Просто поразительно насколько точно выражена мысль и насколько она соответствует моим собственным ощущениям. Действительно БРАВО!
Оригинал взят у
jewsejka в
Дмитрий Быков // "Коммерсантъ Kids", №27, 23 августа 2012 года
АПОЛОГИЯ КНИЖНИКА Чтение как оптимальный способ коммуникации с окружающим миром.
Если говорить начистоту, что я в последнее время позволяю себе реже и реже, объяснить, почему дети должны читать, очень трудно. Это даже трудней, чем показать, чем верующий в моральном плане отличается от атеиста. Мало мы видели верующих, позорящих род человеческий, и атеистов на грани святости? Этот вопрос - какие нравственные качества отличают верующего? - я задал как-то философу Константину Крылову, у которого способность к формализации интуитивно угадываемых, но неопределимых вещей чрезвычайно высока.
- Любопытство,- сказал Крылов.- И благодарность.
- Почему?
- Любопытство - потому что им скучно жить в познаваемом мире. А благодарность - потому что хочется кому-то сказать спасибо.
Что касается отличий читающих детей от нечитающих, все еще сложней. "Сколько ни читай, умнее не станешь",- говаривал председатель Мао, сам человек весьма начитанный; рискну заметить, что он ошибался, но прямой связи между интеллектом и количеством прочитанного в самом деле нет. Нет такой связи между прочитанными книжками и, допустим, добротой (хотя в доброго дурака мне в принципе не верится - как сказала однажды Новелла Матвеева, дурак не может быть добр, в лучшем случае безвреден). Наконец, способность начитанного человека к рефлексии, сомнениям в собственной правоте и смирению очевидна, но рефлексия, знаете, не всегда хороша. Иной скажет "Я знаю, что ничего не знаю" - и взятки с него гладки, хотя бы на его глазах публично упраздняли таблицу умножения.
И все-таки, видя читающего ребенка, я умиляюсь, а нечитающего - интуитивно опасаюсь; книжные школьники вызывают у меня приступ уважительной солидарности, а компьютерные или байкерствующие - недоверие. И дело не только в том, что я вижу в этих книжниках себя,- не такой уж я и книжник, скажем, по сравнению с умниками Юрия Вяземского и с ним самим,- а в том, что некие драгоценные качества в них все-таки есть; и ради этих драгоценных качеств ребенка стоит приучать к чтению, да, через не могу, постепенно, хитрыми методами, без наскока и нахрапа, но стоит.
По трем причинам.
Во-первых, у такого ребенка есть навык преодоления сопротивляющегося материала. Адепты видеокультуры, у которых книга вызывает примерно такое же снисходительное презрение, как лапти, упускают из вида существенную разницу между книгой и любой визуальной информацией: фильм требует куда меньших усилий для восприятия. Видеокультура агрессивно лезет в глаза, музыка - в уши: чтобы слушать музыку, необязательно, слава богу, знать ноты (хотя чтобы понимать - желательно). Умение складывать буквы в слова, продираться через сложный текст, прячущий свои тайны, скрывающий главное за чередой описаний и отвлеченных рассуждений,- базовое. Читающий ребенок лучше мотивирован, умеет сопротивляться, продираться, раскапывать клады; добыча информации для него - не обуза, а увлекательная охота. Если он привык получать информацию готовой, как в телепрограмме или видеоигре,- он не умеет относиться к этой информации критично; ему лень протянуть руку за яблоком - он требует, чтобы оно падало само, причем не на голову, а в рот. И я не поручусь за его будущее - хотя в настоящем, очень возможно, он ориентируется лучше книжника.
Во-вторых, читающий ребенок умеет сам себя занять, а это для человека не последнее дело. Для любого другого носителя информации нужна масса условий, начиная с электропитания,- а книгу можно читать в любом шалаше, в безлюдной тайге, в плацкартном вагоне; читающего ребенка не надо развлекать - он сам найдет себе занятие, которое со временем будет увлекательней любой игры. Читатель самодостаточен: ему для проживания интереснейшей жизни не нужны партнеры, воспитатели и няньки; взял книгу с полки - и сам себя обеспечил приключениями и советами. Возможно, во мне говорит ленивый или, напротив, слишком занятой родитель, но что хотите со мной делайте, я не умею развлекать детей. Разговаривать с ними - да. Защищать, если понадобится,- естественно. А вот играть с ними - это мне и в детстве было трудно.
В-третьих... здесь, пожалуй, самое сложное. Читающий ребенок лучше коммуницирует с миром, поскольку у него есть к этому миру вопросы; он вообще лучше - вопреки штампу - укоренен в реальности, поскольку полнее и лучше ее видит. Навык чтения - это ведь еще и навык считывания, то есть наблюдения и интерпретации. Чтение - семиотическое занятие, поскольку оно - лишь проявление более общей потребности видеть знаки и приводить их в систему, читать пейзаж, лица в метро, новостную программу, в которой внешнее - всегда не главное. Чтение есть вчитывание, вглядывание, улавливание примет. Кто это умеет - знает о мире больше пассивного наблюдателя. Чтение - поиск вторых и третьих смыслов, диалог с автором, который далеко не всегда настроен выбалтывать свои тайны, куда чаще он говорит вовсе не то, что думает. Сейчас многие изучают каббалу - это мода, пошлая, как всякая мода; но ведь и каббалистика - частный случай все того же вычитывания смыслов отовсюду, и если не превращать его в безумие или способ легкой наживы на чужой глупости - это лучшее, что вообще можно сделать с миром. Его надо читать. И книжный ребенок - будь он эгоистом, сладкоежкой, даже и двоечником, что вообще-то часто случается с мономанами, хорошо знающими только что-нибудь одно,- в любом случае более открыт миру и собеседнику, лучше контактирует с ним, понимает его и в случае чего придет на помощь. Кто не читает - тот этих призывов о помощи, раздающихся каждую секунду и со всех сторон, просто не слышит.
Как заставить ребенка читать - я не знаю. То есть я в принципе это умею, но все мои рецепты не универсальны. Внушить мысль, что чтение способствует самоуважению, что это вообще престижно? - глупость, да и что нам делать с ребенком, стремящимся исключительно к престижу? Как его потом остановить? Начать читать вслух и остановиться на интересном месте? - но много ли вы знаете книг, с которыми проходит этот фокус? Объяснить, что в этой книге таится вся мудрость мира? - но ребенок может ее не понять и разочароваться в чтении на всю жизнь. Словом, из всех качеств любовь к чтению представляется мне наиболее врожденной, наименее внушаемой. Можно научить медведя ездить на велосипеде - да что там, я освоил соловил! (Объяснять долго, наберите в сети.) Но научить человека, которого воротит от чтения, глотать книги - задача почти неразрешимая. Разве что в нем сама собой произойдет некая нравственная подвижка, и он поймет, что чтение - это еще и самый легкий способ отличить своего человека в толпе. С ним можно обменяться паролями. Этих паролей не дает никакое видео - именно в силу его общедоступности.
Но как внушить человеку, что ему вообще нужен другой человек?