Среди отраслей, которые ожидают проблемы, обычно выделяют сельское хозяйство, пищевую и легкую промышленность и машиностроение. Посмотрим на реальные перспективы.
Вряд ли нашему сельскому хозяйству реально стоит чего-либо опасаться. Эта отрасль вообще сейчас в мире является стратегической номер один. Особенно с учетом перспектив падения урожайности в Европе и США из-за Гольфстрима. Да и аргументы противников ВТО иногда поражают своей неадекватностью. Например, пошлины на ввоз живых свиней упадут в восемь раз. Что можно подумать, не вникая в тему? Что всех наших свиней задушит импорт. А если подумать? У нас сегодня именно свиноводство в самом большом загоне. Именно этой отрасли для ее развития требуется немедленный импорт сотен тысяч племенных особей обоего пола для развития свиноводства в России. При грамотном ведении хозяйства эта отрасль вообще не может быть убыточна по определению. Не может быть воспроизводство и кормление животного на месте быть дороже его импорта. Там ведь его тоже кто-то вырастил. А еще привез, растаможил и продал. Зерно, из которого на 70% состоят комбикорма, у нас свое, многие пищевые добавки тоже. Только пахать придется, да еще и всю системы взаимоотношений с мясокомбинатами перестраивать. Или вообще фермы на их базе делать.
С пищевой промышленностью сложнее. Но опять-таки с какой стороны посмотреть. Вот я как потребитель люблю сосиски. А поскольку я в свое время пожил в Германии, то вкус настоящих сосисок мне хорошо знаком. Почему я не могу за любые деньги сегодня съесть нормальную сосиску в Москве? Их просто нет, не делают. Ни один производитель не делает. Да я аплодировать стану тому, кто вместо сегодняшнего «комбикорма» на прилавках наших супермаркетов привезет мне нормальную сосиску из Германии. Но только я, увы, прекрасно понимаю, что никто этим заморачиваться не станет. Скупят наших производителей и все на этом закончится. И, может быть, даже качество не сильно улучшится. При относительно невысокой стоимости большей части продуктов питания возить их в готовом виде из Европы просто невыгодно с любыми, даже нулевыми пошлинами. Так что физически с заводами ничего не произойдет. Только их сегодняшние владельцы пострадать могут. И то далеко не все.
Самая серьезная ситуация в плане ВТО с машиностроением. Эта отрасль действительно в существенной степени пойдет «под нож». Удельная стоимость современной продукции этой отрасли настолько высока, что стоимость транспортировки и таможни не имеет большого значения. Прямой импорт выгоден уже сейчас, а после вступления в ВТО его преимущество станет неоспоримым. Но при окончательных выводах надо опираться не только на эмоции или поверхностные факты, но и на весь комплекс проблем. Кому нужны реально сегодняшние изделия нашего машиностроения, большая часть которых осталась на технологическом уровне эпохи позднего СССР? Да и нельзя рассматривать всю отрасль, как единое целое. Есть подотрасли, которые развиваются очень успешно, с применением самых современных технологий. Это те, которые являются частью общей стратегии модернизации российской экономики - транспортное машиностроение, ВПК, энергетическое машиностроение, металлообработка. Они давно, хотя и не без помощи импортных технологий вышли на современный уровень. А в остальных секторах отрасли перевооружение еще только начинается или откладывается. Именно в них угроза импорта велика и реальна.
Легкая промышленность от ВТО реально потеряет вся и полностью. Но это и так уже фактически произошло. Уже сегодня, даже со всеми видами заградительных пошлин производство ширпотреба в России нерентабельно. В следствие этого весь российский бизнес этой отрасли давно освоил полное или частичное производство продукции на купленных предприятиях в Европе и Азии. Для него ВТО - это удешевление процесса импорта своей продукции в Россию.
В принципе вопрос о вступлении России в ВТО необходимо рассматривать, как минимум, с тех сторон - воздействие на государство, на потребителя, на бизнес.
Что касается бизнеса, то вопрос более или менее понятен. Те, кто последнее десятилетие «не проспал» выживут и только усилят свои позиции. Остальные будут страдать. Но даже в этих компаниях грядущий кризис стоит рассматривать так, как это указано в китайском иероглифе - опасность + возможность. Никто и никогда не пойдет совершать подвиг, если лежанию на печи ничего не угрожает. А опасность может как заставить ползти на кладбище, так и найти в себе силы для качественного скачка.
Говоря применительно к ВТО о государстве, следует выделить два момента - финансово-экономический (сбор налогов и пошлин) и геополитический - защищенность страны от неблагоприятных воздействий. В пошлинах государство явно теряет. В налогах ситуация неоднозначна. В стоимости бюджетных затрат и кредитов на перевооружение стратегических отраслей - выигрывает. Так что в целом ситуация для бюджета нейтральна. С геополитикой сложнее. С одной стороны, есть риски повышения роли импорта в нестратегических (потребительских) отраслях, с другой, получение доступа к технологиям для скорейшего перевооружения стратегических отраслей.
Для потребителя ситуация также неоднозначна. Именно как потребители мы все только выиграем от поступления в страну более дешевых и качественных импортных товаров. Однако тем, кто сегодня трудится на предприятиях рискованных отраслей, может грозить закрытие производств и ликвидация рабочих мест.
То есть в целом можно сказать, что ситуация со вступлением в ВТО, как минимум, неоднозначна с экономической точки зрения.
Однако, рассмотрение картины в целом будет неполным, если не привязать этот момент к динамике всей мировой ситуации в экономике. А она такова, что простое изучение плюсов и минусов ВТО для России вне этого контекста просто бессмысленно.
Возьмем Европу. У нее два пути выхода из «положения». Первый - гиперинфляция. Второй - сокращение расходов до уровня доходов и даже ниже. В первом случае все разговоры о ВТО, как и сама эта организация, мгновенно «приказывают долго жить». Отношение всех со всеми моментально портятся и страны начинают городить защитные протекционистские барьеры друг от друга один выше другого. На этом фоне вступила Россия в ВТО или нет, никого уже интересовать не будет, включая саму Россию. Что на текущий момент есть в странах, то и «кушаем», лишь постепенно восстанавливая отношения с внешним миром на двусторонней основе.
Во втором случае ко дну идут только англосаксы, а Европа с помощью России и Китая пытается удержаться на плаву. Причем, хочу особо подчеркнуть, что в первом случае ни Китай, ни Россия помогать Европе не станут. Напротив, с первого дня запуска станка будут скидывать имеющиеся на руках евробонды по любым ценам. А Европа самостоятельно без помощи Китая и России не выплывет ни в первом, ни во втором случае. Это, кстати, отлично понимает Меркель, а потому стоит пока как Брестская крепость, не давая согласия на эмиссию денег.
Так вот. Именно во втором случае вступление России в ВТО начинает играть на руку как нам, так и европейцам. Нам нужно бесконечный поток технологий и оборудования, им нужны энергоносители и наше потребление. Фактически подобный своеобразный бартер (на верхнем уровне) позволяет неплохо абстрагироваться от реальной стоимости денег, как таковых.
И, наконец, нельзя не остановиться на таком аргументе противников ВТО, как отсутствие официального перевода текста соглашения на русский язык. При внимательном рассмотрении этого вопроса выясняется, что, во-первых, речь идет не о протоколах присоединения России к ВТО и не об индивидуальных двусторонних соглашениях России со странами-участницами. Речь идет о тексте самого базового соглашения, подписанного при образовании организации 1995 году. Но здесь довольно бессмысленно ждать официальной версии перевода, поскольку русский текст при заключении этого соглашения не был предусмотрен по причине отсутствия России в составе тогдашних участников-подписантов. А вот насчет просто перевода все куда интересней. Причем, интересно именно то, что апеллируют к отсутствию перевода, а не к положениям, которые там содержатся. Ведь если кого-то этот вопрос интересовал бы всерьез, а не по «долгу службы», то перевод давно был бы сделан даже в частном порядке. Не так уж это дорого, да и вступаем мы в ВТО уже не первый десяток лет. Да и сделан, уверен, не один десяток таких переводов. Но по поводу содержания у критиков ВТО глухое молчание. Ну прямо только вчера узнали такую новость и не успели ознакомиться. А вся критика идет именно вокруг отсутствия самого перевода. Не удивляет?
Идем дальше. ВТО возникла в 1995 году. То есть в то время, когда Россия находилась под плотнейшим контролем прозападного олигархата. А администрацию президента возглавлял некто Чубайс, и экономику России дербанили во все стороны с такой силой, что только пух и перья летели от советского наследства. И почему-то Запад, заинтересованный в добивании России и окончательном лишении ее суверенитета «забыл» включить Россию в ВТО. А потом забывал сделать это еще в течение 5-ти лет. И ведь никакого Путина на них тогда не было. Интересно, не правда ли?
В заключении вернемся к началу и вспомним про Игру, которую, видимо, ведет власть, используя ВТО, как инструмент. То подписали, то отложили. То собрались ратифицировать, то пошли в Конституционный Суд смотреть на предмет соответствия Основному Закону. То было тихо-тихо, а то чуть ли не каждый день многотысячные митинги протеста. Разумеется, я не знаю КОГО «играет» Путин с ВТО. Но для меня совершенно понятно, что это Игра, что играет Путин и что его оппонент в этой Игре находится не в России. Ну а смысл Игры, видимо, когда-нибудь поймем, как и ее реальные цели.