Для полного понимания стратегии мировых Игроков нам потребуется еще и определенное знание метаистории, без которой основные их геополитические устремления, затронутые в прошлой части выглядят порой странно и неубедительно. Но поскольку сиюминутное волнует большинство людей гораздо больше, то сначала попробуем оценить промежуточный результат предпринятой на днях финансовой атаки на Россию. Сейчас, когда на полях сражений воцарилось временное затишье, самое время выявить победителей и проигравших в этом раунде битвы, которая далеко не закончена. Да и не может быть закончена до явной и полной победы кого-либо из участников. Ибо это противоречит их долгосрочным геополитическим интересам.
При рассмотрении произошедшего мы, как всегда, будем опираться на здравый смысл, отделяя, впрочем, уже свершившиеся факты от неизбежных догадок и предположений. Первые не вызывают сомнений просто в виду уже произошедших известных и понятных событий, вторые же только угадываются по косвенным признакам, а сами факты являются скрытыми и потому неочевидными.
Но прежде несколько слов об отношении к идущей войне в целом. Здесь крайне важно понимать два основных момента.
Первое. В войне и в отдельных битвах бывают победители и побежденные. Но практически никогда эти события не обходятся без жертв с обеих сторон. Согласитесь, нет в истории ни одного сражения, в которой бы погибших считала бы лишь одна сторона. А потому независимо от того, кто и как расценивает итоги финансовой битвы вокруг рубля и действия военачальников с обеих сторон, Россия в любом случае понесла определенные потери. Их тяжесть можно и нужно сравнивать с достижениями и выигрышами в чем-либо, но их глупо отрицать.
Второе. Оценка событий и их итогов различными экспертами. Есть разные времена. Есть времена мира, когда может и должна быть дискуссия и рассмотрение ситуации с разных точек зрения и с разным отношениям к событиям и стране в целом. Но есть времена войны, когда требуется сплоченность и консолидация в деле защиты национальных интересов от вражеской агрессии. То, что недавно началось в открытой форме вполне адекватно сравнить с 41-м годом. И вот если еще в 40-м году дискуссия о том, стоит или не стоит воевать с Германией, какую сторону европейского конфликта стоит предпочесть, выглядела хоть чуточку, но уместно, то в июле 41-го подобные взгляды уже вполне тянут на откровенное предательство. И уж тем более таковым являлась бы радость по поводу очередного поражения наших войск или глумление над ошибками военачальников. Но именно этим и занялись многочисленные блогеры и СМИ. Что вызывает однозначное к ним отношение.
Теперь по сути событий и результатов.
Однозначные проигравшие (те, для кого проигрыш уже свершившийся факт без домыслов).
1. Западные портфельные инвесторы, вложившиеся в рублевые долговые инструменты. Большинство этих охотников за процентами входило на рынок полгода назад или более. То есть продавали доллары по курсу 32-35 рублей, а выходили уже в диапазоне 60-70 р. За доллар. Именно после взлетов доллара и евро в понедельник-вторник у этих инвесторов возникли автоматические приказы на выход. Риск-менеджмент возможно и спасает в большинстве ситуаций, но он же в подобных случаях заставляет фиксировать убытки не смотря ни на что. Не трудно догадаться, что суммарные убытки подобной категории игроков составили от 40 до 50 % вложенного ранее капитала. И это не бумажные, а уже фактические убытки. Сделки закончились с того, чем начинались. Фиксация состоялась и отмене не подлежит. Скажу сразу, этих господ мне не слишком жалко. В отличие от прямых инвесторов, вкладывающихся в реальное производство и инфраструктуру, они как шакалы налетают в надежде использовать любые временные трудности стран-должников и либо снимают с этих трудностей свою ренту, либо удирают, если ситуация не выправляется сама собой и становится ещ
е хуже. И в момент ухода способны создать куда больше проблем тем, кому якобы пришли помочь, чем на входе. Если портфельные инвесторы проиграли, то должен быть и тот, кто выиграл проигранные ими деньги. В нашем случае это ЦБ и те банки и компании, которые когда-то продавали им рубли. Наши банки и компании и наш ЦБ. То есть в любом случае в выигрыше Россия. Я не знаю точных цифр выигрыша по этой категории сделок, но исчисляются они миллиардами или даже десятками миллиардов долларов. И последнее. Те, кто вместо долларов входил на рынок когда-то с Евро, проиграл еще больше.
2. Такие же портфельные инвесторы, только не в долги, а в акции российских компаний. Предыдущий провал РТС к индексным значениям ниже 800-т пунктов был в 2008-м. Причем, опять-таки из-за стандартных правил западных финансовых институтов их вход на рынок начался гораздо позже, когда индексы подтвердили разворот тренда. То есть примерно от РТС 1100-1200. Потери считайте сами. Что касается выигравших этот «забег», то однозначно без точных данных сказать сложно, но практически уверен, что это были наши госструктуры типа ВЭБа, либо аффилированные с государством компании и банки. Об этом говорят также косвенные признаки. Западные инвесткомпании выкупают только самими созданные обвалы, а в данном случае атака шла не на фондовый рынок, а на рубль. То есть требовалось достать из российских авуаров именно валюту, а не перераспределить между собой акции российских компаний.
3. В проигрыше остались западные ретейловые компании, оперирующие на российском рынке. Потеряли они часть импортированного лично ими товара, не успев вовремя провести его переоценку. Здесь в выигрыше оказался наш потребитель, имевший на руках валюту и успевший скупить подешевевшие товары.
4. Очень много и это уже совершенно определенно потеряли западные компании, экспортировавшие свою продукцию в Россию. Причем, эти потери могут оказаться не локальными, а глобальными. Если спокойно без эмоций разобрать ситуацию с валютным рынком и попытаться сделать наиболее вероятный прогноз, то сегодняшний курс доллара и евро явно завышен. Но опускать он будет не сразу, а через месяца три. И вот почему. Во-первых, Россия явно не собирается тратить резервы для укрепления рубля с риском новых на него атак. Во-вторых, стабильность курса на столь высоком уровне явно выгодна нашим экспортерам в плане продажи валютной выручке и компенсации ценовых потерь (нефть, газ, металлы). В-третьих, столь высокий курс однозначно выгоден бюджету. В-четвертых, он играет роль своеобразной защиты российского производителя от импорта. Но долго так продолжаться не может. Через три месяца эффект от «сверхнормативного» спроса пройдет, запасы импортных товаров окончательно иссякнут и возобновившийся спрос потребует удовлетворения соответствующим предложением. При этом как со стороны импортеров, так и со стороны потребителя вдвое возросшие цены окажутся в основной массе неприемлемыми. И первые откажутся закупать товар, а вторые его покупать. Разрешение этого конфликта и недопущение товарного голода возможно только при опускании курса до приемлемых для обеих сторон уровня. Я его вижу где-то в районе 45 р/доллар. Но за эти три месяца импорт полностью не прекратится, на рынок выйдут новые компании, менее известные, но готовые к демпингу для прорыва на столь емкий рынок России. В первую очередь, это будут азиатские компании. И тому уже есть подтверждения. Три японские автомобильные компании, имеющие здесь сборочные производства, уже объявили о замораживании цен на прежнем докризисном уровне. Это пока не новые производители, но другие очень быстро подтянутся. Пострадают главным образом европейские компании. И здесь уже тоже есть информация. Каждая восьмая компания Германии, работавшая на российском рынке, заявила о своем уходе с него. Каждая третья компания объявила о грядущих сокращениях персонала. Пример Германии не случаен, вспомним о геополитических интересах этой страны и об уже существующем, а теперь ужесточающемся противоречии между политикой и экономикой. Другими выигравшими эту битву окажутся некоторые российские производители. Из тех, кто уже сегодня способен предложить рознице альтернативу, но до сих пор испытывал трудности с внедрением в сети. Не секрет, что большинство наших розничных сетей предпочитали работать с импортом из-за большей упорядоченности и надежности поставок. Но сейчас этот фактор существенно уступит ценовому в приоритете.
Победитель-Россия.
1. Россия однозначно выиграла в политическом плане. Во-первых, она с блеском доказала свою устойчивость к прямому давлению, устояв перед нешуточным напором. Во-вторых, в очередной раз посрамила всех западных эГспертов и аналитегов, вынужденных расписаться в том, что они не в состоянии сколько-нибудь достоверно спрогнозировать реакцию России на свои действия. В-третьих, вбила еще один клин между США и Европой, которая все больше начинает задумываться, чем ей приходится жертвовать за участие в совершенно ненужном ей новом крестовом походе на нашу страну. И все заявления последних дней со сторон
ы различных политиков Европы подтверждают, что бремя расходов кажется им все менее посильным.
2. Россия выиграла еще и в том, что во время этой операции были вынуждены засветиться в качестве предателей все скрытые до сих пор иностранные агенты и апологеты, включая тех, кто до последнего времени носил маску патриотов. Само собой происходит явное отделение зерен от плевел. Пятая колонна из по большей степени скрытой становится все более явной, а засветившись, вынуждена бежать из страны или уходить в тень настолько, что перестает играть какую-либо роль. Все сказанное в полной мере относится и к коммерческим структурам, игравшим в эти дни на стороне врага.
3. Этот пункт я пока отнесу к области догадок. Ведь доказательства, если мы когда и получим, то явно не быстро. Однако, опять же косвенные признаки говорят о том, что даже в самой прямой атаке на рубль Россия победила. Как я вижу эту ситуацию. На рубль была предпринята долго готовившаяся атака с целью обвалить курс до 60-ти рублей, что должно было вызвать панику и снятие сливок в ее процессе путем закрытия позиций, то есть с полной фиксацией прибыли. Прямое противодействие было сложным и без траты значительных резервов невозможным. Но наши структуры ответили в Нью-Йорке, обвалив курс еще глубже, что привело к срабатыванию стопов у инициаторов атаки. В итоге они потеряли всю ранее заработанную прибыль. Она перешла к российским агентам, проводившим эту операцию. На поверхности имеется три признака, подтверждающие эту версию. Во-первых, прекращение торгов парой доллар-рубль в Нью-Йорке, что свидетельствует о неприемлемых потерях организаторов. Во-вторых, успокоившийся в момент рынок. В-третьих, усталый, но явно удовлетворенный вид Путина во время ПК. Есть и знаки помельче. В США появилось вроде как шуточное объявление «Меняем яхты на российские рубли. Рассматриваем только серьезные предложения» К сожалению, я не сохранил это объявление, но видел его своими глазами. Подробнее об этой версии
здесь.
В заключение для справедливости должен сказать и о наших потерях. Увы, но без них не обходится ни одно сражение. В проигравших, пусть частично и временно, но весь наш народ. Цены в любом случае поднимутся. Расчетная величина на 2015-й год равна 30-50%. Это неизбежно. Но, согласитесь, было бы странно, если бы кто-то в 41-42-м годах предъявлял к власти претензии, что товаров стало меньше, чем в 40-м. Для тех, кто в танке, еще раз повторюсь. Не может быть войны, в которой население жалеет, что «немцы наступают не слишком быстро». Или что ему приходится терпеть бытовые неудобства, а колбасы в магазинах осталось лишь 10, а не 50 видов. Нужно всегда держать перед глазами альтернативу в случае поражения. А она проста и незамысловата. Рабство и вымирание.
Окончание следует…..