Восстановление истории. Общая схема

Dec 22, 2017 00:08

Собрал все в одно место, кое-что переосмыслил и сократил. Дат нет. Есть сами принципы.

НЕДОСТАТОЧНОСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Фиксирую временное поражение попыток восстановить подлинный ход истории с опорой на хронологические сдвиги. Машинные методы уже позволяют отыскать для каждого типа сдвига до нескольких тысяч точных дубликатов событий, но пока общий алгоритм, по которому данные о событиях отбрасывали в прошлое, не найден, работа со сдвигами пригодна только для критики традиционной истории, что прикольно, но уже неактуально.

ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Ключевой исторический фактор, движущий качественное развитие, - изменение правоотношений. Сразу после формального освобождения крестьянин получает право выйти из общины и общинных правоотношений, а в момент подписания выкупных документов перестает быть временно обязанным субъектом крепостных правоотношений и становится участником финансовых.

Главное здесь - необратимый характер перемен. Закон, делающий крепостного лицом, изменяет общество целиком. Договор найма как форма привлечения трудовых ресурсов становится доминирующим, и под это перестраиваются все общественные институты - уже необратимо. Причина необратимости - большая успешность каждой новой ступени правоотношений. Земские суды в разрешении конфликтов успешнее патримониальных, а покупка земельного участка через нотариуса защищает интересы сторон лучше, чем вассальная присяга. Возврат невозможен, поскольку изменения не количественные, а качественные, меняющие общество как целое.

СКОЛЬКО РАЗ ПРАВООТНОШЕНИЯ МЕНЯЛИСЬ РАДИКАЛЬНО
Ответ есть: за всю писаную историю всего четыре раза.

1.    Ленникам массово назначена феодальная (не обязательно церковная) десятина
2.    Феодальная десятина поступила в свободный, а затем принудительный выкуп
3.    Крепостным массово назначена барщина - аналог десятины, но личным трудом
4.    Крепостная барщина отменена через свободный, а затем принудительный выкуп

Все четыре революции последовательно спускаются сверху вниз социальной иерархии, и каждая подстегивает развитие. Первые две касаются ленников, то есть, управленческого персонала, вторые две затрагивают исполнителей внизу. Причем, речь - о социальных слоях в целом, ленник не обязательно помещик, а крепостной не всегда крестьянин. Зависимые отношения пронизывали все общество: и торговлю, и промышленность, и транспорт, и услуги.

КЛАССЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Все правоотношения делятся на два класса: вертикальные и горизонтальные. Отношения с вождями, сеньорами, родителями - вертикальные; отношения между детьми, работягами, купцами, общинниками - горизонтальные. Различия между классами принципиальны. Скажем, запрет на стукачество отражает конфликт вертикальных (обязывающих донести) отношений и горизонтальных, налагающих на донос вето.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Похоже, что мир был единым всегда - в силу единых путей сообщения. В античности и ранее эти пути речные. Археологи нашли в Европе трансконтинентальную сеть поставок кремниевых орудий - именно трансконтинентальную.

Племенная тамга по границам охотничьих угодий и даже метки кобеля - уже прообраз внешних отношений; стороны стараются предотвратить конфликт по недоразумению. Стороны в такой ситуации равны и выстраивают горизонтальный класс отношений, такой же, как внутри поколения ровесников, но с отличием: над международными отношениями племен очень долго нет ни вождей, ни сеньоров. Это единственная горизонталь, над которой очень долго не было вертикали.

ОСНОВНОЙ ПРАВОВОЙ КОНФЛИКТ
Первобытное племенное право очень долго не считает инородца ни субъектом права, ни даже человеком. Межплеменной обмен создает новое правовое поле, в котором чужак - не только человек, но и правоспособный субъект. Оба правовых поля существуют синхронно и находятся в неразрешимом конфликте.

ПЕРВАЯ ЗОНА ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
На воду не налепишь племенную тамгу, плюс все товары идут по реке, а потому река - естественный «правовой оффшор», в котором иноземец - человек. И только на реках действительно нужны, а потому и могли сформироваться основные Ноевы законы (не убий, не укради, не возжелай), относящиеся не только к соплеменникам, но и к любому встречному.

РЕЧНАЯ ОСНОВА АВРААМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Именно авраамическая культура поставила акцент на общечеловеческом характере основных ценностей, и главным носителем идей этого класса были речники. Ной, узнав о Потопе, строит ковчег, а не забирается на дерево, что указывает на познания Ноя в сфере судостроения. Хазары поселились у главных речных путей региона, ашкенази - на речном коридоре Рейн-Дунай, а остров Элефантина стоит на первом пороге Нила. Носители типичной речной культуры - новгородцы обвинены именно в жидовской ереси. Первые апостолы - рыбаки. Христос мог бы летать, но ходит по воде, а рыба, якорь, сеть, птица-рыболов пеликан - привычные христианские символы.

Аналогичные общечеловеческие законы могли сформироваться и на караванных путях, но там все сложнее, - присвоить дорогу легче, нежели реку. Отсюда - больше препятствий обмену, а значит, и развитию международного права.

ПУСКОВОЙ ТРЕНД РЕВОЛЮЦИЙ
Все четыре революции служат перераспределению ресурсов от вертикальных племенных структур в пользу горизонтальных межплеменных. Проще говоря, в пользу рыночных, но можно сказать, в пользу христианских, авраамических, речных или международных. Совершенно те же процессы происходили в языческой Мексике 1519 года: Мотекусома, державший под собой главные речные торговые пути, уже начал вводить единобожие и общечеловеческие ценности.

ПРИЧИНА ПОБЕДЫ РЕВОЛЮЦИЙ
Во всех четырех случаях это маржа. В стабильной ситуации и 5 % прибыли совокупный купеческий капитал (в виде товарных запасов и платежных эквивалентов) будет равен совокупному племенному на 16-й год, а на 24-й год превысит его вдвое. Племя тратит излишки на что-то полезное: акведуки, плотины, дома, а купцы - на что-то ликвидное: соль, металл, зерно, солонина. Каждый голод (а голод был нормой) улучшает расклад в пользу владельцев именно ликвидных, а не полезных ресурсов.

ИСТОКИ МАРЖИ
Истоки маржи лежат внутри семейной вертикали. Дети приносят в дом все, что собрали и наловили, и родители делят по ртам, чтоб досталось и самым маленьким и немощным, ну, и на просушку что-то повесить надо - на зиму. Родителей кормят, даже когда они уже не могут работать, и формируется традиция. В итоге, в каждом союзе племен каждая община что-то лучшее постоянно отдает старшим, родительским (в племенной иерархии) общинам.

Традиция закономерно расширяется, и общины начинают подносить дары каждому, от кого хоть как-то, но действительно зависят. Поэтому первые торговцы, пришедшие на чужую землю что-то впервые обменять, делают привычное действие: дарят подарки вождям, - как своим отцам. Позже это становится таможенной пошлиной, на мой взгляд, самым древним налогом в истории.

На реке то же самое. Неважно, что там правовой оффшор, а потому тебя не убьют и не ограбят. Неважно, предоставляется ли услуга перевоза или клиенту просто разрешают плыть, куда надо. Неважно, вся ли река в руках одного племени рыбаков-речников или только ее часть, - при вторжении на эту водную территорию следует отдариться. Это вежливость - та же, что и по отношению к старшим. Но есть и ключевое отличие.

Внутри племени дары старшим не имеют фиксированных значений. Жизнь может сложиться по-всякому; бывает и так, что у удачливого племени выгребают все, чтобы прокормить менее удачливые родственные общины. На реке ситуация иная: если ты вышел с товаром, это в любом случае излишки, и единственный способ быть одинаково справедливым ко всем - фиксированная доля от валового продукта, например одна десятая. Это прямой аналог таможенного сбора.

Ну, а поскольку вдоль рек идет абсолютное большинство обменов, река становится средоточием власти, и в товарном выражении эта власть удваивается каждые 16 лет.

ПРЕВРАЩЕНИЕ РЕЧНОЙ МАРЖИ В ДЕСЯТИНУ
Десятина прочно связана с авраамическими культурами, христианством, храмами, торговлей и благотворительностью. Благотворительность чуть позже будет прочно связана с разрешением банковской деятельности, то есть правом на лихву. Это все - единый понятийный блок. В такой ситуации десятине неоткуда появиться, кроме как из речной маржи.

Теперь - шаг назад, и пойдем по порядку.

ДО ДЕСЯТИНЫ. РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
То, что пишут о налогах Древнего Рима, большей частью - фейк, заимствованный из второй половины 19 века. Налог с продаж, поземельный налог, опирающийся на кадастр - это дерзкие идеи экономистов 1880-х годов, даже еще не введенные. Но есть и подлинные фрагменты: так, в мирное время люди никаких налогов не платили. Это зафиксировано письменно.

Крупные союзы племен, составлявшие тело Римской империи, регулярно скидывались на войны, однако это не было налогом, это было взаимным интересом.

Платежи, шедшие внутри племенных структур, повторюсь, не были фиксированными. В голодные годы склады опустошались в пользу бедных. Причина щедрости: в условиях избытка земли главная ценность - работник, а в условиях царящей племенной психологии главная ценность - соплеменник. Работник-соплеменник был главным и очень выгодным капиталом - самым выгодным из возможных.

Это общество могло быть довольно сложно устроено, была и верховная власть, и элита рангом пониже, и технологии, и мастерство, - не было свободы маневра. Это общество было сковано племенными обязательствами.

ЧТО ТАКОЕ ДЕСЯТИНА
Десятина - самый примитивный из возможных расчетных платежей: ее можно проверить, но это не налог с прибыли, не подоходный и не поземельный, - для десятины сложные расчеты не нужны. Проще - не придумать.

Десятина ограниченно гуманна: в неурожай десятая часть будет меньше, но всеобщий голод - не основание не отдать десятую часть всего собранного.

Десятина - фиксированный и регулярный платеж, на ее основе уже можно планировать на постоянной основе. До нее - только локальные проекты.

Десятина - внешний платеж, уходящий за пределы платящих ее общин. Десятина служит интересам структур, уже стоящих над общинами.

Десятина это фиксированная доля от валового продукта. Для древнего мира такая норма характерна лишь в одном случае - при взимании пошлины с товара за провоз по чужим владениям: каждый десятый мешок от того, что везешь, - наш. Десятина логична в том случае, если ее назначил чужак - чужаку.

Десятина - первый международный общепризнанный стандарт платежа, быстро и массово охвативший всю планету. Это указывает на организованный характер ее внедрения и сопоставимость и синхронность социальных перемен, как минимум, в рамках Европы.

Десятина - основной феодальный финансовый инструмент, характерный для Церкви в силу того, что Церковь была выстроена на феодальных началах. Но десятина - не исключительно церковный инструмент; в северной части Германии, и даже на части Португалии десятина носила исключительно светский характер.

Десятина берется не с общины, а с ее сеньора, то есть, с заведомых излишков. Так было в России (только с княжеских доходов), так было в северной Германии, - когда в 1830 году встал вопрос о выкупе десятины, крестьян это не касалось. В энциклопедиях пишут, что на Западе десятину брали со всего населения, но это неполные данные вкупе с неверным пониманием сути процессов. Я позже покажу.

Таким образом, десятина - самый примитивный расчетный фиксированный регулярный внешний стандартизированный и признанный на международном уровне массовый основной феодальный платеж, взимаемый сеньорами со своих ленников. Все эти характеристики десятины неразделимы и могли в таком пакете появиться только синхронно с неназываемой вслух первой всеобщей социальной революцией.

КОНТУРЫ ПЕРВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
1.    Падение обеих античных Римских империй
2.    Появление феодальной структуры общества
3.    Назначение ленникам феодальной десятины

Главный ответ в последнем пункте: де-факто назначение речной десятины ленникам означает признание ленниками того факта, что они находятся на чужой земле и в силу этого обязаны отдавать таможенную десятую часть за само нахождение своего личного дохода на этой чужой земле.

Это означает, что все ленники в глазах подопечных племен - законные вожди, а в глазах их сеньоров - назначенные временщики. Чтобы ленник был для общины старшим, его женитьбы на племенной принцессе хватит. Но вот чтобы вожди стал ленниками, нужна тотальная смена власти во всей Европе.

ТОТАЛЬНАЯ СМЕНА ВЛАСТИ
Итак, совокупный капитал речников удваивается каждые 16 лет. У части этих речников есть свои племенные сеньоры - в городах в устьях рек. Один затяжной голод, и племена вдоль рек можно принимать в долговое рабство - оптом, по всей Европе. Такой голод был в период первого этапа Катастрофы, но можно обойтись и без него, в целом именно такой исход предрешен. Причина: племена вкладывают все свои излишки в полезное, а купцы - в ликвидное. Функционально речные сети давно превратились во всемирную товарную кладовую - небесплатную.

На практике порабощение не особо эффективно; стандартная форма перекрышевания племени - назначение внешнего управляющего мужем племенной королевы. В такой ситуации довольны все.

Возникает ситуация, в которой у племен, принявших внешних управляющих все стало прекрасно: даже десятину платят не они, а их новый вождь из своих ежегодных даров. А те, кто не принял, внезапно оказываются в положении «вне игры»: их товары берут в последнюю очередь, после того, как обслужат своих. И возникает массовый и чаще всего добровольный переход племен под чью-либо опеку.

СЕКРЕТ БОГАТСТВА ЦЕРКВИ
Достаточно удобен переход под опеку Церкви: королеву племени отдают в монастырь в качестве невесты Христовой, в результате чего сеньором племени становится Церковь - институт достаточно сильный и уважаемый. Результат: треть земель в Европе, России и Эфиопии стала принадлежать Церквям. Были и войны, и конфискации, но этим трети земель не взять; в основе - именно добровольность. Конкретные прецеденты известны.

Для проведения секуляризации позже будет достаточно даровать вольности дворянам, что тут же лишает монастыри сеньоральных прав над племенными королевами и выбрасывает их земли на ипотечный рынок.

СИТУАЦИЯ С ТАМПЛИЕРАМИ
Тамплиеры обеспечивали платежи по всей Европе, то есть, были обычными речниками со стандартным набором примет: авраамизм, христианство, благотворительность, храмы, разрешенная лихва. Формальная причина, по которой их собственность конфисковали, - нехватка платежных эквивалентов (африканского золота), а фактическая - дальнейшая концентрация активов, главный из которых - племенные долги. Важно, что не везде собственность тамплиеров была конфискована, кое-где с ними договорились за крупные отступные.

МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО
Есть целый ряд видов городских прав по типу Магдебургского. Дают эти права несколько столетий подряд, при этом развития права нет. Думаю, раздача прошла почти синхронно. Вторая особенность этих прав: их назначают как подчиненному. Это присвоение городов, и причина может быть одна - внезапно и массово возникшие долги. Земли с этим видом прав занимают территорию Речи Посполитой - точь-в-точь - позже разделенную тремя крупными державами. Очень похоже на переуступку прав на долги.

ДОЛГИ ЕВРЕЕВ
Часть еврейских общин оказалась крупно должна городам и монархам, что объяснимо гибелью товаров в пути в период катастрофы. Все последовавшие меры - тюрьмы, пытки, порабощение - идут в рамках выколачивания долгов.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
Большая часть Крестовых походов нацелена на перекрышевание речных коридоров, особенно коридора Рейн-Дунай. Идейный антисемитизм, как объяснение, в такой ситуации вообще лишен смысла. Это или оккупация, или коллекторская деятельность, хотя возможен и микс.

БИТВА ЗА ВОСТОЧНУЮ ЕВРОПУ
На деле, это попытка шести основных держав захватить рудники, дававшие платежный эквивалент, - большей частью в Словакии (в то время это Венгрия). Битва прекратилась, когда прорвало Маныч, и Черное море начало топить города-порты, что надолго сделало Дунай вдвое менее полезным и побудило местные власти искать компромисса с Западом.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ
Убежден, что технических возможностей для ведения этих войн не было ни у кого. Скорее всего, 90 % регионов подчинялись почти сразу, а еще 10 % чуть позже, после небольшой партизанщины. Масштабы распиарили позже. Реальная экономика диктовала, что надо встраиваться в систему, а серьезных идейных, материальных и человеческих ресурсов для противостояния христианским державам у мелких сообществ быть не могло.

ИНДУЛЬГЕНЦИИ
Полная индульгенция позволяла мятежнику сложить оружие, здесь роль индульгенции неоценимо высока, продумана и гуманна. С другой стороны индульгенция вводила двойную мораль и двойное законодательство: христианин купить ее мог, а еврей или мусульманин не мог. Поэтому первый мог даже ссудным процентом баловаться, а второму и шерстью торговать не всегда разрешали.

РЕЗЮМЕ
Это все - одна эпоха, эпоха назначения ленников и десятины, она же - первая великая социальная революция. Главная, пожалуй, - пусковая.

ВТОРАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Основная проблема в то время: быстрое исчерпание скрытых резервов и рост численности народонаселения. Одно поколение, и крестьян стало вчетверо больше, а количество земли - все то же. Это были наши главные грабли, на которые человечество наступало раз пять, пожалуй.

В такой ситуации следует оптимизировать сельское хозяйство, но главное, верхи, хорошо понимающие, куда все катится, должны скинуть с себя ответственность за происходящее. И для этого лены следует отдать на выкуп ленникам.

СХЕМА ВЫКУПА
В целом схема описана в нереализованном проекте министра финансов Баварии Франца Карла фон Хомпеш, а также Игнаца фон Арко и Максимилиана фон Монтелас. Я изложу очень коротко.

Цена выкупаемого определена в 20 ежегодных платежей плюс набегающие проценты.
Государство (или банк) сразу отдает «Хозяину» выкупаемого всю сумму в виде 5 % ценной бумаги. Проценты получать можно, а вот целиком погашать бумагу нельзя - только через 30 примерно лет, когда платежи завершатся.
Эта ценная бумага не может быть погашена, но может быть вложена в какое-нибудь окологосударственное АО, например, по постройке ЖД. Ясно, что такие АО склонны внезапно лопаться.
«Зависимый» передает ежегодные платежи не «Хозяину», а в банк - все 30 расчетных лет.

РЕАЛЬНЫЙ ВЫКУП ДЕСЯТИНЫ
В северной Германии вопрос был поднят в 1830 году, а решен примерно к 1840. В Австрии сходная проблема решалась в 1848 году. Эта дата наиболее реалистична, как мне кажется. Я не исключаю, что в отдельных самых развитых регионах вопрос о выкупе десятины был поднят сразу же после ее назначения.

Едва ленник подписал долговую бумагу, он в глазах банка и закона становится зарегистрированным владельцем этой земли, и все претензии общины насчет того, что мы здесь всегда жили, с этого момента можно законодательно игнорировать.

ТРЕТЬЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

На деле, умножение населения почти никому не оставляет шансов полностью выкупить лен. Поэтому местами впритык к выкупу ленов, а местами максимум через поколение начинается закрепощение крестьян.

Земля делится на помещичью и помещичью в аренде у общины. Это - то самое английское огораживание, шедшее в России в 1861 году. Помещик нарезает землю так, чтобы все пути к водопоям и дорогам шли через его земли, и община должна была за все платить.

У общины денег нет, и она платит трудом - барщиной и разными личными повинностями. Если община или отдельный крестьянин хочет выкупиться, никто не воспрепятствует. Это снизит общий долг помещика, а цену за землю на этом этапе лупят договорную, то есть, заметно дороже рыночной.

В целом новая система вызывает резкое увеличение эффективности сельского хозяйства, но помещика эта система не спасает. Проходит поколение, и население снова возрастает, а выработка на душу падает.

ЧЕТВЕРТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
И вот теперь наступает пора для принудительного выкупа земли крестьянами. Схема та же: банк отдает помещику ценную бумагу, с которой можно иметь проценты, а можно вложить в АО - так же быстро сгорающие. Ну, а крестьянин платит, просто на этот раз займ не ипотечный, банки уже просекли, что цена сельхозугодий будет падать, и землю отбирать у неплательщиков смысла нет.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПЛЕМЯ ОТ ЗАВОДА
В обоих случаях мы видим пирамидальную вертикаль власти, но у завода вертикаль не племенная. Что это означает? Для выполнения задачи отдел кадров завода наберет ровно столько людей, сколько надо, а племя выйдет на работу целиком. Результат: выработка на человека в племени будет ниже, а прибыль меньше. Это сам принцип, показывающий различия.

Завод собирает свою вертикаль, опираясь на горизонтальные правоотношения, поэтому никто не лучше других: нарушил - выгнали. В племени сменить человека на важном посту сложнее; он защищен статусом по рождению.

Племя (или крестьянская община) по сравнению с заводом или корпорацией несет избыточные социальные обязательства, и в итоге все упирается в соответствие кормовой ниши численности едоков. У племени это не регулируется. Если кормовой ниши не хватает, оно не может выгнать половину племени на улицу по сокращению штатов.

В этом главная причина проигрыша вертикальных племенных структур горизонтальным бизнес-структурам в недавнем историческом прошлом.

НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Однажды возникнув, горизонтальная рыночная межплеменная сеть начинает разъедать вертикальные племенные сети. Это принципиально.

1.    Сначала племя деструктурируется до лена - подразделения земельного магната
2.    Затем магнат отрезается от ленника, а община утрачивает права на свою землю
3.    Затем помещик отрезается от общины через огораживание и введение барщины
4.    Затем крестьянам принудительно продают их же землю, а помещик их бросает
5.    Затем везде идут столыпинские реформы, дробящие общины до домохозяйств

Каждый новый шаг дробит именно вертикальные племенные структуры, этим самым передавая новые активы в руки горизонтальных обменных. Общины дробятся за их же счет.

Затем будет раздроблена семья, и женщина выйдет работать на завод
По итогам Первой Мировой будет раздроблена Османская империя - именно вертикальный институт
По итогам Второй Мировой войны будут раздроблены все европейские империи, это и есть главный итог войны
Затем были раздроблены соцлагерь и СЭВ - тоже вертикальный институт
Затем начали дробить семью на уровне дети-родители, тоже вертикальный племенной институт

ВЫВОД
Разрушение любых вертикальных социальных институтов открывает новые рынки для горизонтальных коммерческих структур. Возможно, что следующий, самый интересный объект для дробления - вертикально устроенные корпорации. Самые крупные состояния ведь не шибко возвышаются над финансовым ландшафтом, и, скорее, размазаны по миру пусть толстым, но слоем.

Любая пирамида стремится к самообеспечению, то есть, к изоляции. Это мешает горизонтальному обмену.
И вот сначала не вполне самостоятельно закупаются канцтовары, затем - подбирается персонал, и конца размыванию нет.

И в перспективе крупные вертикальные субъекты власти исчезают.
Мир, прежде состоявший из одних пирамид с редкими обтекающими их горизонтальными потоками, начинает походить на торт Наполеон.

Посты по теме:
https://chispa1707.livejournal.com/2763593.html
https://chispa1707.livejournal.com/2764260.html
https://chispa1707.livejournal.com/2764627.html
https://chispa1707.livejournal.com/2765845.html
https://chispa1707.livejournal.com/2766250.html
https://chispa1707.livejournal.com/2766581.html

Право

Previous post Next post
Up