В 1809 году, прогуливаясь однажды по Английской набережной, переходя мост, на Крюковом канале находящийся, я остановился и сначала осуждал перестроивавших этот мост. Мост этот был составлен из двух подъемных частей, и обе половины поднимались обыкновенным способом, цепями, прикрепленными к столбу. Подъемные части приходили в ветхость, и потому их надлежало сделать вновь, а как по Крюкову каналу суда никогда не ходили, то сделали помост цельный; таким образом, цепи остались без надобности, и из них сделали висячий фестон, весьма некрасивый.
...
Важное затруднение представляло укрепление арки в середине Невы. Идея утопления судов, нагруженных камнями, как то на Эльбе и других реках, здесь казалась недостаточным -- на Неве, при ее глубине (7 сажен) и быстроте. Первая идея состояла в том, чтоб посреди реки, где быть воротам, сделать огромную насыпь, в виде островка, из твердого материала -- кирпича, цемента, глины.
ВОПРОСЫ:
1. Зачем строить разводной мост на заведомо несудоходном канале?
2. Как быстро могут прийти в негодность подъемные части, которыми никогда не пользовались?
http://www.restoclub.ru/pic/file/2012/NT_map.jpg Любопытно и то, что использованы железные цепи, а железо (не путать с чугуном) в промышленном количестве начнут плавить лишь в середине 19-го века. В 18-м веке (когда был построен мост) железо настолько дорого, что даже на военных флотах железных орудий нет. А на заведомо ненужные цепи - нашлось.
Хуже того, в 1809 году железо еще весьма и весьма дорого, оно большей частью кричное, а цепи висят без употребления.
Ну, и цемент меня насторожил. В массовом порядке цемент начнут производить с середины 19-го века, что вызвано (как и в случае с железом) изобретением регенеративных печей, способных давать нужную температуру. Витберг говорит и о железе, и о цементе, как о чем-то само собой разумеющемся.
КАРТА 1820-1825 ГОДОВ:
http://vivatfomenko.narod.ru/maps/spb_1820_1825.jpg