Все же, на мой взгляд, Вы перегружаете обязанности предков по исчислениям. Для посевной и уборочной календари не нужны. Эти знания получаются эмпирическим путем. Крестьянин землю "чует". Он ее щупает, мнет, сжимает в кулаке, сидит, лежит на ней, и таким образом определяет, достаточно ли она влажна и прогрета, чтоб зерно не спрело, а проросло. А пору уборки даже Вы без подсказки определите, если проживете несколько лет в определенной местности и что-нибудь посеете.
Имена - это тоже явление недавнее. Даже наречение при крещении не значит, что человека будут называть данным именем. С уходом крестных и этот факт забывался. Каждый выживший получал какую-либо кличку, на нее и отзывались.
Это из моего опыта переписи населения в сельской местности кавказской республики лет тридцать назад: имени отца семейства узнать не у кого, если он живет не с родителями. Не удастся заполучит паспорт, так и придется записать "Батата Мусаев" - и жена и дети знают его по приклеевшемуся к нему в детстве красивому иностранному слову. Если опрашивать бабку семейства, то количество внуков высчитать точно будет практически невозможно. Свидетельств о рождении будет больше, чем наличных детей. Рождение регистрировать выгоднее, чем смерть - за умершего пособия не платят. Общее количество внуков назовет не каждая - будет на пальцах прикидывать детей одного сына, другого, третьего. Дети дочерей, если их несколько, несчитаемы.
Думаю, что в давние и не очень давние времена, дети не представляли из себя какой-нибудь ценности, это была неизбежность, а порой и обуза. это сейчас мы ребенка, или двух, тешим, балуем, восторгаемся - у нас, порой, ничего кроме ребенка и нету. А если малыши рождаются каждый год, невзирая на неурожай, голод или предстоящее сиротство, когда их там пересчитывать - выкормить быстрее, да на старших детей переложить. Работа не ждет, а тут на подходе очередной младенец. Вы говорите "нужно уметь хорошо считать". Бабушка моя рассказывала, как они, детьми, у своей бабки вареники воровали. Та вареников наварит, на стол выложит и посчитает: чет- нечет. Таскать со стола надо было по два, чтобы бабушка не заметила. Замечала, конечно, но каким-то своим счетом.
Другая система координат была. Другие приоритеты, другие ценности. Нечем нам понимать людей прошлых эпох, все по себе пытаемся мерить.
Имена - это тоже явление недавнее. Даже наречение при крещении не значит, что человека будут называть данным именем. С уходом крестных и этот факт забывался. Каждый выживший получал какую-либо кличку, на нее и отзывались.
Это из моего опыта переписи населения в сельской местности кавказской республики лет тридцать назад: имени отца семейства узнать не у кого, если он живет не с родителями. Не удастся заполучит паспорт, так и придется записать "Батата Мусаев" - и жена и дети знают его по приклеевшемуся к нему в детстве красивому иностранному слову.
Если опрашивать бабку семейства, то количество внуков высчитать точно будет практически невозможно. Свидетельств о рождении будет больше, чем наличных детей. Рождение регистрировать выгоднее, чем смерть - за умершего пособия не платят. Общее количество внуков назовет не каждая - будет на пальцах прикидывать детей одного сына, другого, третьего. Дети дочерей, если их несколько, несчитаемы.
Думаю, что в давние и не очень давние времена, дети не представляли из себя какой-нибудь ценности, это была неизбежность, а порой и обуза. это сейчас мы ребенка, или двух, тешим, балуем, восторгаемся - у нас, порой, ничего кроме ребенка и нету. А если малыши рождаются каждый год, невзирая на неурожай, голод или предстоящее сиротство, когда их там пересчитывать - выкормить быстрее, да на старших детей переложить. Работа не ждет, а тут на подходе очередной младенец.
Вы говорите "нужно уметь хорошо считать". Бабушка моя рассказывала, как они, детьми, у своей бабки вареники воровали. Та вареников наварит, на стол выложит и посчитает: чет- нечет. Таскать со стола надо было по два, чтобы бабушка не заметила. Замечала, конечно, но каким-то своим счетом.
Другая система координат была. Другие приоритеты, другие ценности. Нечем нам понимать людей прошлых эпох, все по себе пытаемся мерить.
Reply
Leave a comment