Разговоры о качестве образования и тех задачах, которые стоят перед ним, в России не смолкают на всех уровнях, от бытового до высшего властного. Но многие действительно ли понимают, какие именно цели должно преследовать образование в наше время? Тем более, что цели эти с позиции простого человека, власти и человечества, как единого организма могут быть совершенно различными.
Для отдельного человека ожидания и потребности в области образования складываются из желания получить возможность для будущей оптимальной адаптации в обществе. Причем, в условиях очень субъективного и поверхностного представления о том, каким это общество окажется на момент завершения образовательного процесса. И здесь, как правило, идет простая экстраполяция сегодняшней общественной модели в будущее без ожидания каких-либо серьезных перемен. Стоит ли говорить, что реальная картина оказывается принципиально иной, нежели ожидалось на момент принятия выбора.
Самый простой пример здесь профессиональная ориентация. На момент распада СССР мы имели сотни тысяч дипломированных инженеров, которые с переходом к сырьевой модели экономики и развалом всех видов промышленности автоматически оказались не у дел. Зато востребованными оказались профессии юристов, экономистов, бухгалтеров. За двадцать лет рыночной экономики теперь еже представителей этих профессий оказалось в разы больше, нежели существует реальная потребность, а стремление к возрождению производств наталкивается на отсутствие подготовленных кадров от простых рабочих специальностей до квалифицированных инженеров и конструкторов. И когда Медведев говорит о грядущей массовой профпереориентации, он в первую очередь имеет в виду то, что многотысячные массы «офисного планктона» неизбежно будут вынуждены сменить чистые рубашки и костюмы на рабочие робы. Другой работы для них через пару лет просто не будет. Хотя сегодня именно так его слова мало кто понимает.
Для власти цели образования выглядят совершенно иначе, нежели для простого человека. И объективно эти цели являются двойственными и противоречивыми. С одной стороны, любой власти требуется послушное население, не создающее для нее особых проблем. Правильно голосующее и удовлетворяющееся именно тем, что власть готова добровольно предложить собственному народу. Именно эта мысль была пару лет назад высказана предыдущим министром образования в фразе «нам нужны квалифицированные потребители». То есть те, чьи мысли крутятся лишь вокруг сытого корыта. Однако, есть и другая сторона медали. В условиях все возрастающего напряжения международной обстановки, усиления конкуренции между странами и идеологическими моделями, власти требуется патриотически настроенное население, способное к тому же на творческий созидательный труд для создания крепкой материальной и военно-технической базы для защиты государственного суверенитета. А к творчеству способен лишь тот, кто в своих стремления далеко ушел от потребности исключительно в корыте с «хавчиком». Более того, даже настоящий патриотизм начинается лишь тогда, когда человек находит для себя мотивацию в отрыве от потреблятства ради достижения каких-либо духовных целей. А таким человеком управлять на порядок сложнее для любой власти, он требует к себе уже равноправного уважительного отношения и разделения с государственной властью единых целей, что как минимум заставляет власти их генерировать и обсуждать с народом.
Совершенно третий набор целей у образования с позиции всего человечества, как единого организма, стремящегося к развитию или хотя бы долговременному выживанию. И этот вопрос наиболее интересен. Тем более, что ни одна из имеющихся в нашем распоряжении обкатанных образовательных моделей, включая советскую, этим целям не соответствует. На нем мы остановимся подробнее.
Если обратиться к отголоскам древнего знания, доставшимся нам от далеких предков, то картина выглядит следующим образом. Примерно пять тысяч лет назад человек (любой) был напрямую подключен к «вселенскому компьютеру», всеобщей информационной базе, ноосфере, откуда путем простого мысленного запроса мгновенно был способен получить любую объективную информацию. В зависимости от собственного уровня развития человек пользовался этой информацией по-разному. Кто-то (единицы) был способен творить материальные объекты буквально из ничего, используя полную вселенскую информацию как о строении этих объектов, так и о методике их сотворения. Такие способности вполне можно назвать истинной магией, хотя ничего мистического по сути в этом не было. Несколько больший процент людей, не способный к истинной магии был способен на притягивание к себе уже существующих материальных объектов из других областей пространства. Это тоже можно было назвать магией, хотя в сущности речь шла лишь о способности силой мысли менять пространственные координаты перемещаемых объектов. Подавляющее большинство людей не имело особых способностей к магии, а потому пользовалась «вселенским компьютером» исключительно примитивно. Например, охотник, отправляясь за добычей, считывал информацию о погоде и местонахождении требуемой дичи.
Если отвлечься от деталей, то по сути весь процесс образования заключался в те времена в способности находить (правильно задавать вопросы), считывать (правильно интерпретировать ответы) и использовать (правильно оперировать полученным) имеющуюся в «компьютере» информацию. Но у данной модели образования был один системный недостаток. Она совершенно не предполагала какого-либо творчества, то есть создания чего-либо принципиально нового, относительно уже существующего во Вселенной. То есть при гигантских с точки зрения современного человека возможностях, древний человек оказывался совершенно не интересен, а по сути бесполезен Мирозданию, единственной ценностью для которой является способность к творению новых энерго-информационных объектов всех видов. Ибо смысл существования самого Мироздания заключен именно в реализации всего потенциально возможного многообразия форм и сущностей, создание которых допустимо с точки зрения имеющегося набора базовых ограничений самого Мироздания.
Мироздание решило эту проблему довольно оригинально. Человек был отрезан от «вселенского компьютера». Произошло это примерно 4,5 тыс. лет назад. В результате он оказался полностью отрезан от информации и стал вынужден начать ее добывать, собирать и интерпретировать. В отличие от предыдущего типа конкретно-образного мышления у человека стало развиваться абстрактное мышление, способное анализировать информацию. Но одновременно проявилось то, чего до этого не было в принципе. Теперь информация могла оказаться ложной. Во «вселенском компьютере» вся информация истинна и объективна. Теперь же ее качество стало напрямую зависеть от человека, который информацию собрал, обобщил и интепретировал.
Соответственно задачи и цели образования кардинально изменились. Теперь на первое место вышел процесс сбора и накопления в памяти максимального объема информации, а также способности оперирования собранной, ее анализа, структурирования и способности делать логические умозаключения на основе этого анализа. Также впервые появилась потребность в творчестве, как процессе создания чего-либо нового на основе собранной и проанализированной информации.
По мере развития человеческого общества (в рамках известной нам исторической цивилизации) стало появляться все больше возможностей для хранения ранее собранной информации и результатах ее обработки. Появилась письменность, как система символьной записи информации, стали множится способы ее сохранения. Теперь в распоряжении человека оказались не только его природные способности к сбору информации и ее первичной обработке, не только опыт и знания его персональных учителей, но и все больший опыт всего человечества, зафиксированный в книгах.
Задачи образования снова поменялись. Вместо процесса получения информации опытным путем на первое место выходит процесс ее поиска и отбора из множества различных доступных источников. Возрастает ценность аналитических способностей, а позже появляется и принципиально новая задача - синтез информации различного рода для творения чего-либо нового. Примерно в таком виде цели образования существовали до самого недавнего времени. Если коротко, то их можно описать такой цепочкой понятий: Отбор информации - Анализ - Синтез - Творчество.
Однако, эта модель, прекрасно действовавшая до недавнего времени, вдруг проявила свои собственные ограничения. Оказалось, что творчество, основанное лишь на основе абстрактного типа мышления имеет свои серьезнейшие ограничения. Оно способно генерировать лишь отдельные объекты технократического плана, то есть не относится к живой природе.
Параллельно развивалось иное творческое направление (искусство), которое эксплуатировало образный тип мышления, но о нем разговор особый. Главный его недостаток - зацикленность на самом человечестве и его проблемах и конфликтах.
В последнее десятилетие мир кардинально изменился. С появлением Интернета доступ к любой накопленной человечеством информации оказался всеобщим. По сути человечество, пройдя некий круг развития, создало полный аналог «вселенского компьютера». Есть лишь одно серьезнейшее отличие. Во «вселенской базе данных» информация всегда истинна. В Интернете она всякая, поскольку является не объективной, а отраженной мышлением авторов, выложивших информацию в Сеть. Тем не менее развитие Интернета порождает новые невиданные до сих пор возможности - способности творения целых виртуальных реальностей, то есть «псевдоживых» саморазвивающихся систем, способных даже существовать после создания без какого-либо вмешательства их «творца». В связи с этим часть целей образования сегодня уже полностью утратила свою значимость. Например, процесс запоминания огромного количества разрозненных фактов стал просто бессмысленным. Информацию о любом из них всегда можно получить в течение нескольких секунд из Сети. Частично сохранила свою значимость способность поиска необходимой информации, но по мере развития различных поисковых систем, она постоянно снижается. Зато в области работы с информацией на первое место выходит способность к ее критическому осмыслению и анализу. Еще большее значение приобретает способность к синтезу разнородной информации в единое целое. К человечеству приходит все больше понимание, что мир настолько един, что развитие различных наук в отрыве от других наук не способно привести к какому-либо успеху. Потому ключом к открытию в какой-либо научной сфере все чаще становится информация из совершенно иной, казалось бы, никак не связанной с первой, научной области. Это выдвигает способность к информационному синтезу на первый план даже по сравнению со способностью к анализу информации. Причем, все чаще научное продвижение вперед связано с нарушением единой логической цепочки, на которой основано абстрактное мышление. Толчком все чаще становится озарение, что по своей сути является продуктом не абстрактного, а конкретно-образного мышления. Но изменения в целях образования этим не ограничиваются. Все больше востребованным становится способность к системному мышлению, то есть к восприятию некоей информационной целостности сложных многомерных объектов и законов ее функционирования, в том числе энерго-информационных. Такой подход уже лишь относительно связан с абстрактным мышлением, то есть способностью оператора сформировать и описать систему из полной совокупности ее элементов и взаимосвязей между ними. В не меньшей, а зачастую даже большей степени, именно осознание целостности систем и основных законов их функционирования, восприятие их как единого объекта исследования, позволяет оператору, используя методологию абстрактного мышления (анализа), выделять для исследования отдельные элементы систем и их взаимосвязи. То есть приоритет смещается в сторону образного мышления и тем больше, чем с более сложными системами приходится иметь дело.
Таким образом, сегодняшними целями образования с позиции всего человечества должен стать совершенно иной набор приоритетов:
1. Воспитание представления о мире как единой многомерной системы, состоящей из бесконечного числа вложенных в нее подсистем, каждая из которых подчиняется одному и тому же набору законов формирования, существования и самораспада.
2. Равноправное развитие в человеке конкретно-образного и абстрактного типов мышления, методов применения и взаимодополнения каждого из них. Цепочка должна выглядеть следующим образом: Образ-Анализ-Синтез-Образ.
3. Развитие непосредственного образного восприятия мира, как естественного внутреннего цензора, позволяющего различать истинную и ложную информацию.
4. Развитие способностей и мотивации к самостоятельному построению (творческому созданию) сложных саморазвивающихся систем, как естественной цели жизни человека.
5. Воспитание в человеке естественной и неразрывной связи творческих способностей и нравственно-мировоззренческой основы восприятия единого Мироздания.