По примеру А. Т. Фоменко объявляю новое направление исторической мысли - "Новая Этнография" - открытым.
Почему это важно? Например, потому, что без этнографической ясности нельзя понять, почему рабовладение в Древнем Египте не было возможно. А между тем, этнографы не свободны от авторитетов прошлого, изрядно понавравших. Приведу подходящий пример такого вранья.
В числе «дурных обычаев» феодализма, проанализированных дореволюционным историком Владимиром Константиновичем Пискорским значится арсиа - штраф в случае пожара в усадьбе крестьянина. Однако под похожим словом упоминался ещё и обычай, по которому сеньоры заставляли крестьянок кормить грудью своих детей, что, естественно, вызывало протесты. Историки XIX в. спорили о содержании этого термина, но сейчас под ним подразумевают именно штраф за пожар (взято в Марк Блок "Феодальное общество").
ПРИМИТИВНЫЙ АНАЛИЗ
У сеньора - от жен и любовниц - могло быть в пределах видимости 10-50 детей. При этом вряд ли у сеньора было одновременно более 1-3 младенцев, нуждающся в грудном вскармливании, и у каждого грудничка была собственная мать с собственной грудью. Отсюда два вопроса:
1. Какой смысл напрягать крестьянок?
2. Отчего крестьянки, между делом вскармливавшие поросят и щенят, возмущались?
ОТВЕТ СОДЕРЖИТСЯ В ПОСТУЛАТЕ ИСЛАМА (radaa'ah)
(ислам задокументировал массу ценной информации о прошлом)
Кого бы ни покормила грудью женщина пять раз, он становится ее ребенком, а она становится его матерью. Ее муж становится отцом ребенка, и каждый, кого также кормила грудью эта женщина, становится его братом или сестрой.
В исламе это не приводит к фатальным последствиям, - претендовать на наследство молочный ребенок не может, а вот в христианстве все иначе. Даже безродный нувориш мог стать братом королю, если уговорит его мать (небезвозмездно) допустить его до своего соска. Но чаще применялось насилие. Величайший император Византии Ираклий стал приемным сыном захваченной им высокородной Епифании сходным образом, и именно поэтому в Египте его признали за владыку.
Схема изумительно как хороша, если сеньор захватил чужих крестьян и их земли не по правилам. Принуждение жен старост к кормлению грудью сына нового сеньора радикально изменяет статусы: захватчик становится родичем, избавиться от которого, например, убив, уже нельзя.
Феодальное устройство требовало подобных "семейных" обрядов на каждом шагу. Торговля землей порождала весьма нелепые ситуации: могущественный сеньор, приобретая землю какого-нибудь мелкого дворянина, был вынужден принести ему оммаж и стать его вассалом «руками и устами». Арсиа имеет совершенно тот же посыл.
Это - азы, но историки почесали репы, оценили потенциальный ущерб своей кое-как состряпанной "науке" и сказали этнографом "фу, туда не ходи, на голова что-нибудь упадет". Вот и пришли к соглашению, что арсиа это штраф за пожар.