Исследователь
https://neogeschichte.livejournal.com/ , предположив, что по теням на старых картинах можно установить предыдущее расположение северного полюса, угодил в яблочко.
Это площадь перед собором св. Петра, Ватикан. Север строго вверху, юг внизу.
Это худжник Фальда, 1663 год. Все так же, как и сейчас. Тень там, где и положено ей быть.
А это - Пиранези, 1773-1778 гг. Юг в противоположной стороне.
И это не отзеркаливание, что хорошо видно по строению справа: точно такое же на предыдущей гравюре.
Это строение и сейчас там стоит.
И это Пиранези, 1748 год. И снова юг в противоположной стороне.
А это Джузеппе Вази,1774 год. Юг, как и у Пиранези, в противоположной стороне.
И это Джузеппе Вази, 1753 год. Юг в противоположной стороне.
И таких изображений должно быть очень-очень много.
Вспомнился старый конфликт дореформенного православия и католицизма: православные считали, что католики ходят "против Солнца", что есть признак Антихриста. То есть, конфликт астрономический и четко завязанный на смену видимого хода Солнца. Уместно вспомнить и ранний ислам, в котором восход Солнца на западе был свидетельством Конца Света. Все срастается.
КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ:
oleg berezinТень обелиска вещь эфемерная, можно сказать, что автор перепутал.
Лучше Пантеон. Ориентация четко север-юг, вход на севере. План:
Теперь Пантеон внутри по Пиранези, вход справа. Луч света на стене характерный, но освещает южную сторону здания.
И современный вид такого же луча света, как и положено, светит с юга на север.
Из одной статьи о Пантеоне: "Место, занимаемое ныне главным алтарем, всегда в тени"
А Пиранези рисовал иначе, по не ясной причине.
.