Фильм "Портниха" (2015) австралийки Джослин Мурхаус (сняла "Лоскутное одеяло" и спродюссировала "Свадьбу Мюриэль"), дожидался у меня своего часа недели 3. Несмотря на то, что Кейт Уинслет - одна из моих самых любимых актрис (вторая после Фаины Раневской) и, кажется, одна из немногих, кто читает сценарии, прежде, чем подписываться на участие в съемках, слоган "Любовь, месть и платья "от кутюр" на постере обещал проходную поделку с красивыми фильтрами, из разряда "Дьявол носит Прада" и "Шопоголик". И как же приятно было обмануться и просидеть, как приклеенная, почти 2 часа, не в силах отвести взгляд от великолепной Кейт (вставило так, что я даже аватарку в ЖЖ поменяла, хи-хи)
Внешне в этом фильме Кейт очень напоминает Марию Порошину в лучшие годы последней, разумеется.
Сюжет на первый взгляд - прост и незамысловат. Таких сюжетов, а-ля граф Монте-Кристо, в которых добро проходит семь кругов ада, обогащается (прямо как уран) и возвращается на исходную точку, чтобы поквитаться со злом за все хорошее, в кино - воз и маленькая тележка.Но не будем спешить с выводами - месть мести рознь.
В город своего детства, забытый Богом австралийский Мухосранск, возвращается эффектная блондинка Тилли Даннэдж - на каблуках, с красной помадой и со швейной машинкой "Зингер". Этим самым инструментом (а не междуножьем, как принято считать в отношении понаехавших) Тилли пробила себе дорогу аж в Париж, на улицу Камбон, в ателье к мадам Вионнет (той самой, чьим лейблом сейчас владеет ушлая куртизанка Гога).
В Мухосранске, да простят меня австралийцы за вольный перевод, у Тилли осталась мама Молли (великолепно сыгранная Джуди Дэвис), коротающая свои дни в ужаснейшем бардаке под присмотром опоссума. На то, что у нее где-то есть дочь, Молли, по каким-то пока неведомым причинам то ли забила, то ли забыла, но Тилли, приперевшаяся в родное гнездо аж из городу Парижу, приложит все усилия, чтобы память к родительнице вернулась. Попутно храбрая портниха покажет небо с овчинку всему этому веселому провинциальному болоту, населенному "отчаянными домохозяйками", которые когда-то прокляли и сослали ее в неизвестном направлении. Вот она, власть толпы во всей красе!
В вольер к хищницам Тилли придет не с пустыми руками, а, как и положено, хорошо вооруженной. Помните про машинку "Зингер"? Так вот, по эффективности, в городишке, полном злых женщин с проблемными фигурами, она сравнима с гитарой Эль-Марьячи в войне против Бучо.
Всего-то и нужно было, что появиться на футбольном матче междеревенской лиги облаченной в красное платье собственного пошива. Выкройки явно позаимствованы у костюмеров "Красотки")
И это правильно, потому что такие платья не забываются. Они становятся культовыми и начинают существовать отдельно от своих героинь, они - символы. В "Красотке" красное платье Вивиан символизирует безвозвратный момент превращения уличной шлюхи в светскую даму, в "Портнихе" - является аллегорией мести, раздражителем, который должен испортить настроение местным кумушкам и заодно ненавязчиво прорекламировать высокий уровень портняжного мастерства Тилли. А бонусом ко всему этому будет сердце красавца Тедди (Лиам Хемсворт). Выглядит он на фоне Тилли слегка не в тему, слишком юнцеват, как мне показалось, но любовь - дело такое, непредскауземое.
Между тем миссия по отлову клиенток проходит весьма удачно и скоро в доме на холме, в котором временно обитается Тилли, отбоя от них не будет. Ведь новая портниха - само чудо, она с помощью драпировок, корсетов и прочих дьявольских приспооблений превращает бесформенные "тумбы" в аккуратные "рюмочки". Первый фокус - превращение "гадкого утенка" Гертруды в "лебедя" Труди - один из лучших "до и после", виденных мною на экране. Создатели Кати Пушкаревой, учитесь, как надо любить свою работу!
Даже мама Молли начинает понемногу походить на человека, вылазит из своих лохмотьев и, кажется, начинает вспоминать, ху из Тилли. Парижская штучка же, ни на минуту не прекращая вращать колесико "Зингера", по крупицам собирает информацию и восоздает события того дня, когда ее жизнь пошла вверх дном - день, когда тиранивший ее пацаненок, мерзкий сын мерзавца Эвана Петтимана, сломал себе шею, а показаний учительницы, якобы видевшей как Тилли наносила жертве удары кирпичом по голове, оказалось достаточно, чтобы привести приговор в исполнение. Не последнюю роль в этой мерзости сыграл местный служитель закона - сержант Фаррат в исполнении Хьюго Уивинга (агент Смит из "Матрицы"). Уличенный в слабости к гламуру и прочему непотребству, которое в резюме полицейского 50-х гг. прошлого столетия попахивало профнепригодностью, он вынужден был все эти годы идти на поводу у безутешного Эвана Петтимана и пляшущих под его дудку народных масс.
Впрочем, сержант получился душкой - привнес в общий балаган свежую сумасшедшинку и, что немаловажно, успел слегка реабилитироваться, ведь кому, как не ему, знать каково это - быть белой вороной в стае черного, как смоль, воронья. Тем временем Петтиман, в полном соответствии со своей фамилией, продолжает строить козни против Тилли. Он вызывает тяжелую артиллерию - модистку Уну Плезанс, которая должна переманить всех "подсевших" на талант Тилли женщин под свое крыло и попутно разнообразить тоскливую сексуальную жизнь мистера Петтимана. Увы, тягаться с Тилли у Уны не получается - мадам Вионнет абы кого на рю Камбон не брала. Уна и Тилли - это Юдашкин против Баленсиаги. Что между ними общего? Пожалуй только то, что и тот, и другой - мужчины. И все.
Без напряга расправившись с конкуренткой, Тилли все больше сближается с Тедди (война войной, а любовь по расписанию).Тедди, несмотря на то, что он - Лиам Хэмсворт, тоже не особо популярен среди населения. Если бы не его умение играть в футбол за местную команду и отец-золотарь на зарплате - неизвестно, в какие дали бы их сослали. Роман развивается стремительно: флирт - поход в кино - снятие мерок для костюма (можно считать предварительными ласками) - действо - ночная прогулка по крыше элеватора...."и снова стою одна, снова курю, мама, снова..." Наверное, это единственно правильная развязка. Свадьба могла бы свести на "нет" дальнейшую целесообразность вендетты, потому что обвенчанная с любимым человеком женщина - априори счастлива, а счастье редко разменивается на месть.
Нерастраченная энергия Тилли выходит на финишную прямую и воздает всем сестрам по серьгам, а братьям - по ушам, в результате чего история с убийством младшего Петтимана предстает в новом свете, виновные несут наказание, а Тилли может спокойно завершить свой отпуск и вернуться в парижское ателье мод.
Вердикт - очень атмосферное и смотрибельное кино со здравой порцией черного юмора и трагифарса.
Вывод - нет женщин с плохой фигурой. Бывают криворукие модельеры))