Вчера, услышав пресс-конференцию Прохорова на тему создания им «партии нового типа», многие посмеялись, многие пожали в удивлении плечами, но практически никто не проявил понимание того, что же именно предложил Прохоров общественности.
А предложил он нечто занимательное, хотя партией это назвать невозможно.
Название «гражданская платформа», если вдуматься, замечательное, но о ней позже. Пойдем по логике.
Если вдуматься в суть понятия партии, то ее ключевыми характеристиками будут идеология, электорат, стратегия борьбы за торжество своих идей, партийная структура и лидеры (от одного до группы), которые олицетворяют электоральную привлекательность. Это, так сказать, для внешнего пользования. Для внутреннего еще имеются источники финансирования, «встроенность» в государственную систему и так далее.
Так вот. Ничего этого у Прохорова нет. Он вчера предложил что-угодно, только не партию. Он предложил бизнес-проект. Причем, бизнес-проект, по сути скопированный с западной модели политического устройства общества. Там ведь все так же. Кукловоды-идеологи - наемные политические клоуны - финансовые спонсоры, принадлежащие кукловодам.
Давайте вспомним в чем принципиальная разница между российскими либералами, вот уже который месяц «марширующими» по улицам столицы и теми, кто за ними стоит, с одной стороны, и «верными путинцами», с другой. А она предельна проста. Кто сверху? Олигархический капитал или чиновно-государственная номенклатура?
Не влезая в прямое политическое противостояние с властью (а оно ему надо?), Прохоров фактически объявляет о создание своей собственной властной пирамиды. На вершине пирамиды силы, которые олицетворяет он лично. Хотя он там не сам и даже не главная фигура. Перед президентскими выборами по его поводу даже собирался олигархический «богоизбранный» кагал, решивший, что «товарищ достоин». Вот этот «кагал» и есть вершина.
Следующий уровень пирамиды - засветившиеся «соратники по борьбе». Ройзман, Любимов и им подобные. Так же, заметьте, беспартийные. По логике вещей этот уровень призван определять идеологическую направленность «платформы». А если быть совсем откровенными, то облекать в привлекательную внешнюю форму идеи, генерируемые вершиной пирамиды.
Еще ниже расположились те самые «500 юристов». Право же звучит почти как «300 спартанцев». Эти люди должны осуществлять юридическую защиту «партийных» начинаний и кандидатов, писать тексты законопроектов, а также, как выразился сам Прохоров, «держать лицензию». Они эти юристы и есть единственные члены партии.
А теперь на секунду вспомним о названии. «Гражданская платформа». Если вдуматься, то это некое основание, на котором стоят граждане. Таким образом, вся сама «партийная конструкция» к гражданам совершенно не относится, а лишь придает им точку опоры, оставаясь по отношению к ним внешним объектом. Еще проще говоря, нам открытым текстом заявлено, что данная политическая сила не принадлежит нашему государству и руками российских граждан будет проводить в жизнь выгодные ей проекты. Еще вопросы остались?
С поддержкой все еще тривиальнее. Берется активный и политически мотивированный гражданин (а публичная политика давно стала бизнесом), с ним заключается контракт на представление (выражение) определенных интересов и предоставляется финансирование и «промоушинг».
Что мы имеем в результате? А в результате имеем следующее:
· Прохоровское «образование» не имеет никакой выраженной идеологии. Поскольку «партия» техническая, без реальных членов, то идеология, призванная объединять сторонников и делать партию массовой, просто не требуется. Ведь любая идеология это риски. В первую очередь риски быть «чужим» для определенной категории населения, которая в случае с либерализмом становится подавляющим большинством. Прохоров, надо признать, очень быстро учится. Ему оказалось достаточно одного раза быть «размазанным» со своей политической платформой, чтобы он понял, что этот вопрос надо стремиться обойти. И ведь придумал, как именно.
· Благодаря капиталам самого Прохорова и «назначившего» его кагала, у «партии» нет проблем с финансированием проектов. Не надо ходить с протянутой рукой и обещать каждому спонсору исполнение «трех желаний». Напротив, поскольку нет никаких обязательств перед членами партии, то любые избирательные списки можно составлять из кого-угодно. Например, по четким тарифам в зависимости от места. Так еще и прибыль получить можно.
· Нет никаких обязательств перед электоратом. Ведь электората, как такового нет. Ни «членского», ни «сочувствующего». Когда он требуется, а это только перед выборами, его нагоняют средствами политических технологий. А кроме того, всем очень быстро станет понятным, что на либеральном фланге конкурентов у этого проекта просто нет.
· Нет политической уязвимости. Сам Прохоров и «его команда» не при делах. Они беспартийные и надавить на них можно только «по понятиям», а на это способно только государство. «500 юристов» сами на кого хочешь наедут. По всем юридическим правилам. Да и не найдешь, за что на них наезжать. Неизбежно попадешь в ситуацию, когда «к пуговицам претензий нет». Ну а на «наемников» наезжай, сколько хочешь. «Пушечное мясо» никто никогда не жалел.
Вот такая «техническая» партия получается. И смешной она кажется только до тех пор, пока не войдет в силу. Потом наплачемся.