Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 6.

Sep 15, 2015 00:11

Оригинал взят у stapelia2784 в Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 6.
                                Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 6.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5.

Нечетная сторона.

Продолжаю рассказ про Ленинградский проспект, что было, что стало.


Для наглядности отрезок, о котором я сейчас рассказываю, на карте 1915 г. с наложением на нее  карты с современной нумерацией домов, справа бывший стадион  Юных пионеров.


В 4-й части я рассказала про выставку 1882 г.
   И в дальнейшем Ходынское поле было известно своими выставками.
   В 1885 г. тут состоялась Ремесленная выставка, она проводилась в павильонах выставки 1882 г.


Внутреннее пространство.
                             

Другие фотографии с ее интерьерами можно посмотреть у уважаемого humus здесь.
   Выставка была открыта в честь столетия дарования Императрицей Екатериной II самостоятельных прав ремесленному сословию. К ее открытию был выпущен вот такой памятный жетон.
                            

Французская торгово-промышленная выставка проходила тут в 1891-м году, она походила и на парад парижских мод, и на демонстрацию достижений технического прогресса, и на концертную площадку.
   Вот выдержки из статьи А. Беляновского "Главный вход на выставку был украшен множеством русских и французских флагов, изображениями российских орлов, вензелями Государя Императора и большими медальонами с литерами RF (Республика Франция). Здесь же находились гербы французских провинций и русских губерний.
                            

Основная экспозиция Французской выставки разместилась в Центральном здании, представлявшем собой восемь продольных павильонов, соединенных круговыми галереями.
   Павильон главного входа, первый на пути гостей, встречал тончайшим ароматом французской парфюмерии и праздничной выкладкой произведений прикладного искусства - майолики, хрусталя, стекла, зеркал, "мельхиора и иных подделок под серебро». Их дополняли художественная бронза, люстры и канделябры.
   Другое необычное сооружение - отдельно стоящий Военный павильон возвели в виде старинного укрепленного замка в готическом стиле. Материалом послужило дерево, однако благодаря раскраске в цвета природного камня он производил впечатление прочного каменного здания. Внутри находилось несколько комнат. Главный зал, занимавший половину объема, заполнили чучелами лошадей и манекенами французских солдат и офицеров различных родов войск. Стены скрыли под декорацией, изображавшей артиллерийскую батарею и военный лагерь. В других залах экспонировали товары поставщиков французской армии.
   Здание Императорского павильона предназначалось исключительно для отдыха Августейшего Семейства. Построенное еще в 1882 году для Всероссийской выставки, оно было полностью обновлено и отреставрировано. Мебель, ковры, портьеры и украшения доставили французские экспоненты, что, несомненно, прибавило им репутации и послужило хорошей рекламой предлагаемых товаров.


Театры, рестораны и светящиеся фонтаны просыпались к вечеру и жили полной жизнью до часу ночи. Многие тогда вполне искренне считали Французскую выставку… парком увеселений. Действительно, как еще назвать тенистый ухоженный парк с двумя театрами, дорогими ресторанами, арабской кофейней, трактиром, многочисленными оркестрами и широко раскинувшейся россыпью торговых киосков?
   Прямо за Центральным зданием вырос концертный театр Омона (напомню, в эти годы Омон арендовал участок по соседству, у купца Постникова, об этом тут), где трижды в день давала представления «смешанная франко-русская шансонетная труппа, гимнасты, укротители зверей и разные тому подобные увеселители. С трех сторон здание окружили широкой террасой, где в антрактах играл военный оркестр. Там же устроили буфет и расставили столики для гостей.
   Другой очаг искусства - опереточный театр Лотомба находился внутри Центрального здания. Выстроен он был в два этажа, имел три яруса лож и вмещал 1400 зрителей. Билеты здесь продавали не только на кресла в партере, но и на отдельные стулья в ложах, как во Франции (в России ложи выкупали целиком).
   Два главных ресторана - Александрова и Ломача (русский) и Ансара (французский) - соседствовали в Центральном здании.
   И еще одно место паломничества - маленькая арабская кофейня надолго запомнилась москвичам горячим кофе и представлениями труппы обворожительных танцовщиц.
   Для простого люда работал трактир - «дешевый, ну совершенно русский народный».
   В центральном саду на специальных эстрадах с 5 до 11 часов вечера играли оркестры. Здесь же поставили 24 киоска, сдав их в аренду предпринимателям для торговли цветами, фруктами, табаком и фруктовой водой. Лишь в одном из них продавали газеты и журналы.
   Главная достопримечательность и приманка выставки, ее апофеоз - Fontaines Lumineuses! - светящиеся фонтаны работали в 9, 10 и в 11 часов вечера, после закрытия павильонов, служа, таким образом, лишь увеселению публики.
   Зрелище, по тем временам, было абсолютно новым и невиданным. И потому понятно восхищение журналиста, писавшего: «Бесспорно, они оправдывают репутацию, созданною им Парижской Всемирною выставкою. Когда все водяные столбы, поднимаясь на десять сажень, рассыпаются миллионами брызг и водяная пыль клубится серебристым туманом, а снизу вся эта громада воды освещается то ярким светом расплавленного золота, то рубиновыми огнями, то нежно-голубыми и темно-синими, картина поражает своей фантастичностью. Это какие-то волшебные чертоги из расплавленных драгоценных камней, это - блестящий огненный фейерверк. Зритель забывает, что пред ним вода, и чем больше он вглядывается, тем сильней делается иллюзия, переносящая его в сказочный мир. Освещение фонтанов варьируется с большим вкусом, и картина особенно красива, когда боковые струи освещены боковыми огнями, а средний, главный водяной столб отливает матовым серебром или изумрудным светом морской пучины. Толки о фонтанах не погрешили против истины. Фонтаны выше всех своих описаний". Полностью статья тут.
   В 1914 году на этом месте открылась Фабрично-заводская и ремесленная выставка. Для нее уже были построены новые павильоны. Общий вид.


Журнал Искры в 1914 г. писал "Её устроило Взаимно-вспомогательное общество ремесленников, осн. в 1875 году. Все-таки выставка не совсем закончена еще и не приведена в порядок и потому не дает необходимой полноты впечатления. Восхищение публики вызвали павильоны, созданные по проектам архитекторов Карла Александровича Грейнерта и Владимира Васильевича Воейкова.
Многие выставочные здания пустуют, и лицам, посещающим выставку, придется любоваться не экспонатами, а лишь павильонами, подчас красивыми и стильными...
   Красив еще главный павильон, напоминающий Ярославский вокзал в Москве. Здесь также имеются кое-какие экспонаты, но павильон далеко еще не полон и своей пустотой производит гнетущее впечатление. Зато на выставке отведено широкое место увеселительной части....
Так же запоминаются Дворец мод и Фабрично-заводской, выстроенные в стиле ампир".
   Главный вход.


Главный павильон.


И далее в журнале ""Среди многочисленных увеселительных заведений самое видное место занимает театр Суходольского. Здесь будут концерты и гастроли столичных и приезжих артистов и артисток".


В 1916 г. собирались открыть огромную Всероссийскую выставку, но наступали другие времена и этой задумке не суждено было осуществиться.
   Уже до революции, в промежутках между выставками, здесь стали проводиться первые спортивные состязания, т.к. еще в 1911 году город Москва отдал бывший Царский павильон Клубу лыжников с условием бесплатных занятий с детьми зимою. В тот же год здесь была построена первая в России специализированная футбольная площадка. С этого учреждения началась история стадиона Юных Пионеров или коротко СЮП..
    В 1913 г. здесь прошли соревнования по бегу на 100 м, фото здесь;  вот снимок легкоатлетов  1915 г. у клуба лыжников (бывшего Царского павильона), фото здесь: а в 1917 г. от того же Царского павильона стартует первый выезд клуба московских мотористов, фото здесь.
   На сайте, посвященной истории команды "Спартак", здесь, я прочла следующее: "Во время 1-й мировой войны стадион пришел в запустение, и на его месте образовалось гигантское кладбище сломанных трамваев. В марте 1923 года стадион МКЛ (московский клуб лыжников) стал собственнос­тью РКСМ Краснопресненского района, но так и остался не восстановленным. Грандиозные по масштабам работы начались в апреле 1926 года. И к июлю новая арена, крупнейшая на тот момент в СССР, была построена, получив название - стадион имени Томского союза пищевиков.(М.П. Томский в то время занимал должность пред­седателя ВЦСПС).
     В состав комплекса, когда он был доведен до конца, входили: три футбольных поля (основное и два тренировочных), две легкоатлетические дорож­ки, специальные площадки для отдельных видов легкой атлети­ки, 4 баскетбольных площадки, 4 волейбольных, пушбольная, для игры в крокет, четыре теннисных корта, три бетонных пло­щадки для игры в городки, специальные оборудованные места под навесом для летних занятий борьбой, боксом, гирями, ке­гельбан, 200-метровый тир, 500-метровый велодром. Но глав­ным предметом гордости служила центральная арена стадиона - футбольное поле размером 85 на 115 метров, окаймленное три­бунами (на момент открытия была построена лишь одна). За футбольными матчами могли одновременно наблюдать 13 ты­сяч зрителей (позже стадион располагал трибунами на 8000 че­ловек и насыпью, где могли расположиться еще 15 тысяч). Существует эта арена и поныне. Это всем известный Стадион Юных пионеров".
   Вот так выглядел стадион на фото 1926 г.


У Ильфа и Петрова в "12 Стульев" в рукописи встречается фраза "Велосипедисты бесшумно летели со стадиона Томского, с первого большого междугороднего матча", в позднейших изданиях вместо "стадиона Томского" - "Стадион юных пионеров".
   После причисления Томского к "оппозиционерам"  в 1929 г., его имя упоминать запрещалось, позже стадион переименовывают в стадион Юных пионеров и из взрослого он превратился в детский.
   Отсюда во всех советских путеводителях датой основания СЮП считается 1932 - 1934 гг.
    Ограда стадиона. Фото 1934 -1937 гг.


К сожалению, старых фотографий того времени почти не сохранилось.
    А послевоенном времени стадиона замечательно написала заслуженный тренер Т.А. Тарасова в своей книге "Четыре времени года" - "На СЮПе всегда было шумно и везде бегал народ. Кто в волейбол играет, кто в баскетбол. Зимой каток на стадионе заливали не только для фигуристов, по краям были проложены дорожки для конькобежцев. С конькобежцами фигуристы дружили - они целый день на льду и мы тоже... Ах, уже нет сейчас того, что было,- выходишь из теплушки, кружатся вокруг крупные хлопья снега... Каждый вечер - праздник. Музыка грохотала до двенадцати ночи, из соседних домов жильцы писали жалобы. Мы разойтись по домам не могли. Нам не хватало льда..."


У меня со стадионом связана своя история, нет я здесь никогда не занималась, в мое время уже были стадионы ближе ЦСКА и Динамо, но иногда бывала, т.к. тоже жила на Соколе. А история моя такова, как-то мои родители зимой поехали на стадион и взяли с собой меня, когда мы сошли с трамвая, меня посадили на санки и повезли вдоль ограды стадиона, на каком-то ухабе я свалилась и выпала из санок, но почему-то не заплакала, а родители продолжали идти, о чем-то весело болтая, и ничего не замечая, пока шедшая в отдаление женщина не крикнула "Эй, папаша, ребенка потеряли". Эту историю так часто вспоминали в моей семье, что я уже точно не знаю, правда ли я помню удаляющиеся фигуры родителей или это уже мое воображение дорисовало.
   В путеводителе по Москве за 1975 г. читаем: "От входа через весь стадион ведет аллея. Справа от нее - сектор баскетбола и волейбола, слева - футбольное поле с трибунами на 7 тыс. человек, легкоатлетические секторы и беговая дорожка.


Далее расположены гимнастический и акробатический городки, теннисные корты, за которыми - малое атлетическое поле. Рядом с кортами - здание первого в Советском Союзе крытого катка с искусственным льдом (1955). По аллее можно пройти к Дому физической культуры, в котором есть гимнастический зал и ряд других помещений.
                             

В западном секторе расположен велотрек, построенный в 1951 г. В 1967 г. здесь вступил в строй легкоатлетический манеж.


Стадион - крупнейшая детская спортивная школа, в которой занимается более 2 тыс. юных спортсменов в возрасте 5-18 лет. Здесь начинали свой путь многие выдающиеся мастера спорта: футболисты, гимнасты, легкоатлеты, фигуристы, лыжники и другие.
   Путеводитель 1989 г. сообщает, что второе рождение СЮП получил в период подготовки к олимпиаде 1980 г. На территории в 7 га наряду с традиционными сооружениями появился ряд уникальных и разных по назначению сооружений: тренировочное поле покрытое искусственным газоном, асфальтированный роликодром, легкоотлетический манеж, велотрек с трибунами,

каток искусственного льда, специализированные залы хореографии и гимнастики, шахматная школа и др.

Продолжение. Часть 7.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: http://www.rusbibliophile.ru/Book/Plarr_L__Franciya_v_Moskve:_ ; http://www.informexpo.ru/new/view_content.php?id=1612 ; http://rusfan.ru/posts/16085

промышленная архитектура, памятник, достопримечательности, фабрика, портрет, Ленинградский, Сиу, Прогулки по Москве, архитектура

Previous post Next post
Up