Очень часто раздаются голоса, что все страхи коллапса современной финансовой системы не обоснованы. Что она не раз уже справлялась со стоящими перед ней проблемами, и ни что не может помешать ей справиться с ними еще раз. Одно из проявлений такового оптимизма связано с вопросом угрозы гиперинфляции. Мол, деньги печатались, печатаются и будут печататься в любых объемах, но ни к какой гиперинфляции это не приведет. Чуть менее оптимистичные высказывания заключаются в том, что и сама гиперинфляция, хоть и неприятное явление, но не так чтобы очень сильно влияющая на объективную экономическую реальность. Справилась Европа с ней в 20-х - 30-х годах прошлого века, справится и сейчас.
Для того, чтобы адекватно оценить эту угрозу, уже в полный рост замаячившую перед Западом после бравурного заявления Марио Драги, нам необходимо проследить внимательно весь путь, который прошла мировая финансовая система, начиная с образования ФРС в 1913-м году и вычленить те факторы, которые позволили ей оставаться устойчивой на протяжении 100 лет. Таким образом, мы сможем понять, какими именно еще ресурсами обладает система в настоящее время, чтобы избежать коллапса.
Кстати, многие аналитики указали на то, что само заявление Драги еще не означает фактического запуска печатного станка в Европе, а относится лишь к так называемым вербальным интервенциям, призванным успокоить и обнадежить рынки без каких-либо фактических действий ЕЦБ, реально меняющих текущую ситуацию. Такое предположение имеет право на жизнь, тем более, что решения суда в Германии, который фактически должен подтвердить или опровергнуть согласие Германии на такой сценарий пока нет, а без него все слова Драги рискуют так и остаться словами. На тот же факт указывает и крайне оптимистическое поведение финансовых рынков, говорящее скорее о грядущей подготовке затяжного обвала, чем об устойчивых перспективах роста. И тем не менее, чем бы не оказалось в итоге заявление Председателя ЕЦБ, стартом печатного станка или еще одной из подготовительных фаз к этому процессу, перспективы финансовой системы от этого не поменяются. Все уже предопределено и неизбежно. Ведь по сути выбор делается между немедленным обвалом и обвалом некоторое время спустя. Скорее всего, эстафету Драги уже на этой неделе подхватит Бернанке, сделающий столь долгожданные намеки рынкам на КУЕ-3. Ну а за вербальными интервенциями вскоре последуют и реальные. При всем моем желании увидеть другой сценарий, дающий шанс континентальной Европе не ввязываться в эту мясорубку, Германии вряд ли удастся отсидеться «в окопах», защищая финансовую стабильность. У нее попросту не хватит для этого ресурсов, а недавние многочисленные уколы со стороны ее западных партнеров показали, что уязвимость Германии достаточна для гарантий ее итоговой послушности решениям англосакских банкиров.
Но вернемся к истории вопроса. На мой взгляд, в прошедшем столетии следует выделить несколько временных этапов (Прошу прощение за упрощенную пунктирную трактовку событий) :
- 1913-1929. (Рождение, Начало)
- 1929-1932. (Двойственность, Конфликт)
- 1932-1939. (Устойчивость, Развитие)
- 1939-1945. (Полнота, Порядок, Трансформация)
- 1945-1972. (Жизнь, Религия)
- 1972-1991. (Равновесие, Устойчивость)
- 1991-2001. (Совершенство, Безопасность, Торжество)
- 2001-2008. (Проявление, Удача)
- 2008-2012. (Завершение, Всемогущество)
Любопытно, что Этапов получилось именно 9, что соответствует полному жизненному циклу какого-либо явления. В скобках я указал достаточно распространенные варианты символики каждого числа, наиболее правильно отражающие наш предмет интереса. И хотя 2012 может и не оказаться завершающим годом действия последнего этапа, я бы не рискнул заглядывать в слишком отдаленное будущее.
Итак, рассмотрим все этапы по отдельности.
1. 1913-1929. Этап первичной активизации и проявления. Итак, после принятия соответствующих законов ФРС становится частной банковской организацией, но особых немедленных плюсов это не дает. Деньги намертво привязаны к золоту, и хотя государство берет определенные «бумажные» кредиты у ФРС в долг, слишком много взять не получается. По причине того, что золото не получится набрать слишком много для оплаты процентов. Да и сами проценты невысоки. Идет становление Системы, но пока каких-либо существенных отличий от государственного ЦБ не видно.
2. 1929-1932. Ограниченные возможности государства по стимулированию экономики в сочетании со стремлением производителей к максимальной прибыли приводят к жесточайшему системному кризису, охватившему весь Западный мир, названному Великой Депрессией. В Европе, где ЦБ были государственными начинается сумасшедшая гиперинфляция, отлично запечатленная классиками в литературных сюжетах (Ремарк, Фаллада). В США и Британии, где ЦБ - частные, такого не происходит. Государство лишено возможности денежной эмиссии, а брать в долг неотдаваемые суммы в золоте еще не позволяет здравый смысл. Потому в этих странах развивается обратный процесс - дефляция. Британскую империю поддерживает наличие многочисленных колоний, а США все же идут на согласованный с ФРС риск и осуществляют кредитное стимулирование своей экономики. Они нашли способ отдать долги. В 1933-м (по памяти) выходит закон о запрете на частное владение физическим золотом, просуществовавший аж до 1975-го года. Перед его принятием было осуществлена блокировка банковских ячеек по всей стране, а последующее вскрытие осуществлялось только в присутствии инспекторов Министерства финансов США. Золото изымалось, а его владельцам, которые смогли доказать правильность своих налоговых платежей, выплачивалась его стоимость. Решены оказались сразу три взаимосвязанные задачи - казна пополнилась за счет налогов, государство получило физическое золота для расплаты с ФРС по кредитам, а рынки получили необходимую денежную ликвидность, хотя и в бумажном виде. Но стабильность цен на золото делало риски не слишком высокими. В результате США очнулись и вышли из депрессии одними из первых.
3. 1933-1938. Накачка экономики деньгами и государственные меры по ее стимулированию ознаменовали новый этап в развитии капитализма. Европа чуть позже, но так же начинает оживать. Во многом благодаря появлению на ее территории жестких авторитарных режимов и целенаправленном развитии за государственный счет ВПК. Всеобщая неудовлетворенность результатами Первой мировой заставляла все страны включаться в гонку вооружений. Про гиперинфляцию все забыли, полностью восстановилась жесткая привязка к золотому (точнее к биметаллическому) стандарту. В этот период намечается глобальный переток золота в США. Во-первых, США активно экпортирует в Европу свою промышленную продукцию. Во-вторых, они кредитуют Европу, включая Германию. В-третьих, советская индустриализация также является хорошим потребителем промышленного оборудования. И за все идет расплата «желтым металлом».
4. 1939-1945. Дата окончания предыдущего этапа и начала данного несколько условна. Я привязал переход к началу Второй мировой войны, однако, значимые тенденции проявились несколько раньше. Основная характеристика данного этапа - перераспределение мировых богатств. В первую очередь это коснулось, разумеется, еврейского населения, которое тысячами уезжало из Европы в США, спасаясь от преследования и войны. Разумеется, уезжало со всем своим золотом. Кое-кто рисковал оставить свои накопления в нейтральной Швейцарии, но таковых было меньшинство. Но от войны уезжали не только евреи, но и многие европейцы коренных национальностей. Другим источником перевода средств в США стало так называемое «золото НСДАП». Часть его попало в США в конце войны, часть досталась «банкирам» позже через развитие Южной Америки, куда утекла немалая часть нацистского золотого запаса. Ну и СССР за поставки по лендлизу заплатил нем алой частью своих золотых резервов. Окончание этапа также условно. Можно было бы поставить и 1944-й год, год заключения Бреттон-вудского соглашения, по которому доллар становился наряду с золотом мировым средством платежа.
5. 1945-1972. В результате ВМВ в мире объективно сложилась новая реальность. Ни одна страна капиталистического мира не могла по своему экономическому потенциалу соперничать с США, которых вообще не затронула война на их территории. Наоборот, пока вся Европа с грустью смотрела на развалины собственной промышленности, США радостно подсчитывали результаты ее развития. Итоги войны позволили США занять главенствующее место на мировых финансовых рынках. Помимо того, что США предоставили практически всем странам Европы кредиты на восстановление, они смогли стратегически устранить своего самого основного потенциального противника - Германию. Даже не считая ее расчленение на Западную и Восточную часть. Немцы на 150 лет (по слухам, поскольку фактические документы недоступны) частично утрачивали собственный суверенитет, обязались хранить весь свой золотой запас в США, а за это получили быстрое и комплексное восстановление своей экономики. На первый взгляд, может показаться, что Германия заключила не такую уж плохую сделку, ведь план Маршалла в кратчайшие сроки превратил страну, лежащую в руинах, в мощнейшую экономику Европы. Но в том-то и дело, что немцы оказались плохими «игроками в политический покер». Будь они по упрямее, ничего бы принципиально не изменилось. Экономику все равно восстановили бы теми же темпами. США срочно требовалась мощная и привлекательная витрина капитализма на границе соц.лагеря. Так что превращение в таковую ФРГ было неизбежно, а вот золото и суверенитет могли бы быть и на месте. Тогда бы не пришлось сейчас с убогим видом просить разрешение на проведение аудита своего золота в США. В котором, кстати, немцам было отказано. Да и нет того золота давно. В этот же период США делают мощнейшую ставку на то, чтобы доллар превратился в единственную мировую резервную валюту. Они первыми из всех стран вводят понятие внетерриториальной валюты. Появляются так называемые «евродоллары», то есть доллары на счетах европейских банков, которые для совершения платежей или кредитования необязательно прогонять через США и американские банки. Поводом для такой экспансии стала вполне понятное свойство доллара, как самой надежной валюты, обеспеченной золотом, да и к тому же принадлежащей единственной крупной стране, не разрушенной войной. Но такая экспансия (начавшаяся во второй половине 50-х годов) имела и обратную сторону. Доллары должны были появиться в количестве, существенно превышающем не только потребности американской экономики, но и ее саму. А поскольку все доллары - кредитные, обремененные процентом, и должны быть гарантированы государством, то это не могло не вызвать опасение со стороны руководства и самих США. Гибель Кеннеди в 60-м как раз и связывают с его пониманием грядущей проблемы и желанием освободить США от «ласковых объятий» ФРС. Но история свершилась именно так, как свершилась и результат международной экспансии доллара привел США на грань коллапса уже к началу 70-х годов. В мире попросту не было столько золота, чтобы поддерживать фиксированное обеспечение доллара. Да и очень вовремя случившийся первый нефтяной бум 1971-1972 довольно сильно ударил по карману США, резко нарушив их торговый баланс. Так или иначе, но золотое обеспечение доллара приказало долго жить.
Продолжение следует..........