Если смотреть только на репортажи различных СМИ и сообщения социальных сетей, посвященных корейскому кризису, то складывается впечатление, что возникнув буквально мгновенно из ничего, он столь же неожиданно растворился в информационном пространстве. И выглядит он как непонятная и труднообъяснимая клоунада.
Трамп всего спустя пару дней после нанесения ракетного удара по Сирии вдруг озаботился очередными северо-корейскими испытаниями, хотя до сих пор аналогичных им был не один десяток. И не просто возбудился, но и направил к берегам Кореи армаду из сразу трех АУГ, угрожая разнести все «в дребезги и пополам», если Ким не одумается и не прекратит заниматься провокациями.
Молодой Ким принял грозный вид и отдал несколько команд, намекая на готовность драться до конца и угрожая нанести США и их союзникам настолько неприемлемый ущерб, что американцы умоются слезами. После чего провел масштабный парад, наглядно демонстрируя всю силу северо-корейских ВС, а под утро все же устроил обещанный запуск ракеты. Которая, правда, взорвалась практически сразу после взлета.
Американцы тут же сделали вид, что результат испытаний их повеселил и успокоил и ограничились парочкой традиционных угроз на будущее, а АУГ так до Кореи и не доплыли, занявшись делами в другой части Тихого океана.
Все как бы выдохнули, война отменяется, и принялись строить догадки о том, что это было. Случайно ли взорвалась запущенная ракета, или это был хитрый план Кима и обещанное исполнить, показав отсутствие страха на все американские угрозы, и тех же американцев не разозлить до такой степени, что сдержаться без окончательной потери лица они бы уже не смогли. Я, признаться, склоняюсь именно к этой версии, ибо еще со времен Кима-среднего, который Чен Ир, Северная Корея раз за разом играет в одну и ту же игру, без понимания которой очень трудно понять все происходящее в регионе сегодня.
Для общего понимания ситуации необходимо знать следующее:
1. Северная Корея государство не самодостаточное, то есть не способное полностью обеспечить себя всем жизненно необходимым. В принципе, если подходить с практической точки зрения, то в современном мире полностью самодостаточных стран не существует вообще. Всем так или иначе требуется достаточно большой объем внешней торговли. Можно говорить лишь о потенциале тех или иных стран стать самодостаточными в случае крайней нужды. Но и этот вариант явно не про Северную Корею. Во-первых, объем ее национальной экономики не столь высок, чтобы позволить стране развиваться параллельно во всех требуемых областях. Во-вторых, Северная Корея из-за своей «особой» политики (назовем это так) является для большей части мира страной-изгоем. Посему о существенных внешних кредитах или масштабных импортных поставках в кредит говорить не приходится. Стоимость современного вхождения на новые для любой страны рынки исчисляется такими большими миллиардами, что говорить о возможной диверсификации северо-корейского экспорта так же не приходится. Тем более, что даже большую часть уже получаемых от экспорта средств Пхеньяну приходится тратить на свой ВПК. Ибо эту потребность диктует та самая «особая» политика.
2. Северная Корея является страной-клиентом Китая. СССР, достаточно быстро разобравшись в сущности идей и планов Ким Ир Сена быстро и радостно сбагрил эту проблему на Мао, который находился не в том положении, чтобы от подарка отказаться. Как не может отказаться от поддержки режима Кима и современный Китай. Северная Корея является китайским подбрюшьем, воротами в Манчжурию. Россия тоже граничит с Северной Кореей, но расстояние от Пхеньяна до Москвы всяко больше, чем до Пекина. А Китай в принципе не может позволить себе американскую военную базу прямо на собственной границе. Ибо в таком случае различие в стратегическом положении относительно оппонента станет для Китая совершенно неприличном. По той же самой причине Китай не просто вынужден терпеть режим Кима, но и всеми средствами должен препятствовать нормализации отношений между двумя Кореями. Китай пока не имеет сравнимого с США влияния на международные финансовые рынки, да и на мировую политику тоже. Посему Северная Корея в случае своего превращения в Корею Южную тут же окажется в союзниках США и в противниках самого Китая.
3. Не смотря на вынужденную поддержку Северной Кореи Китай отнюдь не стремится посадить ее полностью себе на шею. Тем более сейчас, когда в мире уже который год властвует кризис, а экономическое развитие самого Китая по этой причине замедляется год от года. Потому Китай старался поддерживать С.К. в первую очередь, выкупая у него все, что Пхеньян был готов поставлять на экспорт. А это главным образом высококачественный уголь. Но и с этим в последнее время наметилась серьезная проблема. Замедление экономики и постепенный перевод китайской энергетики на газ существенно сократил потребность Китая в корейском угле. И это поставило Северную Корею на грань краха или, как минимум, экономического коллапса. Заменить Китай на другого покупателя С.К. в принципе может, в угле остро нуждается та же Япония, но здесь начинаются уже проблемы политические. Обе страны многие годы демонстрировали друг другу настолько откровенную враждебность, что наладить нормальное экономическое сотрудничество без все той же потери лица крайне сложно.
4. Ким угрожает миру своим ядерным оружием далеко не впервые. Напротив, это великолепно и давно отработанная тактика, каждый раз дававшая в прошлом гарантированный результат. Схема следующая: Когда в Северной Корее в очередной раз заканчиваются деньги, Пхеньян бьет себя в грудь и кричит о своем страшном ядерном оружии, после чего либо устраивает очередной ядерный подземный взрыв, либо запускает очередную ракету, призванную стать носителем для ЯО. При этом мир на основе данных сейсмодатчиков не совсем уверен в том, что взрывы именно ядерные, а не, скажем, тротиловые, но внешне делает вид, что Северной Кореи верит и жутко боится. После демонстрации северо-корейской мощи быстро собирается трех-, четырех- или аж шестисторонняя комиссия, которая для публики делает вид, что пытается привести Пхеньян в чувство, а за кулисами выясняет, сколько ему требуется денег для локальной ликвидации наиболее острых проблем, как их передать Киму и кто должен на это скидываться. Скидывается, как правило Южная Корея, которой в любом случае при остром конфликте прилетит по самые «не балуйся», или даже США. При этом надо понимать, что сама эта провокация начинается в тот момент, когда Корея не смогла тихо договориться по деньгам с Китаем. Россия во всех случаях делает вид, что озабочена, всегда за мирное решение вопроса и «денег нет и не будет».
То, чему мы стали свидетелями на днях, начиналось как традиционная схема шантажа, когда Китай не смог или не захотел по-тихому удовлетворить потребности своего клиента, более того, начал сокращение закупок угля, что вызвало острейший валютный дефицит в С.К. А вот США на этот раз отреагировали иначе. Трамп вообще крайне негативно настроен на любые денежные траты ха рубежом. Он даже европейцев трясет как грушу из-за финансирования НАТО, а уж о том, чтобы материально поддержать воинствующего Кима, об этом и речь не идет. Тем более, что подобное традиционное решение проблемы могло бы для самого Трампа обернуться огромными если не фатальными неприятностями. В Южной Корее по случаю кризиса тоже свободных денег нема, потому Трамп решил на этот раз для разнообразия на Кима жестко наехать и показать ему, кто «в доме хозяин». Не считая, что это должно было по мнению Трампа утихомирить Пхеньян, такая позиция работала на имидж президента, как жесткого и решительного парня (вкупе с ударом по Сирии), а также существенно осложняло положение Китая в нелегкой политической торговле между ним и США.
По большому счету время для наезда было выбрано практически идеально. Но закончилось все в соответствии с заветами незабвенного Виктора Черномырдина - «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Шутки шутками, а единственной бесспорно выигравшей от текущей ситуации стороной оказалась ….. РОССИЯ. Да-да, именно так.
Если кто-то внимательно читал новости из региона, мог увидеть сообщение, что Северная Корея начала поставки в Японию российского угля. Именно так это и прозвучало. На самом деле, разумеется, никакая Корея, надумай мы что-то поставлять в Японию, нам в качестве посредника не требуется. Тем более, что на российском ДВ уголь действительно имеется. Но добывается он совершенно не в тех количествах, чтобы говорить о серьезном экспорте. А везти его в Японию из Сибири дорого и нерентабельно. Тем более, через Корею. На самом деле Россия просто предложила устраивающий всех выход. Она якобы закупает уголь в Северной Корее и продает его в Японию. Наши отношения с Пхеньяном позволяют этот уголь купить. А наши отношения с Японией позволяют его продать. При этом пусть небольшая, но копеечка в российском кармане оседает. Но эта прибыль самая малая польза, которую из всей ситуации наша страна извлекла.
Смотрите:
Ким почти молодец, но ракета все же взорвалась. Упс.
Китай вроде как до военного кризиса или падения режима Кима не довел, но сам проблему решить не смог. Да и не выступил даже публично в защиту своего вассала. Упс.
Трамп вроде как примерил на себя позу разгневанного Зевса в ипостаси громовержца, но фактически слился. Угрозы остались угрозами. Причем, не из-за нерешительности или даже страха войны с Китаем. Там сам Пхеньян мог при случае так навалять по Сеулу, что никакое вбомбление С.К. в каменный век ситуацию бы для США не спасло. А если бы еще Япония пострадала бы или, не дай бог, авианосец «булькнул», то проблемы были бы уже не у трампа, а у самих США. Так что - Упс.
Япония вроде как не при чем, но от угрозы прилета северо-корейских ракет благодаря России избавилась, да еще столь нужный после Фукусимы уголек приобрела.
Вот и получается, что Россия, формально оставшись в стороне от процесса, сумела извлечь из кризиса как материальную выгоду, так и оказала всем прочим участникам процесса важную стратегическую услугу. А это не просто услуга, это приобретенный долг, который с «ребят» при необходимости можно будет в правильный момент востребовать.
Приятно, черт возьми.