный. Напротив входа в метро расположена декоративная рельефная кирпичная вставка.



31. Стены платформы оформлены плоской кирпичной фигурной кладкой. Каждая колонна покрыта своим типом кладки. На полу - шлифованный гранит. Освещение обеспечивается группами светильников, выстроенных в линию вдоль платформ. Технический короб над путями служит информационным табло для пассажиров.



32. Архитектурное бюро «Практика».
Тыльная стена, вырастая из земли, плавно переходит в кровлю. Ощущение единой тонкой оболочки за счет утончения краев конструкции. Кровля решена как продолжение стены. Декоративный фрагмент мраморной облицовки маркирует образ и функцию павильона.



33. Перекрытие между эскалаторами расширяется, здесь возникает дополнительное публичное пространство: форум и амфитеатр. Это место встреч и общения. Аркады и потолок - стальные окрашенные панели. Полы - терраццо с наполнителем из светло-серого гранита.



34. Параллельные нефы с полуциркульными сводами. Ощущение тонкой оболочки реализуется за счет утончения краев конструкции. Пол - тераццо. На поверхности стен проступают фрагменты мраморной облицовки. Зона движения поездов - затемненное пространство. Свет проступает из стен через проемы арок.



35. Александр Незнамов.
Павильон представляет собой сформированную столбами-стволами деревьев коробку-слепок ткани соснового бора. Монтируется из сборных железобетонных элементов, крашенных в массе в кремово-белый. Полосы между столбами заполняются стеклопакетом.



36. Световые круги выделяют зоны: банкоматы, автоматы по продаже билетов, кассы и площадь для встреч с двухсторонней скамьей овальной формы. Скамья дает возможность перевести дух, созерцая проекцию северного сияния на стене-кинотеатре, расположенной полукругом над эскалаторами.



37. Тонкие полосы светильников распохложены на одном уровне с вентиляционным коробом, образуя единую плоскость освещения платформы. Поверхности между платформами выкрашены матовой краской цвета антрацит. Подвешенные лампы крепятся к потолку тросами, и чтобы предотвратить раскачивание соединяются между собой жесткими креплениями, которые монтируются к конструктивным элементам станции.



38. Traian Bompa (французы).
Павильоны представляют минималистичные конструкции, отгороженные прозрачными стенами волнистого стекла. Потолок отделан зеркальным материалом, соединяющим подземный мир и мир над поверхностью земли. Конструкция крыши павильона - бетонный полукруг со светящейся буквой M. Зеркальный потолок будет отражать конструкцию, превращая ее в полный круг.



39. Подуличный переход отделан декоративными панелями с растительным узором. Пол выполнен из светлого гранита. Округлые объемы технических помещений ведут пассажиров в вестибюль и зоны платформ. Станция раскрывает связь пассажира с природой.



40. Пространство вестибюля разворачивается между волнистых стен, в которых размещены технические помещения. Вестибюль функционирует в качестве общественного пространства с местами для сидения и встреч. Пол выполнен из светлого полированного гранита. Мебель разработана в виде небольших сфер.



41. Доступ к платформе будет осуществляться через зал, украшенный растительным орнаментом, создающим ощущение волшебной параллельной вселенной. Освещение следует той же логике матрешки: равномерная сетка осветительных ламп. Природа и растительность будут представлены на изогнутых стенах.



42. Alexandr Mergold (США).
Разноцветное «Жулебино» нервно курит в сторонке.



43. Промышленный линолеум с мозаичными вставками и перфорированная металлическая потолочная плитка со светодиодами.



44. Зона эскалаторов, выходящих на уровень платформы и платформенная часть с мореными деревянными скамьями



Вот как-то так выглядит наше с вами метро-будущее. Что скажете, друзья?

Подробный репортаж про само мероприятие смотрите в журнале http://kventz.livejournal.com/169350.html - там все подробно и интересно расписано.

Метрополитен, Архитектура, Метро, Москва

Previous post Next post
Up