Спираль истории. Охранители против Революционеров. Порядок против Хаоса. Часть 1

Jun 19, 2013 14:58



Если посмотреть на нашу человеческую историю не предвзято и, абстрагируясь от конкретных идеологических форм, господствовавших в то или иное время в различных странах, то можно увидеть одну общую закономерность. Все развивается по спирали.

С одной стороны, это банальность, с другой, очень редко кто-либо задумывается над тем, как именно эта спираль выглядит и чем обусловлен именно такой характер общественного развития. Мои постоянные читатели уже знают, что многие процессы я предпочитаю описывать с точки зрения взаимодействия и борьбы между порядком и хаосом. Попробуем и этот процесс описать именно в таком ключе. Только добавим теперь в модель три условных, но наиболее массовых психотипа людей, борьба между которыми и обеспечивает этот процесс.

Эти три типа выглядят следующим образом:


1.      Охранители. Активная, не очень большая часть населения, как правило, обладающая непропорционально большим административным и финансовым ресурсом, заинтересованная в сохранении и укреплении существующего в текущем моменте времени порядка. Естественным следствием их деятельности и мышления является постоянное урезание общественных свобод, поскольку именно в них они видят угрозу возможного взрыва Хаоса.

2.      Обыватели. Пассивное подавляющее большинство населения, жизненные интересы которых сосредоточены на себе и своем ближайшем окружении (семья, друзья и т.д.). Предпочитают подстраиваться под существующий порядок вещей в индивидуальном или узко групповом порядке. Обыватели все вопросы возможных изменений оценивают через призму риск/возможности непосредственно для своей собственной жизни.

3.      Революционеры. Активная, незначительная часть населения, заинтересованная в кардинальном изменении существующего порядка на основе собственного представления о правильности текущего и желаемого мироустройства. Незначительная часть революционеров живут чистой Идеей, большинство используют идею для личного продвижения в общественном статусе, рассчитывая в результате слома существующего порядка на его существенный рост. Эта группа на поверхности выступает за расширение индивидуальных свобод, поскольку именно в создании атмосферы Хаоса видит для себя шанс на успешные изменения в обществе.

Вот, пожалуй, и все. Следует лишь добавить, что все эти психотипы существуют всегда в любом обществе и даже сохраняют за исключением моментов резкого слома ситуации примерно одни и те же количественные пропорции. При этом первый и третий психотипы, придерживающиеся, как правило, противоположных идеологических императивов, способны меняться местами при изменении господствующей в обществе Идеи и собственного статуса в обществе. Между ними всегда идет непримиримая борьба за внимание и привлечение на свою сторону Обывателей, а также за его активизацию, поскольку ни у Охранителей, ни у революционеров в одиночку не достаточно ресурсов для утверждения своего господства.

Попробуем описать процесс в его развитии именно с точки зрения взаимодействия указанных психотипов. За начальную точку выберем момент, когда предыдущие изменения произошли, определенная Идея победила и основные волны хаоса от изменения сошли на нет.

В этот момент Охранители (прошлые Революционеры) заняли все ключевые общественные позиции, подавили активное сопротивление проигравшей стороны и начинают получать бонусы от произошедшего. Уставший Обыватель после вынужденного периода не свойственной ему активности начинает приходить в себя и заниматься собственными проблемами, приноравливаясь к нарастающему порядку, проявляющемуся в законах и неформализованных нормах общественного поведения (понятиях). Выжившие Охранители прошлого цикла, ставшие теперь Революционерами, зализывают раны и временно уходят из сферы общественного внимания. А может быть и не временно. Все сказанное выше совершенно не означает, что в качестве будущих Революционеров выступят именно прошлые Охранители. Вполне могут появиться новые, адекватно соответствующие изменившемуся общественному сознанию и условиям жизни. Все так, но давайте посмотрим на вопрос иначе. Ведь речь не идет о конкретных личностях или группах и даже не о носителях конкретной Идеи. Речь идет о том, на какой стороне (Хаоса или Порядка) выступают данные группы. И в каком положении (Атакующих или Обороняющихся) они объективно находятся.

По мере течения времени в обществе происходят существенные изменения. Охранители укрепляют свое господство, обкладывают его максимальным количеством различных правил общественной жизни, гарантирующих существующий порядок вещей. По мере того, как Охранители «усваивают и переваривают» наследство своих поверженных врагов, они начинают обращать внимание сначала на абстрактное общественное достояние (не принадлежащее формально никому конкретному), а затем по мере истощения и этого источника на собственность Обывателя. При этом они параллельно консолидируют свои собственные ряды, выдавливая из них все лишние, а затем и просто необязательные элементы. Происходит это потому, что излишне раздувшись на предыдущем («халявном») этапе группа Охранителей, начинает терять активность и способность к защите групповых интересов. К защите того Порядка, что ими создан. Некоторая часть все больше по характеру своих действий и даже мышления превращается в Обывателей, использующих имеющийся у них административный ресурс исключительно в личных целях. В то же время сама группа Охранителей целиком начинает потреблять чрезмерное количество энергии для закрепления собственного статуса и это энергопотребление начинает угрожать существованию самого Порядка, ею созданного.

Обыватель на первом этапе озабочен простым выживанием и поиском своей экологической ниши в новых условиях (этап становления порядка). В этот момент он максимально индифферентен к общественной жизни. Затем Обыватель приноравливается к устоявшемуся порядку и даже начинает получать свой кусок бонусов от передела имущества и от растаскивания общественно-бесхозного добра. На этом этапе он в своей массе является преимущественным сторонником Охранителей. Но по мере того, как исчерпав иные источники укрепления собственной власти, Охранители начинают залезать в карман Обывателю (напрямую, через налоги, или косвенно, через отстранение от ранее не интересных кормушек), Обыватель становится все более недовольным развитием ситуации.

И вот в этот момент возникает как общественная сила группа новых Революционеров. Фактически она формируется из изгнанных Охранителей, потерявших свое место и возможности в существующем Порядке и желающих все это вернуть, а также из наиболее активных Обывателей, решивших к данному моменту все свои проблемы личного характера и претендующих на большее, на роль в общественной жизни.

То есть фактически причиной возникновения активной общественной категории Революционеров являются множественные, но неизбежные ошибки Охранителей, а также их постоянно растущие аппетиты.

Естественной реакцией Охранителей на появление революционеров является ужесточение режима. Происходит это не случайно. В любом обществе всегда присутствуют элементы Порядка и Хаоса. Без вкраплений последнего ни одна реальная Система не может быть жизнеспособной даже на коротком отрезке времени. Но до тех пор, пока энергия Хаоса не консолидирована и никем не управляема, она не только не представляет собой опасности, но и искусно используется Охранителями для управления обществом, а Обывателями для решения личных проблем неформальным и более экономичным способом. Всех все устраивает. Но в тот момент, когда возникает угроза целенаправленного использования большого объема энергии Хаоса против самой системы, против существующего Порядка, Порядок начинает активно защищаться, причем, с явным опережением. И это неизбежно, если Система хочет выжить в существующем виде. Ведь Хаос можно только распылить или утилизировать в некие упорядоченные элементы и связи. Последнее чревато полным замиранием каких-либо процессов (естественной смертью), а для первого необходимо устранение управляющей Идеи. Идею же невозможно устранить без устранения ее активных носителей. Что и приводит к неизбежным репрессиям.

Но репрессии имеют крайне неприятный побочный эффект. Они создают в обществе атмосферу страха. Ибо если еще вчера что-то было возможным и допустимым без последствий, то изменение «правил игры» ведет к массовой неуверенности Обывателей в их стремлении к приспособлению и страху за собственное благополучие. В результате из пассивного состояния они постепенно по мере развития ситуации все больше начинают проявлять активность на стороне Революционеров.

При этом на стороне Революционеров объективно начинают играть еще и внешние силы. Охранители других обществ, которые в разрушении конкурентного им порядка видят для себя шанс утилизации освобождающейся энергии Хаоса в своих интересах, интересах укрепления собственного порядка. И в этом у них есть серьезнейшее преимущество перед «домашними» Революционерами. Их сила более упорядочена и совершенно независима от внутренних Охранителей.

Итогом нарастания противостояния Охранителей и Революционеров становится взрыв в виде революции (разрушение существующего общественного порядка и хаотизация жизни) либо ее жестокое подавление силами Охранителей. В последнем случае после вычищения из Общества засветившихся Революционеров - носителей Идеи следует период временной либерализации для умиротворения Обывателя и возврата его в привычное пассивное состояние. До следующего всплеска революционной активности.

Вот принципиально и весь виток спирали.

Но есть одно большущее «НО». Это описание идеально подходит для ранее существовавших замкнутых обществ - государств, но далеко не адекватно описывает происходящие в настоящее время процессы. Ведь сегодня очень трудно понять кто есть на самом деле кто. «Болотные» по своей сути выступают ничуть не меньшими Охранителями, нежели «путинские сатрапы», хотя внешне рядятся под революционный авангард. И для охранения существующего порядка вещей они используют не инструменты Порядка, а инструменты Хаоса, свойственные в классической модели именно Революционерам. Да и сам существующий Порядок стал иным, внешне напоминающим царство Хаоса.

Почему это происходит и как с этим бороться, поговорим в следующей части.

История, Порядок, Общество, МОЕ, Хаос

Previous post Next post
Up