Деревню Гадюкино смыло.
Одной из центральных новостей последних дней стала отставка Замминистра образования Игоря Федюкина, курировавшего в министерстве науку и научную политику.
Министр Ливанов, которого множество различных общественных сил самого уже не первый месяц буквально выталкивают в отставку, выразил по этому поводу откровенное сожаление.
Отставке Замминистра предшествовала резкая критика парламентариев и порция компромата в интернете. 20 мая в ходе заседания совета по вопросам интеллектуальной собственности спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко обвинила замминистра в срыве подготовки Стратегии инновационного развития России. Хотя формальный повод был гораздо скромнее и одновременно скандальнее. Его обвинили в фальсификации диплома. То есть как раз в том, против чего он боролся публично в последние месяцы в среде других чиновников. Там, правда, больше вопросов касалось плагиатов в диссертациях, но суть та же. При том, что сам Федюкин категорически отверг все обвинения в свой адрес, его все же оказалось проще уволить, чем полноценно разбираться в предмете. Вероятно опасность открытия различных схем, связанных со множеством еще нужных людей заставила принять радикальное и быстрое решение.
Впрочем, все это пена и лапша для массовых ушей. Общая обстановка вокруг министерства образования гораздо серьезней. И далеко не само министерство или его руководство тому виной.
Лично мне категорически невозможно представить, что какое-либо из министерств может проводить целенаправленную разрушительную политику, не санкционированную на самом верху. Это примерно то же самое, как если бы человек не отвечал за действия своей левой руки или ноги.
Для меня удивительно, что ни в прессе, ни в сети не поднимается в связи с этим по-настоящему важных и главных вопросов.
И образование и наука в государстве не могут существовать сами по себе. Идеологическая направленность государственной машины всегда формирует под себя сознание молодого поколения таким образом, чтобы через какое-то время иметь образцовых для самого себя граждан. В отношении образования такую направленность вполне адекватно выразил в свое время бывший министр образования Фурсенко, которого недавно назначили куратором самого инновационного проекта современной России - Сколково. В свободном пересказе эта мысль звучала следующим образом: «Нам не нужны творческие личности, которых готовило советская система образования, нам нужны квалифицированные потребители». Откровеннее просто не скажешь. Им нужно быдло и никто иной. Думающие люди опасны для сегодняшней системы.
В отношении науки пока столь откровенно никто не выражался, но давайте задумаемся о простой истине. Когда наука оказывается предоставленной самой себе, когда государство не формирует перед ней приоритетные задачи и цели, она неизбежно вырождается в два локальных сообщества - кружок администраторов от науки, озабоченных своим положением и материальным благополучием и комплекс кружков по интересам, состоящих из людей «не от мира сего», занимающихся на добровольной основе научными изысканиями, интересными лично им. Первые озабочены исключительно масштабами финансирования подконтрольных им структур, чем входят в естественное противоречие с чиновниками, сидящими на распределении бюджета. Вторые озабочены возможностью заниматься любимым делом при хоть каком-то финансировании, обеспечивающем выживание. Особых результатов при этом не ждут ни от них, ни они сами. И тем самым они также превращаются для распорядителей бюджета в ненужный затратный балласт, от которого по возможности стоит избавляться. При этом в условиях нехватки ресурсов и ограниченности мест обе категории совершенно не заинтересованы в пополнении собственных рядов молодыми перспективными учеными. Что в свою очередь приводит их на сторону противников нормального среднего и высшего образования.
Именно этой ситуацией и конфликтами определяется столь плачевное состояние сегодняшнего образования и науки в России. И так и будет до тех пор, пока государство в лице власти не повернется в своих интересах лицом к стране и не сформирует внятный и очевидный заказ для науки. Пока не сформирует тот образ будущего, в котором новые научные достижения являются неотъемлемым элементом этого образа. Пока нашей страной будут руководить бухгалтера, а не национально-ориентированные стратеги.
Изменится ситуация наверху, и автоматически вместо Федюкиных и Ливановых будут востребованы совершенно иные личности. Тогда может быть и в ЕГЭ что-то нормализуется, и в науке вновь появятся настоящие открытия.