Об истории туннелей. Часть 5-3 -2.

Mar 24, 2013 01:00

Оригинал взят у aldanov в Об истории туннелей. Часть 5-3 -2.

Древний Рим: дорожные туннели.




Рис. 44. Туннель Крипта Неаполитана, архитектор Луций Кокцей Аукто, длина туннеля 711 м, высота 4,6-5,2 м, ширина 4,5 м, 2 вентиляционные вертикальные шахты, построен во второй половине 1 века до н.э. Он соединяет Неаполь и Пуццеоли и эксплуатировался до 1885 года, когда часть туннеля обвалилась.

Три самых больших дорожных туннеля Древнего Рима, построенных в Неаполе не Флегрейских полях, уже не просто функциональные объекты, но архитектурное украшение города с давних времен. Тут архитектор начинает доминировать над заказчиками и подрядчиками и проявляет свое искусство. Архитектор Луций Кокцей[1], по происхождению грек из Кампании, вольноотпущенник Кокцея Нервы проложил туннели Crypta Neapolitana (рис. 35 и 47), связавший Неаполь и Поццуоли (Путеоли), Grotta di Cocceio или Grotta della Pace, связавший озеро Аверно с крепостью Кумы, и   Grotta di Seiano, пересекший холм Посилиппо и связавший Неаполь с виллой Ведио Поллио.

Кстати, сами поля названы так греческими колонистами, считавшими, что возле Везувия они нашли место мифической гигантомахии, их название Φλεγραία πεδία- выжженная земля. Тут и по сей день можно найти места, где из под земли пробивается пар или дым и ничего не растет (рис. 45). Главная лавовая порода этих мест - туф. Он легок для резки и это способствовало развитию подземного строительства, в том числе и прокладке туннелей.




Рис. 45. Термальная деятельность у Поццуоли. Такими эти места восприняли греки-колонисты.



Если туннель Крипта Неаполитана сохранился хорошо, то Грот Кокцея[2] (Grotta di Cocceio), пострадал намного больше - землетрясения, осыпи, а потом еще и Вторая мировая война (в части тоннеля был устроен склад боеприпасов, который взорвался) сильно повредили ему, хотя во многих отношениях Грот Кокцея интересен и оригинален (рис. 46). По замыслу заказчика и архитектора туннель давал выход к озеру, на котором был порт, рядом был проложен акведук, и туннель решал несколько задач.





Рис. 46. Грот Кокцея (Grotta di Cocceio) построен в 38-36 г.г. до нэ по заказу Марка Агриппы, был прямым, длиной 970 м, шириной 4,5 м, высотой 4,5 ÷ 8,0 м, имел 4 вертикальных и 2 наклонных шахты для вентиляции, а также отверстия для освещения, стены были обделаны мрамором, на некоторых местах были сделаны фрески, и на входе был устроен вестбюль с мраморными колоннами.. На фото вход в туннель у озера Аверно и его вид внутри. Фото и описание на итальянском языке.

Что касается Грота Сейяно (рис. 47, 48), то он очень хорошо сохранился.




Рис.47. Вход в Грот Сейяно (Посиллипо)

GIOVAN BATTISTA BASSI
(Somma Lombarda, 1784 - Roma 1852) La grotta di Posillipo (dal trittico La poesia del giorno)










Рис. 48. Грот Сейяно (Grotta di Seiano, Grotta di Posillipo), длиной 780 м, ширина 4,0 ÷ 6,5 м, высота 5,0 ÷ 8,0, три вентиляционных шахты, построен во второй половине 1 века до н.э. для частного заказчика. Верней, Публий Поллио был всадник времен Августа, то есть и общественный деятель. Хотя его вилла называлась «Перерыв в несчастьях», но и она, и этот удивительный туннель к ней демонстрируют богатство и роскошь. Неудивительно также, что Поллио завещал ее императору. Кроме внутренней отделки обращают на себя внимание и специально сделанные галереи в конце туннеля и обзорная площадка.

Снова нам удалось пройти по цепи растущих достижений римлян, кульминировавшей великолепными строениями и появлением нового качества технологии, что не казалось таким уж очевидным.

Современный инженер так описывает бытовавшие представления о строительной технологии римлян на примере акведуков[3]: «Обычно считается, что римские инженеры решали свои задачи чисто практически, на основе ранее накопленного опыта, постепенно совершенствуя проверенные временем конструкции, и что они мало разбирались, например, в геометрии, чтобы на ее основе достигать оптимальной скорости воды в водоводе или же определять, какую массу должен иметь мост, чтобы он выдерживал сильный напор ветра. Кроме того, их принято считать консерваторами в строительстве, которые недостаток теоретических познаний компенсировали сооружением таких конструкций, которые имели многократный запас прочности и по этой причине требовали непомерных затрат. И тем не менее Пон-дю-Гар со своими невероятно высокими и величественными арками знаменовал собой решительный отход от всего того, что римляне построили до этого. Воплощенный в камне дерзкий замысел наводил на мысль, что римские инженеры, возможно, обладали гораздо большими знаниями, чем принято считать. И я, видимо, не ошибся. Расчеты, выполненные мною совместно с Ричардом А, Новаком, моим бывшим коллегой по Университету шт. Миссури, свидетельствуют об удивительной сложности конструктивных решений, к которым прибегали римские гидротехники и строители при сооружении акведука в Ниме».

Вероятно, надо все же ставить вопрос, а как осуществлялось обучение инженеров в те времена? Какой способ накопления информации cуществовал? Мы знаем, что примерно в то же время, что и туннели Кокцея, появились "Десять книг об архитектуре" Витрувия. Но, вероятно, были и другие книги. Причем в те же времена, потому что начинался золотой период оимской архитектры.
           Автор вышеприведенного мнения, Джордж Хок, говорит о замечательной красоты акведуке в Ниме, построенном в 19 г. до н.э. по распоряжению Марка Агриппы, то есть того же правителя, при котором строились дорожные туннели Кокцея. Спустя примерно 60-70 лет после этого было начато осушение озера Фучино. Туннель в Фурло, который приводят как образцовый, пробит в 75 году нэ. Примерно в то же время было начато строительство великого туннеля Тита в Каппадокии, о котором я написал ранее. Добавим, что многие великие мосты римлян были построены в конце 1- начале 2 века нэ, хотя техника строительства была отлажена примерно  конце 1 века до нэ. Этот прорыв, достигнутый в самых разных местах империи в одно и то же время, говорит о налаженном процессе обучения инженеров.

Ну, и добавим, для затравки будущего очерка, что именно в Неаполе мы сталкиваемся с феноменом огромного подземного города на глубинах до 30, а иногда и 60 метров, самых разных туннелей по своему предназначению: акведуки, резервуары, канализационные, дорожные туннели, катакомбы для добычи камня и кладбища в них. Строить подземный город начало до древних греков-колонистов местное население, которое вырезало в туфе в этих местах подземные дома, греки добавили к этому акведуки и канализацию. Честь создания дорог и туннелей для них принадлежит римлянам, хотя они и использовали в Неаполе, как мы видели местного греческого инженера, для этой цели. Такой же феномен подземного города существовал в Риме, и во многих других городах. К этой традиции обратились несколько позже и христиане. Но об этом поговорим далее.

Этот материал является частью серии публикаций:
Об истории туннелей. Часть 1.
Туннель к гробнице Сети I.
Геракл, как гидроинженер.
Об истории туннелей.Часть 2. Древняя Греция - Микены.
Об истории туннелей. Часть 3. Древняя Греция. После микенцев.
Об истории туннелей. Часть 4. Италия, Этрусский период.
Об истории туннелей. Часть 5-1 Древний Рим. Туннели для водоснабжения.

Об истории туннелей.Часть 5-2. Древний Рим.Туннели для осушения.

Об истории туннелей. Часть 5-3 -1. Древний Рим: дорожные туннели.

[1] Amato L., Evangelista A., Nicotera M.V., Viggiani THE CRYPTA NEAPOLITANA; A ROMAN TUNNEL OF THE EARLY IMPERIAL AGE Atti AITES/ITA World Tunnel Congress, Milano 2001.

[2] Amato L., Evangelista A., Nicotera M.V., Viggiani C., “ The tunnels of Cocceius in Napoli: an example of roman engineering of the early imperial age”, Atti AITES/ITA World Tunnel Congress, Milano 2001

[3] Хок Джордж Ф.У. РИМСКИЙ АКВЕДУК В НИМЕ «В мире науки», № 5, 1989

Previous post Next post
Up