Сначала хотел написать, как обычно, длинный развернутый пост, но потом решил ограничиться тезисами. Они оказались настолько простыми до банальности и понятными, что расшифровки не потребовалось. Фактически это формулированные социальные аксиомы, хотя готов обсудить их и в качестве теорем.
1. Мир развивается за счет противоборства Идей, устремленных в будущее и создающих уникальные Образы этого будущего.
2. Чем больше у Идеи сторонников, тем мощнее она оказывает воздействие на реальные процессы.
3. Чем сплоченнее сторонники Идеи между собой, то есть чем меньше между ними возможных внутренних конфликтов, тем сложнее их разбить извне, и тем мощнее влияет на реальность их Идея при равном количестве адептов.
4. Подлинное с-О-единение человеков с Идеей возможно лишь в условиях, когда Идея имеет не материальную, а духовную основу. На базе материальной идеи возможно лишь ОБ-единение людей. Причина этого проста. Любая материя в своем предельном варианте принадлежит кому-то конкретному, либо вполне конкретные люди стремятся ей обладать. Это создает объективную почву для внутренних противоречий между сторонниками одной и той же Идеи. Любые внутренние противоречия позволяют расколоть сторонников Идеи извне, поскольку тяга к обладанию материей может превысить стремление к защите общей Идеи.
5. Общее только тогда может считаться подлинно Общим, когда не представляет собой коллективную собственность, способную быть разделенной на части, а является неделимым. Тест на истинность Общего прост. Если с увеличением числа субъектов, считающих это Общее своим, сила и потенциал этого Общего растет, то оно истинное.
6. Истинное Общее никогда не принадлежит кому-то конкретно, но всем в равной степени.
7. Идея, базирующаяся на истинно Общем, имеющем духовную основу всегда потенциально сильнее, нежели такая же, но базирующаяся на Частном или ложном Общем. Но вторая Идея всегда агрессивнее, а потому итог их противостояния зависит исключительно от приверженности сторонников первой Идеи ей самой и их готовности защищать ее до конца.
8. Исходя из вышесказанного, всеобщая неделимая собственность всегда потенциально эффективнее, чем государственная, а последняя, нежели частная. Но фактор чистоты помыслов адептов всеобщей собственности и агрессивности адептов частной сводит преимущество первой к нулю.
9. Господство частной собственности неизбежно приводит к повторению одного и того же цикла: предельная концентрация власти и собственности в руках исключительного меньшинства и закабаления всех остальных - социальный взрыв, смена господствующей верхушки и кратное сокращение концентрации власти и собственности - новый этап концентрации. На этапе социального взрыва цивилизация неизбежно отбрасывается далеко назад. Начинается процесс затухания развития еще на этапе предельной концентрации капитала и собственности, когда издержки на сам процесс получения прибыли превышают ее максимально возможную величину.
10. Государственная собственность является промежуточной фазой между частной и всеобщей, поскольку позволяет использование ее управляющими структурами в своих частных интересах. Переход к всеобщей собственности возможен только в условиях ликвидации какой-либо частной, то есть когда это корыстное использование полностью теряет смысл.
11. Только всеобщая собственность создает предпосылки для поступательного развития на основе духовных Идей без периодического обрушения цивилизации. А потому лишь она является выходом из замкнутого круга цивилизационных циклов низкого уровня.
12. В условиях всеобщей собственности должно существовать абсолютное соответствие между мерами личных прав и личной ответственности. В таком случае каждый человек добровольно останавливается на максимально комфортном для него уровне ответственности, не претендуя на что-либо иное. А общество в целом заполняет все уровни ответственности наиболее гармоничным способом, позволяющим перевести борьбу амбиций в борьбу Идей дальнейшего развития, и одновременно становится максимально единым социальным организмом.