Выборы-2012. Неудобные вопросы. Часть 2.

Feb 22, 2012 13:01




В первой части поста были разобраны вопросы, непосредственно связанные с выборами и движущими силами, формирующими текущее противостояние власти и проявленной активной оппозиции. Динамика ситуации практически не оставляет шансов оппозиции на любой исход, который она могла бы расценить как свою победу. Путин победит и сделает это уже в первом туре. Впрочем, сама оппозиция своими неуклюжими и до крайности грязными методами борьбы лишь помогла такому результату. В этой связи наиболее интересными вопросами становятся:



  • Как может развиваться ситуация в переходный период (между предварительными и окончательными итогами голосования)?
  • Следует ли ждать неожиданностей от президента Медведева?
  • Каковы будут ответные действия Путина по отношению к оппозиции после его прихода к власти? Стоит ли ждать массовых «репрессий»?
  • Будет ли проведена политическая реформа и если да, то, в каком виде? В каком направлении будет развиваться страна - к демократии или автократии?
  • Стоит ли ждать реального изменения положения в стране или итогом выборов станет просто передел собственности?
  • Если долгожданные народом изменения начнутся, то почему этого нельзя было сделать раньше?

Попробуем спрогнозировать ситуацию и ответить на эти вопросы, исходя из логики сегодняшних событий и всего, что привело нас к этим выборам.

1.      Наверное, наиболее животрепещущий вопрос для огромного числа людей, уже успевших в том или ином качестве отметиться в оппозиционном лагере, таков - И что теперь будет? Бежать или не бежать. Протестовать или не протестовать? Наиболее волнующий период в этом плане - несколько дней между выборами и их предварительными итогами и объявлением итогов окончательных. Оппозиция в этот момент имеет как моральное, так и законное право на борьбу в целях делигитимизации итогов, а власть еще не имеет всей полноты легитимности, чтобы действовать жестко. По сути это будет момент истины, который должен определить логику всего последующего периода. У нас есть различные варианты:

·        Кровавый бунт, выраженный в многочисленных погромах и иных акциях неповиновения и нарушения общественного порядка с жестким (вынужденно) его подавлением и последующей практически моментальной автократией;

·        Сдержанные митинги протеста, не выходящие за рамки закона, оканчивающиеся одновременно с вынесением окончательного вердикта ЦИК. Власть в этом варианте также будет действовать мягко, не вмешиваясь в процесс, только следя, чтобы он не перекинулся на «другое поле»;

·        Спокойное и пассивное принятие предварительных итогов голосования в качестве окончательных без массовых протестных мероприятий.

Наименее осмысленный для всех, включая оппозицию, первый вариант. Его результатом станет неизбежное ужесточение властного режима и тяжелые последствия для всех, переступивших закон. Это будет сделано быстро, и показательно жестко, чтобы прекратить расползание Хаоса по стране. Одновременно будет ужесточен режим выезда из страны, чтобы в суете не упустить никого из значимых фигурантов. И, думаю, власть готова к подобному развитию событий. Они слишком предсказуемы, как и сама оппозиция. Понимает эту готовность власти и сама оппозиция. Поэтому начало развития событий скорее следует ожидать по второму варианту (ибо третий есть настолько большая «потеря лица», что после этого в политику можно не соваться). А вот вслед за начавшимися массовыми, но мирными акциями протеста, нам все же следует ждать и провокаций, способных направить ситуацию к первому варианту. Увы, но это очень вероятно. Не сумев добиться реально массовой поддержки в стране и помешать избранию Путина на новый срок, оппозиция вполне может решиться на крайние меры. Особенно, если самим провокаторам удастся остаться при этом в стороне, лишь финансируя процесс. В этой связи органам правопорядка, как и самим митингующим (в целях самосохранения) крайне важно сохранять предельную бдительность до самого последнего момента. Не менее важно жестко разделять зоны возможных общественных «собраний» оппозиционного и провластного характера, не допуская их соприкосновения в одном месте. Массовое побоище сторонников и противников действующей власти - худшее, с чего может начаться новый срок правления старого президента. Отсутствие протестных мероприятий вообще (третий вариант) видится исключительно на теоретическом уровне и крайне маловероятно.

2.      Вот уже практически месяц, как по Сети гуляют различные варианты отмены выборов или их результатов, придуманные оппозицией. То президент Медведев отменяет выборы (под предлогом необходимости проведения первоочередной политической реформы); то он признает выборы несостоявшимися (под предлогом их массовой фальсификации). Есть и более экзотические варианты. Оппозиция, фактически проигравшая борьбу в «законном поле» всячески пытается придумать, как все же она сможет «победить» злого «Каа-Путина» и не дать ему придти к власти. Стоит ли говорить, что все предлагаемые варианты абсурдны? Во-первых, если бы Медведев захотел (или смог) стать в оппозицию Путину, то у него были для этого куда более шикарные возможности ранее. Не захотел, не смотря на довольно серьезное давление со стороны его же команды. Во-вторых, Медведев юрист. И как юрист, он психологически не способен к любым антиконституционным действиям. А сегодняшнее законодательство таково, что ни отменить выборы, ни признать их несостоявшимися, нет ни малейшего законного основания. И, наконец, в-третьих, Медведев судя по всему является действительным сторонником и членом команды Путина. Четыре последующих года показали, что даже будучи выдвинутым на этот пост от либерального крыла власти, он свои договоренности с Путиным ценит гораздо больше корпоративных (клановых) интересов.

3.      Итак, Путин снова в президентском кресле. Что это за собой повлечет? Ждать ли нам нового 37-го года? И да, и нет. Если говорить о психологическом восприятии самого Путина, как человека, то он бы скорее был бы склонен спустить все на тормозах. Нет у него в душе того уровня кровожадности, которая делает из правителя кровавого диктатора. Да и мировоззренческие его представления таковы, что он предпочитает серию небольших «тихих» ходов одному громкому «бабаху». Собственно, вся его политика за 12 лет из таких «тихих» ходов и состоит. Исключение - Ходорковский. Но тот случай иного варианта событий просто не допускал, хотя по слухам у опального олигарха некоторое время оставалось «окно возможностей» на бегство так, как это сделал Березовский. Но он просто не поверил и решил побороться. За что и имеет то, что имеет. И все же в текущей ситуации просто «отсидеться» не получится. И тому есть три различные причины. Первая - количество грязи и клеветы, вылитое на него в ходе этой компании таково, что оставлять это совсем без последствий - «потеря лица», на которое он не имеет право, если хочет быть полноценным правителем. В противном случае, это будет однозначно воспринято как слабость даже его собственным окружением. С непредсказуемыми для Путина и страны последствиями. Вторая - внутри элиты никогда не прекращается скрытая война за власть, деньги, влияние. Среди оппозиционеров, проигравших войну на клановом уровне, неизбежно настанут трудные времена. Победители уже сейчас потирают руки и косо посматривают друг на друга, пытаясь определить, с кем придется конкурировать при дележе «наследства». Но этот дележ возможен только в условиях, когда всему переделу собственности будет придан необходимый законный характер. Следовательно, нынешние владельцы «ценного имущества» должны быть выведены из правового поля и объявлены преступниками. Это неизбежно. Разумеется, официальными причинами и статьями УК будут совершенно не относящиеся к собственности. Скажем, коррупция, уголовные преступления или работа на иностранную разведку. Благо накопленные тома компромата позволят без проблем найти такую статью на каждого. И без всяких выдумок или фальсификаций. Третья - выборами дело не заканчивается. Возбужденные президентской компанией и войной компроматов население страны еще долго будет пристально присматриваться к происходящему. Следовательно, хотя бы часть многочисленных предвыборных обещаний придется выполнять и выполнять быстро, чтобы динамика ситуации в ожидаемом народом направлении была видна сразу. А для этого нужны деньги. И очень много денег. Бюджет в его сегодняшнем состоянии все эти траты просто не потянет. Деньги дадут оппозиционеры. Кто-то выкупая право на эмиграцию, кто-то - право на свободу, кто-то за послабления в сроке заключения. Если подойти к этому процессу вдумчиво, то речь вполне может идти о совокупных объемах не менее 100 млрд. долларов. И это только то, что наши предусмотрительные соотечественники вывели из страны за последний год. А сколько было до этого? Так что и громких процессов и посадок не избежать. Да и народ давно ждет от власти чего-то подобного, без этого оказываясь воспринимать ее всерьез как свою. Справедливость - страшное слово, особенно когда ее ожидание затягивается на долгие годы. А вот «мелким оппозиционерам», проявившим себя только на ниве порочащего Путина «креатива», столь серьезных мер, как в отношении «заказчиков», опасаться не стоит. Просто им будет сложнее делать карьеру в крупных приличных компаниях. Но в остальном, думается, они могут спать спокойно. Если все правильно поймут.

4.      Вопрос о перспективах объявленной Медведевым политической реформы крайне интересен. Многие, в том числе и я, когда услышали в бюджетном послании президента эти инициативы, решили, что это «последняя лебединая песня» президента-либерала. Не имея сил и возможности противостоять Путину аппаратно, он решил «подложить ему свинью» напоследок именно таким образом. Но, поразмыслив некоторое время, я пришел к мысли, что все это было согласовано и полностью укладывается в логику будущей политики Путина. Как-то как само собой разумеющееся мы привыкли воспринимать партийную политическую активность только как действия власти (в том числе и силами всех парламентских партий) или как действия «внесистемной» праволиберальной оппозиции. А все идеи и цели, которые на самом деле отвечают интересам большей части населения нашей страны, оставались в стороне от этих «баталий». Да, так было. Но так не может быть дальше. Если в стране не начнется серьезный процесс самоорганизации народа для формулировки своих требований к власти и создание структур, способных эти интересы отстоять, ничего хорошего нас не ждет. Представим себе, что Путин далеко не так хорош, как этого хочется его сторонникам. Что он не ставит перед собой тех благих целей. Которые ему приписывают (в том числе и я). Кто, кроме народа сможет остановить такую власть? Но как показала политическая активность последних месяцев, никаких структур самоорганизации патриотической (не путать с националистической) части (а это большая часть) просто не существует. Народ в очередной раз оказался попросту не представлен на парламентских выборах, он оказался «за бортом» президентской гонки, он ничего не смог самостоятельно противопоставить «оранжистам» на улице, если не считать слабо оформленные потуги движения имени Кургиняна. В таких условиях любая, даже самая изначально благостно настроенная власть неизбежно развратится и начнет жить только для себя. И бунт, тот самый «бессмысленный и «беспощадный», станет попросту неизбежен. И это будет конец России, который мы организуем собственными руками. Теперь представим себе иную картину. Путин - истинный патриот, поставивший перед собой целью возрождение величия России. Одних воплей «УРА» по этому поводу совершенно недостаточно. Кто все это будет осуществлять. В самой ближайшей перспективе закончатся разборки с «либералами». Их имущество поделят, часть украдут, часть пустят на выполнение предвыборных обещаний. И что потом? Мне уже приходилось писать, что система коррупции госаппарате была выстроена целенаправленно, как единственный способ этот аппарат сорганизовать в единое целое и направить его на подавление власти олигархата 90-х годов. Теперь эта задача будет выполнена. Что дальше? Ведь на всех местах сидят все те же коррупционеры. Большинство уже даже не помнит, или никогда не знала, как можно работать иначе. Не работать на свой карман, а служить стране. А у Путина при всем оптимизме просто не может быть многотысячной преданной ему и идее команды. В лучшем случае - это пара сотен человек со своими подчиненными им структурами. В сумме - не более нескольких тысяч.  На всю Россию и на все уровни власти. Мизер от потребного. При этом действовать этой команде придется в тесном окружении идеологических противников, обладающих суммарно огромным аппаратным весом. Это они против «либералов» были все едины. А теперь речь пойдет о защите уже собственных интересов. В этих условиях, если Путин и его команда не смогут или просто даже не успеют создать себе мощную опору снизу, они обречены. Но и создавать политические структуры патриотического характера сами они тоже не могут. Народ попросту не поверит. За эти годы все уже достаточно «наелись» проектами господина Суркова. Так что единственный выход - это создавать партии и движения самостоятельно. И совершенно не стоит пугаться тому, что сначала этих партий и движений будет много. Процесс надо запустить, период консолидации наступит позднее. Не стоит и бояться ренессанса либеральных партий. Уже если они за два десятилетия полного благоприятствования со стороны власти ничего не создали, то уже ничего и не создадут. Каждый раз у них будет получаться партия «садового кольца». За пределами столиц носителей либеральной идеологии единицы. Все вышесказанное убеждает меня в том, что политическая реформа в России состоится. Не все понятно в отношении выборов губернаторов. Скорее всего, будут и выборы и президентский фильтр с правом досрочного отстранения от власти. В противном случае могут быть попытки сепаратизма. Проходили.

5.      Очень важный вопрос о том, стоит ли в реальности ждать от Путина после победы каких либо изменений в стране, или все закончится «раскулачиванием либералов». Именно вокруг этого вопроса ломается большинство копий в спорах о правильности или неправильности избрания Путина на третий срок. Возможно, я удивлю, но точный ответ на этот вопрос еще не сформирован. Во многом это будет зависеть от того, насколько успешно пойдет политическая реформа и насколько быстро удастся сформировать настоящий «Общероссийский народный фронт». Не ту организацию, которую создал Путин для парламентских выборов под себя, а ту, которая окажется способной диктовать власти свою волю. Если Путина оставить наедине с ветеранами «коррупционных битв», он проиграет неизбежно, даже если попытается. В лучшем случае эта борьба за «чистку» властных структур растянется на десятилетия. А у России просто нет столько времени. Внешние проблемы нарастают как снежный ком. Причем, серьезного кризиса как в международной политике, так и в мировой экономике следует ждать в самое ближайшее время. И, по всей вероятности, Россия при всем желании уже не успеет сформировать полноценный новый аппарат государственного управления. Придется вступать в конфликты с тем, который есть. И только наша общая воля может не позволить ему стать новой пятой колонной.

6.      Почему нельзя было провести изменения раньше? Об этом уже очень много написано (и мной в том числе). Для осуществления любой политики нужна реальная власть и мощная поддержка. О первом до сих пор можно было говорить только условно. Власть фактически была разделена и держалась только на консенсусе противоборствующих групп. В этих условиях «крайним» неизбежно становился народ. О массовой поддержке, в том числе и по вышеуказанной причине, также говорить не приходилось. И все-таки сделано было немало. Сохранено единое государство, восстановлен ядерный щит страны, начат процесс по национализации Центробанка, возобновились закупки современной военной техники, отданы долги, державшие страну «за горло», накоплены некоторые резервы. Кстати, о резервах, стоит сказать подробнее. Глядя на объемы ЗВР в 500 млрд. долларов противники Путина обвиняют его Вт том, что эти деньги работают на заграницу и не работают на Россию. И мало, кто понимает, что идет подмена понятий. ЗВР - это не кубышка на черный день. Это валюта, которой располагает государство. Если какой-то банк взял на Западе кредит, продал валюту ЦБ и использует рубли для кредитования бизнеса, то ЗВР автоматически выросли. Но ведь никакой «кубышки» не образовалось. Государство здесь вообще не при чем. Кредит рано или поздно надо будет вернуть, для этого потребуются доллары и банк купит их у ЦБ. ЗВР уменьшатся на ту же сумму (даже большую из-за процентов). Более того, все эти годы независимый наш (от государства) ЦБ выпускал в обращение страны только то количество рублей, которое соответствовало ЗВР. Это практика колониальной финансовой политики ФРС. В результате эти деньги все равно работали в России в виде рублей. Но Россия была ущемлена в своем праве на свободную эмиссию национальной валюты. И даже в этих жесточайших условиях бюджет страны за годы правления Путина вырос во много раз. Но вернемся к «кубышке». Государственные резервы (как результат бюджетных чистых доходов государства) действительно были сформированы. И названы резервным фондом, а потом фондом национального благосостояния. И какое-то время эти деньги действительно не работали. В них просто не было необходимости. Точнее потребность была. В тех же оборонных областях. А вот структура, способная средства не разворовать, а использовать строго по назначению - нет. И появилась только недавно. Кроме того, в 2008-2010 Россия имела существенный бюджетный дефицит. Откуда брались деньги на его покрытие? Из того самого «фонда благосостояния». А за счет каких средств были вызволены в 2008-м из иностранной долговой кабалы все наши крупнейшие компании и банки? - За счет тех же самых средств «фонда». Так что все не так плохо, как кажется. И не такие дураки во власти, как думают некоторые. Просто, прежде чем что-либо сказать, надо хорошо подумать.

Путин, Выборы, Россия, МОЕ, Будущее

Previous post Next post
Up