Бондиана как зеркало массового подсознания Западного мира

Oct 28, 2012 13:53



Вчера сходили на последний фильм «бессмертной» Бондианы  «Координаты Скайфолл». Фильм вышел, как всегда добротный и профессионально сделанный. И тем не менее этот фильм резко отличается от всех предыдущих.

Я всегда любил фильмы о Бонде и никогда не воспринимал их в качестве ординарных боевиков. Скорее их можно было сравнить с романтической балладой о супергерое всех времен и народов. Мужественный мужчина средних лет, окруженный шикарными женщинами, богатством, автомобилями и другими техническими прибамбасами за гранью реальности, надежно стоящий на защите спокойствия и безопасности свободного Западного мира, который отвечает ему полной взаимностью и признательностью.  Бонду всегда и во всем сопутствует успех, все его приключения это только внешне жесткое противостояние  с умными, сильными и коварными противниками. На самом деле, это легкая прогулка по жизни, бесконечная уверенность в своих силах, а также тонкий английский юмор. С первых кадров и до последних ни в одном эпизоде у зрителя даже  не возникает сомнений в том, что все ловушки врагов будут обезврежены, все их планы разрушены, а очередная спасенная принцесса ответит герою самой горячей благодарностью за ратные подвиги.

И одновременно со всем этим Бондиана всегда была прекрасным зеркалом мировой политической ситуации и наиболее массовых страхов западного обывателя. Страхов, которые Бонд и был призван заменить уверенностью в благополучном исходе всех проблем. Британская Империя, на страже которой стоит Бонд может спать спокойно.



В разное время противниками Бонда были разные «темные» Силы. Сначала это были генералы КГБ, олицетворявшие мощь вражеского СССР. Затем, с приходом Перестройки их заменили те же генералы КГБ, но уже действующие от своего имени и в своих частных интересах. Еще чуть позже на смену советским генералам пришла мафия, тайные общества и богатые безумцы без четкой национальности, угрожающие всему миру  с помощью супертехнологий, созданных неизвестными гениями. В какой-то момент среди врагов даже мелькали китайцы, но эта тема довольно быстро ушла, сменившись на тему англо-китайского партнерства. Затем непонятно откуда взявшихся безумцев, мечтающих о мировом господстве сменили олигархи из самого западного мира. Но их цель оставалась прежней - власть над миром - и столь же неустанно с легкостью и блеском наш супергерой обнаруживал угрозу, находил исполнителей и заказчиков и служил в итоге карающим мечом Британского правосудия.

И вот новый фильм. Признаться, я ждал чего-то похожего на то, что уже видел в более, чем 20-ти предыдущих серий. Ждал, но не увидел. Новый фильм о Бонде резко и по сценарию, и по тону, и даже по антуражу отличается от всех предыдущих. Если говорить кратко, то этот фильм - реквием по Британской Империи. Реквием, исполненный грусти и горечи, но также и безысходностью. Лейтмотив фильма можно выразить фразой. Империя погибает, но не сдается. Причем, погибает не под давлением какого-либо внешнего врага. Нет, враг внутри. Предательство и непонимание. Утрата традиций и безумная вера в виртуальные ценности.

Фильм стоит посмотреть, а потому очень не хочется пересказывать сюжет, чтобы лишать зрителя удовольствия. И потому довольно трудно подтвердить свои выводы сценам из фильма или их пересказом. Трудно, да и не хочется. Кто посмотрит, поймет мою мысль без труда. Назову лишь несколько моментов, не помешающих посмотреть фильм.

·         Во всех фильмах о Бонде всегда обязательно присутствовали дружественные американцы из ЦРУ. Это символизировало единство западного мира в его борьбе с опасностями. Они (американцы) давали  информацию, помогали техникой и даже военной силой. На этот раз о них упомянуто лишь однажды знаковой фразой «У нас еще остались друзья в ЦРУ».

·         Главный противник Бонда - преданный самой МИ-6 по политическим мотивам экс-агент Службы. При этом - гомосексуалист. Намек более, чем прозрачен. Враг внутри и всем понятно, кто он. Да и МИ-6 выглядит не лучше. Бонда тоже по сути предают в самом начале фильма.

·         Во всех фильмах о Бонде он, неизменно подтверждая свое реноме неотразимого плейбоя, затаскивает в кровать двух роскошных дамочек. Одну противницу и одну союзницу. Это стало своеобразной визитной карточкой все Бондианы. В этой серии формально все так же. Но Бонд из плейбоя превратился в резко постаревшего мачо, а потому в качестве союзницы ему приходится попользовать очередную «мани-пенни». Да и то, приехавшую ему на помощь по собственной инициативе.

·         Финальная битва между «Добром» и «Злом» происходит в пустынных английских болотах, в родовом доме самого Бонда. Причем, именно он вместе со своей начальницей «М» и являются загоняемой дичью, сражающейся с помощью охотничьих ружей и сообразительности, шпионского авто 20-летней давности и столетнего егеря против вооруженной до зубов современным оружием и вертолетом банды предателя.  И лишь «природное бессмертие»  Бонда и желание сценариста, но никак не закономерность, оставляют и на этот раз Бонда в живых.

В общем, Британская империя внешне еще жива и даже по-прежнему способна отбиться от врагов. Но на самом деле она уже мертва, просто не всем еще об этом рассказали. И вся логика фильма говорит именно об этом. Об этом же говорит и в разы меньший бюджет последнего фильма.

Символ, МОЕ, Кино

Previous post Next post
Up