Философские размышления дилетанта. Неклассическая теория систем. Часть 4.

May 14, 2013 17:06



В данной части мы рассмотрим функционирование государства в качестве единой, но открытой системы. Можно было бы рассматривать его как закрытую систему, но в сегодняшнем глобализированном до беспредела мире связи элементов с внешним миром приобрели настолько существенное значение, что давно стали важнейшим фактором, влияющим на стабильность самой системы.

Для простоты описания представим себе трехуровневую модель. Верхний уровень отдадим Субъективному Управляющему Центру (СУЦ), второй отведем под узловые элементы, возглавляющие локальные подсистемы (деловые, территориальные и так далее), третий займут простые низовые элементы. Помимо этого два последних уровня не однородны, а представляют собой комплекс различных систем, административных, деловых, национальных, общественно-политических и религиозных. Между всеми ними существует постоянно взаимодействие различного рода, а низовые элементы присутствуют сразу же во множестве таковых систем.


Существует прекрасная известная фраза, автора которой я к сожалению не помню, которая прекрасно описывает все происходящее: «Каждый человек работает на себя в той части, в которой понимает происходящее, а в остальном она работает на того, кто знает и понимает больше». За точность не поручусь, но смысл передан верно.

Проще всего с низовым уровнем. Как я уже описывал, на нем люди редко задумываются о глобальных проблемах и живут своей жизнью и своим интересом. Источником энергии для них является Природа и индивидуальная способность воспринимать энергию Мироздания. Последняя напрямую зависит от уровня осознания, упорядоченности мышления и наличия Воли. И если с первым все более или менее понятно (источником энергии является солнце, воздух, природные ресурсы и пища), то в отношении второго следует сделать некоторое пояснение. Мы живем в мире, в котором энергия проистекает из разности потенциалов различных пар противостоящих друг другу понятий. И не важно, являются они абсолютными, то есть независящими от нашего сознания (Хаос и Порядок) или производными от него (Добро и Зло). Важно лишь наша осознанная и дисциплинированная приверженность одному из полюсов. Чем ближе наши мысли и поведение к любому из полюсов, тем больший поток энергии мы готовы воспринять. В случае же когда наше поведение и мышление хаотичны и бросаются из крайности в крайность, тем сильнее встречные энергопотоки, даже доступные нашему восприятию взаимоуничтожаются. Плюс к этому имеет значение уровень нашего осознания истинного источника энергии. Чем больше мы понимаем механизм ее образования и влияния на мир, тем большие энергопотоки нам доступны.

Но самым сильным потенциальным источником энергии является творческая активность. Дело в том, что задачей Мироздания является рождение Творцов. Не святых адептов религии, не демонопоклонников (и те, и другие являются лишь проводниками полюсов и не представляют интереса для Мироздания), именно Творцов. А потому любая творческая деятельность мгновенно вызывает ответный благодарный отклик мира. В виде энергии и иногда информации.

Помимо источников энергии не меньшее значение имеют и направления траты энергии человеком. Часть ее уходит на обеспечение нашего физического жизнеобеспечения. Другая часть уходит на «кормление» более высоких социальных слоев общества (через налоги - в государство, через прибавочную стоимость - работодателю). Но самый большой расход энергии приходится на удовлетворение прочих, зачастую иллюзорных потребностей. Глупо отрицать, что отсутствие теплой одежды в холодный сезон спровоцирует дополнительный расход энергии. Но наличие десяти различных комплектов таковой есть ни что иное, как бездумная трата собственной жизненной энергии. Причем, не только единовременно на ее приобретение, но и на протяжении всего времени, которое эти вещи являются нашими. Я уже как-то писал о том, что любая принадлежащая или даже находящаяся в нашем распоряжении вещь питается нашей жизненной энергией. Таким образом эти вещи, дома, машины и так далее продлевают срок собственной квазижизни.

Другим видом наших энерготрат являются всевозможные развлечения. И опять-таки это не только деньги, как символ энергии, не только затраченное время, но и растраченная физическая и эмоциональная энергия. Хотя в отношении последнего не все так однозначно. То, что можно отнести к развлечениям, способно не только забирать энергию, но и давать ее. Хотя траты всегда локальны и мгновенны, а получение происходит постепенно в случае роста нашего осознания. Например, от просмотра фильма или спектакля, заставившего «работать» Душу, или от созерцания природы в путешествии и единения с ней.

Большое количество энергии затрачивается адептами различных религий на отправление своих религиозных обрядов. Здесь процесс проистекает несколько тоньше, но сути это не меняет. Любая религия автоматически образует эгрегор, питающийся энергией верующих. И как у любого энерго-информационного образования его первейшей заботой является забота о самом себе и поддержании собственной жизни. Не имея иных источников энергии, эгрегоры берут ее у своей паствы. Но для ее расширения и поддержания веры очень часто эгрегоры делятся частью полученной энергии со страждущими и истинно верующими. Иногда это даже имеет характер чуда. А потому многие, особенно неофиты, часто испытывают на себе действие этого обратного энергопотока. Ведь для эгрегора именно неофиты, еще не укрепившиеся в своей вере представляют главную ценность для удержания. Однако, не стоит забывать, что баланс в конечном итоге всегда в пользу эгрегора.

И, наконец, последним существенным видом трат энергии являются наши эмоции, связанные с тем или иным видом неудовлетворенности. Это и ругань, и зависть, и ревность, и многое другое. Яркие положительные эмоции также связаны с тратой энергии, но здесь работает довольно интересный принцип. Между людьми всегда существует энергообмен. И как правило информационно (эмоционально) одинаково наполнен. Когда Вы дарите кому-то радость, она к вам возвращается. Когда ругаетесь, получаете в ответ тот же негатив. Но от радости вы не защищаетесь, вы ее впитываете, компенсируя большую часть потраченного. А от негатива стремитесь закрыться, причем, на интуитивном подсознательном уровне. И эта защита тоже стоит вашей энергии.

Рассказ о движении энергии на низовом уровне был бы практически полным, если бы не существовало более высоких уровней. Как было бы прекрасно, если бы все наши энерготраты на содержание узлов и СУЦ ограничивались лишь тем, что уже написано. Но не все так просто. Более высокие уровни стремятся обеспечить стабильность или укрепление своего положения, а потому они активно воздействуют на низовой уровень в своих интересах. Эти интересы не всегда только эгоистичны. СУЦ, например, по своим целям вполне может приоритетно заботиться о развитии и укреплении всей государственной системы. Но воздействует он всегда. Происходит это с помощью идеологии и организационных рычагов. Последнее, как правило, воздействует на инстинкты, главным образом, страх. А вот идеология действует разнонаправлено. Внешне ее вообще может не быть. Но на самом деле она есть всегда. Например, в нашем сегодняшнем обществе. Многие, и я в том числе, часто писали об отсутствии таковой, но под этим всегда имелось в виду отсутствие позитивной созидательной идеологии. А та, что есть сегодня, работает на разрушение системы. И воздействует она на другие базовые инстинкты - жадность и эгоизм (самость). А заодно утаскивает сознание в ловушку виртуальных ценностей. Этим методом СУЦ пытается защитить себя от недовольства низовых уровней и претензий по качеству управления системой. Однако, это путь в никуда. СУЦ без энергии низовых уровней существовать не может, а все предпринимаемые методы манипулирования сознанием людей ведут к их энергетическому истощению. В результате поток энергии снизу вверх падает, его рано или поздно перестает хватать на обеспечение всех системных связей, за которые ответственен СУЦ, и система разрушается. Кроме того, при таком подходе недовольство низовых уровней рано или поздно прорывается наружу и системные связи получают удар еще и снизу, отчего многие из них не выдерживают и начинают рваться, еще больше увеличивая хаос в системе. Если бы государство было бы реально замкнутой системой, в этом бы не было особой опасности. Рано или поздно эта высвободившаяся энергия была бы подхвачена и использована СУЦ на реформирование системы. В худшем случае это сделали бы несколько мини-СУЦ осколков разорванной системы. Но любое государство система открытая, а потому в тот момент, когда в нем образуется свободная энергия хаоса, она тут же начинает утилизироваться «падальщиками» извне. Разумеется, не в интересах падающей системы, а в их собственных. Примерно так все и произошло с распадом СССР. Денежный эквивалент утекшей на Запад энергии измеряется десятками триллионов долларов, которые были очень эффективно использованы Западом для укрепления собственных умирающих систем. Произошло это не в последнюю очередь и потому, что идеология, которой негласно воспользовался наш СУЦ, принадлежала как раз тем самым «падальщикам», а не самому СУЦу. А в этих условиях перехватить управление практически невозможно. Самое грустное, что сейчас мы снова, уже как система-Россия, стоим на пороге повтора этого ужасающего процесса самораспада.

Другим примером идеологии, часто довольно эффективной, является патриотизм в своих различных проявлениях. Иногда он носит агрессивный характер, направленный вовне, иногда более спокойный, направленный внутрь системы. С помощью первого достигается баланс эксплуатации страха эксплуатацией жадности и консолидация системы на внешнее развитие за счет соседей. Второе направлено на чистку мешающих системе элементов, носителей чуждой идеологии.

Но, как и любая идеология, патриотизм, оружие обоюдоострое. Для успеха СУЦ должен быть не на словах, а на деле сконцентрирован на приоритетах системного строительства и поддержания системной жизнеспособности. В случае, когда эта идеология используется только для прикрытия своекорыстных интересов за счет оболванивания низов, она обречена на провал и способствует скорейшему краху системы в целом.

Результатом действия идеологии всегда является изменение энергопотоков внутри системы и либо укрепление, либо ослабление внутрисистемных связей.

Наиболее любопытным уровнем системы, зачастую определяющим ее внутреннюю стабильность, является второй узловой уровень. Это уровень национальной элиты. С одной стороны, этот уровень во многом определяет поведение СУЦ, поскольку в своих действиях СУЦ во многом зависит от системных узлов, а также опирается на этот уровень в продвижении государственной идеологии. С другой стороны, этот уровень напрямую связан с низовым, питается от него, а также первым принимает его удар в случае накопления общественных противоречий. А потому вполне можно сказать, что данный уровень фактически является системообразующим, определяющим жизнеспособность системы и возможность ее развития. Если уровень элиты озабочен строительство, укреплением и развитием государства, то таким же образом неизбежно действует и СУЦ, и этому всячески способствует низовой уровень. Если же элита озабочена только сохранением своего статуса, а по сути ведет себя как последний «крестьянин», озабоченный своими личными интересами, не видя ничего вокруг, то такое государство скорее всего обречено в самом ближайшем будущем.

Продолжение следует…..

Философия, Мироздание, МОЕ, Энергия, Государство

Previous post Next post
Up