(фрагменты статьи)
МУСУЛЬМАНЕ В ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ
Комарова И.И.
Материал представляет собой обзор статей с мусульманских сайтов латиноамериканских стран, подготовленных авторами: Сальма Эльхамалави, Яхья Хуан Сиквилло, Абдул Хабир Мухаммед, Мишель Аль-Наср, Сюзанна Феррис, Юсуф Мроуш, Хосе В. Пимиента-Бей, Сюзен Джонс.
Тридцать одна страна, формирующая Карибский бассейн, разделена на английскую, французскую, испанскую и голландскую лингвистические области. Большинство стран бассейна является англоговорящими. Мусульмане от общего числа жителей этих стран составляют от 4 до 15 процентов. Значительные поселения мусульман находятся в англоговорящих странах, таких как Гайана, Тринидад и Тобаго. Есть маленькие сообщества, образованные мусульманами африканского происхождения, но самое большое число мусульман - потомки иммигрантов из Индии и Индонезии.
Во франкоговорящих странах, таких как Гваделупа, Французская Гайана, Гаити и Мартиника, сообщество мусульман главным образом составляют выходцы из Западной Африки. Мартиника также является родиной очень богатого сообщества палестинских мусульман, поддерживаемого Саудовской Аравией.
Мусульмане испаноговорящих островов, таких как Куба, Доминиканская Республика и Пуэрто-Рико, - представители исламских семей в Америке периода рабства. Их история прослеживается до исламской Испании, то есть до времени VIII-XV столетия - к северной Африке и морискам - маврам, насильственно обращённым в христианство.
Исламско-мавританские заимствования в этом секторе Карибского бассейна особенно распространены в языке и названиях. В районе Карибского моря мусульмане продолжают оставаться меньшинством, с которым ведут активную работу католические священники.
Число мусульман в Латинской Америке сегодня превышает шесть миллионов. Какова же история появления мусульман на этом континенте?
Имеются многочисленные свидетельства, что мусульмане из Испании и Западной Африки появились в Америке по крайней мере за пять столетий до Колумба. В середине Х столетия во время правления Калифа Абдул-Рахмана III Умайяда (929- 961) мусульмане африканского происхождения приплыли на запад из испанского порта Дельба (Палос). Они возвратились после длительного отсутствия с большим количеством добычи из «странной и любопытной земли». Очевидно, что люди мусульманского происхождения сопровождали в Новый Свет Колумба и последующих испанских исследователей.
Последняя мусульманская цитадель в Испании - Гранада была покорена в 1492 году, непосредственно перед тем, как было начато плавание Колумба. Чтобы избежать преследования, многие сбежали или приняли католицизм.
По крайней мере два документа подразумевают присутствие мусульман в испанской Америке до 1550 года. Карл V, король Испании, запретил внукам мусульман, которые были сожжены, эмигрировать в Вест-Индию. Этот декрет был ратифицирован в 1543 году и переиздавался позднее.
Сохранились документы по нескольким фактам:
Историк и географ Абу-л-Хасан Али ибн ал-Хусейн ал-Масуди (871-957) на писал в своей книге «Золотые россыпи и рудники драгоценностей», что во время правления халифа Испании Абдуллы Ибн Мухаммада (888-912) Хашхаш ибн Саед ибн Асвад - мусульманин из Кордовы - поплыл из Дельба (Палос) в 889 году, пересёк Атлантику, достиг неизвестной территории (Ard Majhoola) и возвратился с невероятными сокровищами. На карте ал-Масуди изображена большая область в океане «темноты и тумана» (Атлантический океан), которую он назвал «неизвестной территорией» (это была Америка).
Историк Абу Бекр ибн Умар Аль Гутиия рассказывал, что во время правления испанского халифа Хишема II (976-1009) другой мореплаватель, Ибн Фаррух из Гранады, отплыл из Кадеша (февраль 999) в Атлантику, посетил в Гандо (Большие Канарские Острова) короля Гуанарига и продолжил путь на запад, где он увидел два острова, которые назвал Капрария и Плуитана. Он вернулся в Испанию в мае 999 года.
Колумб отплыл из Палоса (Дельба), Испания. Он направлялся к Гомера (Канарские Острова). Гомера - арабское слово, которое означает «маленькая головешка». На острове он познакомился с Беатрис Бобадильо, дочерью главнокомандующего острова (фамилия Боабдилья происходит от арабского названия Абоабдилья). Говорят, он даже женился на ней. Однако другой Боабдилья (Франсиско) позже, как королевский специальный уполномоченный, заковал Колумба в цепи и препроводил его из Санто-Доминго назад в Испанию (ноябрь 1500). Семья Боабдилья была связана с севильской династией Аббадидов (1031-1091). 12 октября 1492 года Колумб высадился на небольшом острове на Багамах, который сами уроженцы назвали Гуанахана (Ганахани). Переименованный в Сан-Сальвадор Колумбом, Ганахани имел название западноафриканского происхождение («Братья Хани»). Фердинанд Колумб, сын Христофора, написал об афроамериканцах, замеченных его отцом в Гондурасе: «Люди, которые живут дальше на восток от Пуанта Кавинас, до Мыса Грэкайос Диос, являются почти чёрными». В то же самое время в той же области проживало племя мусульман, известных как алмами. На языке племени мандинка (мандинго) и арабских языках «алмами» означает «Aль-имам», то есть человек, произносящий молитву или руководитель сообщества мусульман.
Известный американский историк, лингвист и языковед, специалист по проблемам лингвистической интерференции из Гарвардского университета Лео Винер в книге «Африка и открытие Америки» (1920) написал, что Колумб хорошо знал о присутствии представителей племени мандинка в Новом Свете, и что они распространились по Карибскому бассейну и открытым им территориям. В 20-х годах он составил три тома лингвистических совпадений в языках индейцев и африканцев. Ещё один том добавил к ним в 1930 году француз Г. Ковэ. Основательное изучение лексики различных языков привело Винера к заключению, что «африканское влияние на американский континент не могло сказаться ранее XI века, так как множество встречаемых мандингских слов в доколумбовых пластах индейских языков носит явные следы арабского влияния». Американский учёный Г. Лоуренс сделал такой вывод: «Петроглифические надписи, обнаруженные в различных районах Западного полушария, полностью схожи с доарабскими системами письма мандинго и их соседей - номадов».
Тем не менее большинство исследователей начинает историю мусульман в Южной и Центральной Америки с Колумба, то есть с XV века. Носителями ислама были рабы, привозимые завоевателями с севера и запада Африки. Этот ислам сохранился в таких странах, как Бразилия, Венесуэла, Колумбия и на некоторых островах Карибского бассейна.
Проведение жёсткой политики окатоличивания местного населения привело к тому, что ислам начал исчезать в латиноамериканских странах. В конце XVI столетия, после освобождения рабов и начавшейся иммиграции из Индии и Пакистана, появились новые поселения мусульман.
Согласно некоторым документам, между годами 1850 и 1860 имела место массовая иммиграция арабских мусульман. Большинство прибыло из Сирии и Ливана и осело в таких странах, как Аргентина, Бразилия, Венесуэла и Колумбия. Некоторые селились в Парагвае, вместе с иммигрантами из Палестины, Бангладеш и Пакистана. Эта иммиграция была очень интенсивна и начала уменьшаться лишь в 50-е и 70-е годы XX века.
Мусульманские сообщества объединялись по национальным группам, и их отличительной чертой было уважение и любовь к стране, которая дала им приют. Они трудились на самых тяжёлых работах. Многие из них группировались с целью создать исламские сообщества и строить религиозные центры и мечети.
В настоящее время во всех латиноамериканских странах есть мусульманские общины, объединяющие как иммигрантов и их потомков, так и местных уроженцев, принявших ислам. Согласно статистике, число мусульман в Латинской Америке - более 4 миллионов, в том числе около 700 000 проживает в Аргентине и больше чем 1 500 000 - в Бразилии.
Большой процент среди мусульман составляют иммигранты, чуть меньше тех, кто впервые принял ислам.
ЧИЛИ
Известно, что в 1854 году в Чили проживало два турка.
ЭКВАДОР
Первые мусульманские поселенцы были арабами из таких стран, как Ливан, Палестина, Сирия и Египет. Они эмигрировали в Эквадор по тем же самым причинам, по каким они осели в остальных частях латинского мира: убегая от тягот Первой и Второй мировых войн.
ПАНАМА
Первая группа мусульман, которые прибыли в Панаму, - африканские рабы, которым предстояло работать на рудниках. Мало чем отличаясь от африканцев в других частях Америки, они отказались быть рабами. В 1552 году представители одного из крупнейших племён Западной Африки - племени мандинка - прибыли в Панаму. Они всегда отличались высокой степенью культуры и трудолюбием, имели свою письменность. Они исповедовали ислам, а так как они очень ценились на рынке рабов, в XVI веке даже вышел специальный закон, в котором предписывалось не препятствовать представителям племени соблюдать свои обряды. Но, как всегда бывает, закон был нарушен: исламская традиция развила в них чувство собственного достоинства и гордости, которое заставило их решительно отказаться считаться рабами. Дух свободы подвигал их на всё новые восстания. Эта группа численностью приблизительно 400-500 человек прибыла в Панаму. Сбежав сразу же после высадки, африканцы начали бороться за свою свободу.
Они выбрали предводителя, которого назвали Байано. Они сформировали советы, и, так как сохранили свою веру, построили мечети. Действия их были успешны, несмотря на то, что их жёстко преследовали. Однако они добились подписания нескольких договоров с губернатором Панамы, который позволил им жить в мире, сохраняя свою веру. Мусульмане создали общество, основанное на исламской культуре, религии и политике. А так как их влияние стало быстро распространяться, то испанцы проявили коварство, устроив племени несколько ловушек. Последний лидер был захвачен и сослан в Перу, где и умер. После смерти Байано испанцы предприняли усилия, чтобы разрушить любое упоминание об исламе, которое для них, несомненно, оказывалось напоминанием об арабском владычестве на Пиренеях. Самое удивительное, что и сегодняшние книги по истории Панамы стараются не упоминать этого факта.
Вторая волна мусульман появилась в Панаме, как и во многих других странах Южной и Центральной Америки, только в конце XIX века. Это были выходцы из Ливана. В начале же XX века, в 1904-1913 годах, в Панаму прибывали выходцы из регионов Пенджаб, Пешавар и Кашмир.
МЕКСИКА
История ислама в Мексике слабо документирована, за исключением книги XVII века под названием «Un Herehe y un Musulman», написанной Паскуалем Альмасаном. Книга повествует о деяниях Юсуфа бин Алабаза, который перебрался в Мексику из Испании после изгнания во время Реконкисты.
По поводу происхождения ислама в Мексике существует множество расхождений
КУБА
До XX века ислам на Кубе не был зарегистрирован.
БРАЗИЛИЯ
Рио-де-Жанейро был одним из центральных пунктов, куда привозили миллионы африканцев, похищенных и проданных в рабство. Это были люди - носители исламских традиций и культуры. Первая публикация об исламе в Бразилии относится к 1899 году (каирский журнал «Аль-Мэнэр»: в статье говорилось, что сообщества мусульман в Рио состояли из прямых потомков рабов-мусульман).
ВЕНЕСУЭЛА
В Венесуэле в настоящее время существует пятнадцать исламских гражданских ассоциаций в десяти городах. Оценки числа мусульман в Венесуэле колеблются от 700 000 до миллиона (в справочниках приводятся меньшие цифры). Многие из них - арабы ливанского, палестинского и сирийского происхождения.
ПЕРУ
Мусульмане в Перу прослеживают свою родословную от испанцев и морисков. Поскольку мориски сбежали от преследования в Испании, они обосновались во многих латиноамериканских странах. В Перу они оказали существенное влияние на одежду, пищу, архитектуру, социальные и политические системы. Женщин, которые ходили с покрытой головой, назвали las tapadas Limenas («покрытые из Лимы»). Дома в Перу имеют так называемые «балконы луменас», которые выполнены в стиле, называемом «арабескос» - термин, напрямую связанный с исламским наследием.
АРГЕНТИНА
Число аргентинских мусульман в настоящее время - между 900 000 и одним миллионом. Если к ним присоединить проживающих в стране арабов и представителей других близких этнических групп, то цифра эта будет втрое больше.
Считается, что мусульмане прибыли в Аргентину приблизительно в 1870 году из Сирии, Ливана и Палестины.
БОЛИВИЯ
Боливия прослеживает возникновение исламского наследия от эмигрантов из Османской империи, но, как и в случае с Чили, этническая принадлежность их неизвестна.
САЛЬВАДОР
В Сальвадоре - маленькое сообщество мусульман, в значительной степени состоящее из новообращённых.