Право тещи (оно же - право сеньора)

Oct 11, 2014 23:50

Я тут недавно встал в позу мэтра - и напрасно: многое мне так и непонятно. Впрочем, признанные мэтры и того плоше.
***
Читаю Фрейда "Боязнь инцеста"...
На Банковых островах мужчина должен избегать своей тещи так же, как и она его. Если они случайно встречаются на тропинке, то женщина отходит в сторону и поворачивается к нему спиной, пока он не пройдет, или то же самое делает он.
В vanna Lava (Port Patteson) мужчина не должен проходить даже берегом моря за своей тещей раньше, чем прилив не смоет следов ее ног на песке. Совершенно исключается возможность того, чтобы он когда нибудь произнес имя своей тещи или она - зятя.
На Соломоновых островах мужчина со времени женитьбы не должен ни смотреть на свою тещу, ни разговаривать с ней. Когда он встречается с ней, то делает вид, как будто не знает ее, и изо всех сил убегает, чтобы спрятаться от нее.
У зулусов нравы требуют, чтобы мужчина стыдился своей тещи, чтобы он всячески старался избегать ее общества. Он не входит в хижину, в которой она находится, и, если они встречаются, то он или она уходят в сторону, так что она прячется в кусты, а он прикрывает лицо щитом. Ни один из них не должен произносить имени другого.
У Вasоgа, негритянского племени в области истоков Нила, мужчина может разговаривать со своей тещей только тогда, когда он в другом помещении дома и не видит ее.

Выводы у кокаинщика Фрейда - ожидаемые.
То обстоятельство, что остроты цивилизованных народов так нередко избирают своим объектом тему о теще, как мне кажется, указывает на то, что чувственные реакции между зятем и тещей содержат еще компоненты, резко противоречащие друг другу... Такое нарушение чаще всего происходит от черт лица тещи, которые во многом напоминают ему дочь и в то же время лишены юности, красоты и психической свежести, столь ценных для него у его жены.



Мы же отметим главное: в общеевропейской (включая русскую) традиции неровно дышать на тещу видна действующая обрядность зулусов, нилотов и людоедских Соломоновых островов.

ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ
Широкое распространение у ингушей имело избегание между снохой и родственниками мужа. Наиболее продолжительным было избегание ею свекра и почтенных стариков тайпа. Свекор также подвергался многим ограничениям: он не мог показать невестке части своего тела, снимать одежду в ее присутствии, сидеть с ней рядом, прикасаться к ней. Ни смех, ни шутки между свекром и невесткой не допускались.
Ровно те же ограничения есть у черкесов, грузин, кабардинцев, тувинцев - практически у всех попавших в сферу действия основных мировых религий. В отдельных случаях жестко табуировано и общение молодой матери со своими детьми.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: РОССИЯ - МЕСТО БЕЗ ЗАПРЕТОВ НА ОБЩЕНИЕ
Сноха́чество - практика в русской деревне, при которой мужчина - глава большой крестьянской семьи (живущей в одной избе) состоит в половой связи с младшими женщинами семьи. Эта практика получила особое распространение в XVIII-XIX веках.

ВТОРОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ
Массовое совокупление старших родственников жениха с невестой. Зафиксировано в Аравии в середине XIX века и на Балеарских островах.

И здесь уже ощущается система.

НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КАВКАЗСКОЙ СИТУАЦИИ
Крупнейший советский кавказовед М. О. Косвен приходит к выводу, что запреты и избегания появляются в «процессе перехода от матриархата к патриархату и, в частности к патрилокальному поселению». Избегание рассматривается как своеобразная условность, при помощи которой в формировавшемся отцовском обществе старались поддерживать «иллюзию отсутствия в данной семье «незаконно» вошедших в нее молодоженов и какой-либо связи между ними и родившимися у них детьми».

М. О. Косвен дал в высшей степени корректное определение. 100 из 100. Но сказал не все.

Что роднит русскую ситуацию и кавказскую? Быстрое (по историческим меркам) обусловленное религией введение патрилокальности, то есть, проживания снохи в семье свекра. И на Кавказе, и в России сноха - чужая, в России для невесты в отчем доме накрывали "черный стол", то есть, ритуально хоронили и обряжали в саван (белый цвет это именно саван, поэтому все ангелы и души в религиозной живописи - в белом). И потомство ее по старым обычаям чужое. Старики любят внуков, но показать это при духах предков (оставшихся в своей, языческой вере) не могут, отсюда кавказские табу.

Также сноха (из чужого рода) при патрилокальности беззащитна. На это указывает обычай некоторых кавказских народов отправлять юного жениха спать отдельно (отголосок снохачества). С проблемой справились, на что указывают специальные запреты на общение свекра и снохи. Справились и в России, в конце концов. Разница в том, что на Кавказе семья справилась сама (на это указывает наличие народных табу), а в России снохачество уничтожено силой церкви и суда, а потому и табу не формализовались.

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве такового, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, и снохачество.
Поздновато, конечно, но это не от безразличия (убийства на этой почве зафиксированы и в 1876 году), а от нежелания давать права на развод.

ЗАПРЕТЫ НА ОБЩЕНИЕ С ТЕЩЕЙ
Запреты на общение с тещей есть преимущественно у народов, попавших в сферу влияния мировых религий довольно поздно, то есть, вынужденных справляться с ситуацией самостоятельно, без приказа сверху. Впрочем, есть нюанс: желтая пресса напрочь игнорирует указания, а не матрилокальные ли правила там рулят? Это значит, что этнографы набрали в рот воды и материала журналюгам не дают.

На мой взгляд, проблемы с тещей сформировались (в том числе в Европе и России) из матрилокального проживания молодой семьи и, самое основное, из права тещи использовать любого из своих зятьев - когда ей вздумается и в любом качестве. Отсюда и реликтовый напряг. Под сегодняшним юмором лежат реальные проблемы прошлого.



Видел недоумение специалистов, обнаруживших в средневековых европейских летописях, что вассал обращается к сеньору в женском роде и вообще как к женщине. Объяснения нет. А теперь вспомним, что такое оммаж, а это обряд с явным сексуальным подтекстом, причем классический оммаж подразумевает целование вассалом своего сеньора "в те уста, что не говорят по-фламандски". Примерно так:



О каких-то деталях оммажа я написал здесь:
http://chispa1707.livejournal.com/508777.html

Понятнее становится поведение Екатерины II и еще целого ряда "распутных" аристократок. Нам подсунули порнографически окрашенную погремушку, вместо подлинного исторического контекста. Не исключено, что Екатерина была ОБЯЗАНА так или иначе проявить свою сексуальную власть, - иначе ее просто не поняли бы.

СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ
Восхищаясь добрым и разумным отношением к детям у примитивных племен, ВСЕГДА забывают уточнить, какая модель семьи там используется - матрилокальная или патрилокальная. Внедрялась ли патрилокальность естественно (как в Чечне, и там к детям относятся хорошо) или вводилась насильственно.

О ТЕМПАХ ВНЕДРЕНИЯ НОВАЦИЙ
Когда кавказский князь собирает старейшин и, представив книжника-муллу, объявляет о необходимости принять ислам, он дает старикам подумать, и они думают - месяц, два, шесть, восемь, и у каждого есть свои доводы "за" и свои доводы "против", и что-то принимается, а что-то отвергается (именно поэтому ислам такой разный). Непривычный уклад в итоге принимается добровольно, и народ потихоньку находит неконфликтные способы разрешения трудных мест.

Совсем иное дело, когда в деревню прибывает поп, жандарм и взвод солдат, и религия вводится директивно, а семьи натурально дробятся пополам, и твои внуки становятся не твоими, а тебе вручают чужих. Причем, старики еще помнят, как родовых идолов сбрасывали в реку, а главное, никакого шанса что-то с кем-то обсудить. И понятно, что люди сопротивляются, саботируют, а когда отвертеться не удается, начинают все делать назло: снох тупо насилуют, а детей забивают до смерти - благо, водки от царя-батюшки поступает вдоволь. Есть чем заменить разорванную пополам семью.

Думаю, центральная проблема текущих психологических проблем русского народа кроется в силовых директивных не терпящих возражений переменах в том нежном возрасте, когда народ еще только формировался. Думаю, карта семейного насилия, будь она создана, внятно покажет и очередность, и скорость внедрения Домостроя.

ВЕРСИЯ
Христианство было двух моделей: раняя "староверческая" модель - с Девой Марией наверху (отсюда культ Марии в Европе и явно вторичное положение Иисуса) и послереформенная модель. Отсюда термин "иеузиты" - те, кто продвигал культ Сына на место культа Матери. Тогда вилочковый крест это материнское лоно, в которое мы все возвращаемся после смерти. Мать-Сыра-Земля это именно мать, и, кстати, обращенные к покойному два пожелания "Земля - пухом" и "Царствие Небесное" предельно антагонистичны. Думаю, первое пожелание старше.

Тогда староверы все-таки отступили, сохранив лишь наименее существенные в такой ситуации догматы.



ФУНКЦИИ МОНАСТЫРЕЙ
В одном из племен исходная практика сохранилась и посейчас: молодые мужчины могут жениться только на старухах. Обоснование - им так будет полезнее, а в основе обычное право сильного: опытные воины отбирали самых юных девчонок, и парням доставалось то, что осталось. Когда парни подрастали и набирали вес, они сплавляли еще не умерших старух новому поколению, а сами брали молодых.
Когда практика отмерла, ей на замену (в силу естественной концентрации власти) пришло право сеньора (шамана): самый высокородный мужчина племени брал на себя символическую обязанность дефлорации и передавал невест женихам. В Египте практика торжествовала и в середине XIX века, а дефлорация (пальцем, обернутым платком) проводилась публично.

В примитивных племенах эту функцию и сейчас исполняет шаман. Девчонок отводят в его дом, который часто прямо называют монастырем, чтобы они приучились к новой роли ну, и для сексуальной "обкатки". Однако я встречал указание на то, что один из итальянских монастырей (и писали, что эта практика была повсеместной) на деле был чуть ли не борделем, в который, ища утех, приходили знатные господа. Снова стандартная ситуация: историки подменяют науку - порнографией. И это правильно: если все время транслировать сиськи, можно очень долго не отвечать на сущностные вопросы.

Стоит вспомнить античные храмы, где концентрировались девушки на выданье. Церковные историки четко указывают, что девушки там занимались проституцией, лезешь в церковные словари, и видишь подтверждение: проституция означает что-то вроде "отдавать на позор". Не могу представить ситуации, чтобы вече крепких зрелых уважающих себя, любящих свой род (а в то время род - основной институт власти) мужиков общим голосованием постановило: отдавать своих дочек на позорящую их (а значит, и весь род) процедуру. Насколько знаю, всю человеческую историю за такие вещи у виновных головы отлетали вмиг.



Начинаю дробить слово "проституция" в гугл-транслейторе на составляющие части и вижу нечто совсем иное
pro - для, stitution - назначение, учреждение, институт.
Причем, stitu tion - представили свои пожертвования.

Полный смысл слова "для принесения своего пожертвования", что вполне согласуется с общим контекстом эпохи. Пролитие крови рода - вещь табуированная, духи предков за такое мстят, а потому дефлорацию доверяли жрецам, и этот одноразовый акт - совсем не то же, что проституция.
Совершенно тем же занимались монахи во Франции, причем совсем недавно, поскольку еще сохранилась поговорка, что-то типа "отвести невесту в монастырь". И это стало расцениваться негативно лишь на самой последней, революционной стадии развития христианства - когда ввели патрилинейность счета родства.

Смысл делать это в одном месте прозрачен. Сельское хозяйство античности слабенькое, земли надо много, а потому народ разбросан на огромной территории, и встретиться родители молодых (да и сами молодые) могут лишь в одном месте - на сельском рынке после сбора урожая. Поэтому храм и торговля крепко-накрепко связаны. Лишь после продажи урожая род может оценить свои финансовые возможности и может определиться, сколько даст в качестве приданного.



Думаю, на базарной площади стояло несколько храмов - у каждого рода свой, и это сосуществование было абсолютно бесконфликтным, потому что боги - строго родоплеменные, и в чужую сферу, иначе как породнившись, не залезешь.

МОНАСТЫРЬ НА ПЕРЕЛОМЕ
В состоянии социальной революции, стоит главному дефлоратору взбрыкнуть и отказаться работать, и встанет все: ни одна свадьба по античным правилам не состоится. Дураков, готовых взять на себя пролитие крови рода, в то время не было. Этот момент безусловно был, когда вводили патрилинейность, - ровно тогда, когда невесту во Франции перестали водить перед свадьбой в монастырь.

И тогда грех дефлорации брал на себя самый старший член принимающей семьи - и потому что он ближе к первопредкам, и потому. что ему до могилы ближе, если духи рода невесты всерьез обидятся. Впрочем, есть и другой вариант - аравийский; надо понимать, что групповуха это - в истоках - проявление родоплеменной солидарности, круговая порука. Пойди что не так, мужчины племени готовы ответить вместе. Перед нами чудом зафиксированные историками кратковременные промежуточные состояния права. И это означает, что переход к патрилинейности счета родства конкретно в Аравии произошел незадолго до середины XIX века.

ЦЕРКОВНЫЕ КРЕПОСТНЫЕ
Самое простое - первенцы. Зачатых в монастыре в монастырь и отдавали. По принципу "кесарю - кесарево". Чей лик на монете - тому и отдай; чей лик у первенца - тому и вручи. Однако, огромное количество крестьян перешло в руки Церкви, а также Короны и доносчика в эпоху инквизиции, сразу после Катастрофы. И на какой правовой основе?

ДОЛЯ КОРОНЫ
Предположим, сеньор ведет себя как еврей, то есть, ведет счет матрилинейно. Взяли, доказали, осудили, сожгли. Как именно будет оформлена передача его надела и его крестьян Королю? Король не может приехать, прилюдно дефлорировать самую высокородную дочь сеньора и вступить в права, - потому что Писание уже не признает матрилинейности. Теперь права есть у сына еретика. Именно сын еретика по новым правилам наследник, но не дочь и никак не король.
И здесь помогает Домострой. Субъектом права теперь признается только глава семьи (в России это называлось большина), и в смысле борьбы за свои права семья сильно ущемлена. Король же - в силу бездны получивших особые права первородных детей, зачатых от сеньора - в данный исторический момент - самый старший родич по отцовской линии. Он отправляет сеньора-еретика на костер, как отец наказывает сына - во спасение, разумеется. Тем же способом он вступает во владение крестьянами и землей. Закон соблюден.

Одна проблема: эта правовая ситуация долго не длится, это очень "короткий" проект, и делать его надо быстро.

ДОЛЯ ДОНОСЧИКА
Доносчики очень быстро стали Конторой с названием "Милиция Христа", - как пишут, из числа родственников председателя Трибунала. Левых доносчиков мигом переправляли в пыточные, и положенное им за донос имущество поступало в повторный передел. Проблема в том, что Инкивизия состоит из монахов, принявших обет безбрачия. То есть, де-факто председатель Трибунала, не имевших своих законных детей, давал заработать своей родне по материнской линии, то есть, поступал, как еретик. Стандартный крючок, позволяющий держать инквизитора за жабры. Формально доля доносчика законна, а по факту - коррупционна.

ДОЛЯ ЦЕРКВИ
Самый тяжелый случай. Церковь может выступать, как полномочный представитель потерпевшего лица - Бога. Но как вступить в управление землями, крестьянами, флотами и скаладами? Могу предположить, что церковная иерархия внутри стран тоже была построена целиком (по кровнородственным связям), но вот беда, ВСЕ ЭТИ СВЯЗИ МАТРИЛИНЕЙНЫ в силу обета безбрачия. В отличие от подворовывающего председателя Трибунала, Церковь берет свою долю официально, а правовых механизмов для этого я не вижу. Буду признателен за подсказку.

Есть, пожалуй, лишь одно лицо, способное легально одарить Церковь конфискатом - Корона. Но есть нюанс: Церковь уже всеевропейская, а королевств масса; видимо, каждый король одаривал самостоятельно. И отсюда следует, что секуляризация легальна: короли отняли только то, что некогда сами же дали.

P.S. Собственно, я во все это полез, чтобы отыскать истоки частной собственности. Вот как все выглядит при феодализме:
- собственность рода неделима и не отделима от рода, и природный феодал - часть и заложник системы родового родства;
- крестьянина продать нельзя, но можно взять деньги, а крестьянину приказать идти и безропотно работать на нового хозяина;
- землю продать нельзя, но можно взять деньги, а потом принять покупателя в качестве своего вассала и вручить ему землю;
- чтобы земля продавалась, надо было уничтожить, как минимум, матрилинейность передачи наследства, а лучше если сам род.
Previous post Next post
Up