Пусть и предельно общее и схематичное описание функционирования системы - «государство», данное в предыдущей части, не способно дать нам общей картины без описания того, как эта система функционирует во взаимодействии с внешней средой. А это взаимодействие многопланово и оказывает на систему очень серьезное воздействие, причем, на всех уровнях.
Внешнюю среду для системы можно условно разделить на три категории.
Первая - пространство и ресурсы этого пространства, находящиеся в распоряжении системы и используемые ей для получения энергии и обеспечения своей жизнедеятельности.
Вторая - конкурентная, состоящая из внешних социальных систем, пытающихся оказать воздействие на нашу систему в своих интересах. Этот интерес может быть двух видов - поставить систему под свой контроль, сделав ее своей подсистемой и использовать ее для получения энергетической ренты, или ослабить ее (в идеале уничтожить), чтобы использовать высвободившуюся энергию хаоса для укрепления собственной системы.
Третья - предначертание свыше. Эта третья категория присутствует в жизни любой системы неявно и не замечается большинством СУЦ или систем меньшего порядка до человека включительно. Ее воздействие, как правило, проявляется в виде счастливого или несчастного случая, форс-мажора, путающего все «карты» и планы. Можно сказать, что мы имеем дело с реализатором Рока. Тем не менее, было бы ошибкой полагать, что этого воздействия не существует. Скорее его можно считать определяющим. Другое дело, что просчитать это воздействие или хотя бы спланировать его направление практически невозможно изнутри системы. Фактически это тот самый внешний Разум, который присутствует по отношению к любой из систем.
Оценивать первую категорию достаточно просто. На каждом этапе развития человечества ему в той или иной мере доступны определенные технологии и источники получения энергии из внешней среды. Например, сначала это были дрова, потом каменный уголь, потом нефть, потом атомная энергия. То есть чем больше в контролируемом пространстве ресурсов, годных к использованию на текущем уровне развития, чем больше само пространство и чем лучше климат для производства продовольствия и других потребных материалов и изделий, тем больше у системы энергопотенциал. Но эти факторы работают в обе стороны. Изобилие ресурсов порождает леность СУЦа и пассивность остальных уровней системы. Напротив, дефицит ресурсов способствует развитию коллективного Разума, стремящегося решить эту проблему, то есть создает стимулы к интенсивному развитию системы за счет оптимизации внутренних связей, а также провоцирует внешнюю экспансию (пассионарность). В мире за всю историю человечества полно примеров, когда маленькое консолидированное и разносторонне развитое государство захватывало и присоединяло к себе (или попросту разграбляло) гораздо более крупных, но избалованных ресурсным изобилием соседей. Удобство оценки воздействия данной категории внешней среды в том, что оно инерционно настолько, что вполне может рассматриваться в качестве постоянно и стабильно действующего фактора. То есть объем доступной системе энергии изменяется крайне медленными темпами и полностью поддается прогнозированию и планированию.
Вторую, конкурентную среду, как источник воздействия на систему оценивать на порядок сложнее. Оно разносторонне и многопланово. Следует разделять активное, опосредованное и пассивное воздействие, а также несколько различных типов этого воздействия:
· Дружеское (союзническое). Такой тип отношений связывает как правило взаимодополняющие государства, не имеющие между собой серьезных проблем и осознающие, что сближает их для противостояния одинаковым внешним угрозам существенно большее, нежели разделяет.
· Завистливое. Как правило, этот тип негативного воздействия проявляют более слабые, неспособные на прямое агрессивное воздействие страны. Уровень такого воздействия сам по себе слаб и может почти не приниматься во внимание, но в случае прямой агрессии со стороны сильных конкурентов этот фактор становится дополнительным, а иногда, если таковых систем набирается много, то и довольно существенным.
· Конкурентное. Этот тип воздействия оказывают системы, не готовые к прямому враждебному воздействию на систему в целом, но противостоящие ей в третьих системах. Это борьба за влияние во внешней среде с целью укрепления собственных позиций и недопущения укрепления позиций оппонента.
· Враждебное. Это прямое агрессивное воздействие на систему в целом непосредственно на ее территории. Ведется различными методами от прямого давления извне (например, путем отторжения части территории военным путем) до попыток разрушить систему изнутри, воздействуя на различные элементы и узлы системы и разрушая связи между ними.
Последний тип воздействия самый опасный даже в своей пассивной форме. Здесь можно привести пример идеологического воздействия Запада на СССР, превознося собственные достижения в области роста материального уровня жизни своего населения. С одной стороны, это разрушительно действовало на советскую идеологию, являвшуюся важнейшим фактором поддержания внутрисистемных связей в нашей стране. С другой, это провоцировало массовый отток сильных профессиональных кадров среди еврейской части населения СССР, что ослабляло интеллектуальный и творческий потенциал нашей системы и одновременно укрепляло потенциал Запада. С третьей, это формировала вирусное представление об идеальной жизни.
Именно этот пример я привел не случайно. На нем отлично можно проследить тот факт, что любое подобное воздействие имеет обратный эффект, хотя и растянутый по времени. Для того, чтобы создать ощутимо высокий разрыв в материальном уровне жизни между собственными гражданами и гражданами социалистического лагеря Западу пришлось раскошелиться настолько, что это поставило его самого на грань выживания. Но самым главным минусом стало то, что сконцентрированные на матерально-потребительской стороне жизни люди-элементы низового уровня Запада полностью утратили пассионарность и стали в высшей степени зависимы от собственного накопленного «непосильным трудом и кредитами». Фактически они «обесточили» саму западную систему. Но за счет различных факторов, среди которых было и прямое предательство СУЦ СССР своих системных интересов, Запад своего добился и получил главный приз - частичное восстановление себя за счет энергии разрушения мировой системы социализма.
Этот пример нам также показывает, что идеологическое оружие самое действенное из всех возможных. Во-первых, его использование не приводит к мгновенным и серьезным потерям в своей системе (как при использовании военной силы), напротив, собственную систему оно укрепляет. Во-вторых, оно лишает противника отвечать прямым ударом. Правильно подобранная идеология всегда предполагает наиболее очевидные ответные шаги противника и блокирует их воздействие еще на стадии подготовки собственного удара. В-третьих, оно способно эффективно воздействовать, хоть и по-разному, на все уровни враждебной системы. На низовом уровне это эксплуатация пороков и вседозволенности (что очень легко по сравнению с необходимостью придерживаться морально-нравственных ограничений. Падать всегда легче, чем лезть в гору), а также пропаганда иллюзорных, но привлекательных для простого человека ценностей - имущества, денег, свободой путешествия по миру и кажущейся свободой распорядиться своей судьбой. Для узловых звеньев это другие пряники в виде резкого подъема собственного материального уровня жизни за счет качественного изменения собственного статуса, а также освобождение от большей части внутрисистемного контроля. Для СУЦ это заманивание равноправным участием в управлении глобальной системой всего человечества.
Наличие конкурентной среды и ее воздействия на систему всегда имеет отрицательный для нее характер, заставляющей тратить энергию на противодействие. Это верно даже при кажущемся равенстве дружеского и враждебного воздействия. Дружеское всегда ограничено областью близких позиций и распространяется только до того уровня, за которым наступает угроза собственного энергодефицита. Враждебное воздействие всегда тотально и больше по мощности воздействия. Таким образом, лбая государственная система всегда вынуждена тратить существенный объем имеющейся энергии не на свое развитие и оптимизацию внутрисистемных связей, а на поддержание «защитной оболочки» вокруг системы. В свое время СССР выбрал в качестве таковой ограничение свободного перемещения граждан по миру и доступа информации извне. История показала, что этот метод неэффективен. И вообще любая защитная тактика в таком деле малоэффективна. Ведь атакующий всегда волен выбирать время и метод атаки, предварительно подготовившись и накопив ресурсы. Более того, атака может и чаще всего сочетается с одновременным укреплением собственной системы и ее оптимизацией.
Хотя в начале и было сказано, что третья категория внешней среды не поддается прогнозированию, она все же неоднородна и кое-какой анализ-прогноз сделать можно. Можно выделить два уровня внешнего вмешательства в жизнь системы со стороны «высших сил».
Первый не совсем правильно называть внешним вмешательством. Это воздействие на жизнь системы комплекса ассоциированных с ней эгрегоров - народного, государственного и духовно-религиозного. В обычной жизни эти эгрегоры воздействуют в обе стороны. С одной, они являются «паразитами», питающимися энергией образовавших их систем. С другой, они, как обладающие собственным Разумом, заинтересованы в росте энергетики и укреплении жизнеспособности своих доноров, а потому часть полученной энергии отдают обратно, участвуя в защите от внешнего воздействия конкурентных систем и оптимизации собственных. Но в критических ситуациях, когда существует реальная угроза жизнеспособности «источника питания», эгрегоры однозначно встают на сторону системы, защищая ее даже в ущерб себе. Другое дело, что эффективность такой защиты во многом зависит и от качества (внутренней непротиворечивости) самих систем-доноров. Ведь эгрегор это не только энергетический «аккумулятор», это энерго-информационное образование, разум которого напрямую зависит от образа мысли элементов системы. Например, позитивные ожидания перемен от трансформации надоевшей системы СССР подавляющим большинством активного населения по сути блокировало возможности национального эгрегора по противодействию развалу страны.
Второй, «божественный» уровень нам для анализа и прогнозирования практически неподвластен. Можно лишь пытаться понять его «настроение» по отдельным пророчествам и озарениям просветленных элементов системы, а также опираясь на общую доступную нашему пониманию логику существования и развития мироздания. Но при этом надо всегда помнить, что человечество не единственная ценность во вселенной, ради которой можно пойти на все. Например, воссоздать биосферу на планете взамен уничтоженной человеком на порядки дольше и энергетически затратнее, чем разрушить на ней очередную человеческую цивилизацию, опять зашедшую в тупик и угрожающую эту биосферу загнобить до не возможного к самовосстановлению состояния.