Jun 07, 2018 11:38
Это перевод стихотворения из двух слов, был опубликован в ИЛ в 1970-х.
Ложь - естественный для человека умственный механизм, но не доминантный. Рулит не ложь, а договор и доверие. Ложь паразитирует на доверии, но заменить его собой не может, как лесной клещ не может заменить собой ни лосей, ни мышей, ни зайцев. Клещ вторичен и абсолютно зависим.
Существует ложная идея о возможности строительства нашей жизни на лжи. Аналог - подводная лодка капитана Немо, собранная им из запчастей, изготовленных в разных концах света. Именно так Немо сохранил свой проект в тайне. Предполагается, что примерно так можно построить и всю цивилизацию целиком - не без оснований предполагается.
Изъян у идеи тот, что синхронно с цивилизацией строится и человечество, и если первое уподобить машине можно, то второе работает иначе. Да, человек пластичен и социален, что и заставляет его принимать на веру очень многое. Вот только необходимости договора - основы основ - это не отменяет. Шестеренки работают благодаря своим контурам, а отношения - благодаря договорам. Нарушенный договор - сломанный зубец, нарушенный крупный договор - брак в литье, когда может посыпаться вообще все.
В нашем случае система отношений была сломана однократно, однако принципиально - в тот момент, когда была введена парадигма о богоизбранности монархов, устранившая представление об обязательности постоянной обратной связи с подданными. В умах возникло два человечества "мы" и "они", и с тех пор это практически не меняется.
Да, был повсеместный короткий взлет демократии в 1960-х, давший миру целый карнавал свежих идей, и тут же появился Фоменко и еще целая тьма принципиальных направлений мысли, нацеленных на выяснение истинного положения вещей - не только в истории, но и в психологии, и в этнографии и даже в математике. Ясно, что это не понравилось, и процесс был стремительно свернут, а парадигма "мы и они" опять воцарилась. Результат: начинают подгнивать основы основ, и теперь врачу требуется не выздоровление пациента, а его платежи, полиции - не снижение преступности, а ее управляемость, а производителю - не качество, а гарантированный выход из строя - в строгом соотвествии с графиком перспективных продаж. Тактически это вовсе не плохо, но стратегически это абсолютный тупик. Человечество не способно развиваться с опорой на "мы и они", ему требуются только "мы". Нет водителя и его машины, есть единый организм, где жизни назначенных водителями, колесами и двигателями зависят в том числе и от состояния выхлопной трубы.
И главное: наше "транспортное средство" растет и развивается как одно целое, оно живое. Отдели высшую психическую деятельность от простейшей реакции простейших клеток кожи на ожог, и организм погибнет, очень быстро. Ложь как раз и отделяет (вынуждена отделять) одни части цивилизационного тела от других, стараясь изготавливать разные части нашей общей машины в разных местах, и подменяя подшитые в дело договоры их чуток измененными копиями. Более всего это отвечает модели "посыпавшегося здоровья", когда органы - один за другим - отвечают на запросы друг друга ложными сигналами.
И в перспективе - только флаттер, когда все крепления начинают по нарастающей и весьма неожиданно для пилота идти вразнос.
На деле, мы сейчас устраняем основную, а по большому счету, единственную ложь - ложь о богоизбранности власти. Они это тоже мы.
Тем самым мы устраняем из прошлого элемент чуда (оно же - незнание), и будущее, соответственно, начинает становиться под контроль. Источники флаттера следует устранять еще в конструкторском бюро, где любые ссылки на чудо (оно же - незнание) - признак профнепригодности.