Предположения относительно возможного развития кризиса на Корейском полуострове в данном тексте нельзя назвать результатом сколько-нибудь серьезного анализа ситуации. С гораздо большей вероятностью их можно назвать бредом больного воображения. И тем не менее они базируются на вполне оцениваемых интересах участников и их спонсоров, а также на более или менее корректных логических допущениях.
Размышляя об очередном кризисе на Корейском полуострове и пытаясь выяснить, продолжается ли в очередной раз игра нервов, либо сегодня мы сталкиваемся с чем-то принципиально новым, мы должны для начала определиться с тем, что там вообще происходит, кто является субъектом, а кто объектом Игры, а также какие цели и задачи преследует каждая из Сторон конфликта.
Безусловно, главным участником Игры являются США. При всем том, что еще дедушка нынешнего руководителя КНДР периодически целенаправленно нагнетал ситуацию для разрешения некоторых внутренних проблем, источником самих этих проблем неизменно оказывались США.
Вторым участником Игра на Корейском полуострове с самого начала его разделения на два государства является КНР. Сначала Китай выступал младшим партнером СССР в поддержке Северной Кореи, затем планомерно все больше начал выходить на первые роли. А с распадом СССР и фактическим самоустранением России от постоянного участия в разрешении корейских конфликтов Китай фактически остался единственным внешним спонсором и защитников КНДР.
Итак, мы имеем две внешние Силы, проявленные в конфликте. Россию, как я уеж сказал, не стоит в настоящее время воспринимать в качестве одной из полноценно задействованных Сторон. Скорее она перешла в статус заинтересованного наблюдателя, сохраняющего потенциал Игрока, но никак его не проявляющего.
Что же касается самих двух Корей, то говорить о статусе Игрока можно лишь с определенной оговоркой относительно Северной Кореи. Этот статус ей придает относительная самостоятельность внутренней и внешней политики, которая явилась следствием постоянного балансирования ее руководства между СССР и КНР. И даже сейчас, несмотря на самоустранение России, Китай не может полностью контролировать поведение северокорейского руководства. А вот Южная Корея вполне себе спокойно все эти десятилетия действовала строго в русле указаний от своего главного спонсора и гаранта - США. А потому на статус Игрока даже не может претендовать. С одной стороны, это всегда экономило Ю.Корее огромные бюджетные средства, но, с другой, делало и делает ее крайне уязвимой в отношении целей и задач США, которые совершенно не гарантированно будут всегда соответствовать и ее собственным интересам. Более того, не исключено, что такой момент уже настал или наступает.
Любое стремительное революционное изменение ситуации (в противовес медленному эволюционному) наступает тогда и только тогда, когда хоть одна из Сторон более не может или не хочет терпеть ее в существующем виде. А также оценивает потенциальный ущерб от возможного изменения, как меньший по отношению к ожидаемому при сохранении статус-кво.
На первый взгляд, в качестве таковой Стороны выглядит Северная Корея. Зажатая в тиски многолетних экономических и прочих санкций, почти лишенная серьезных запасов собственных природных ресурсов, КНДР действительно кажется способной на решительную авантюру по взрывному изменению обстановки в регионе. Это ощущение дополнительно усиливается тем, что во главе государства стоит крайне молодой руководитель, который при всех своих потенциальных достоинствах и талантах просто в силу возраста еще не может обладать большим запасом терпения и жизненного опыта для поиска менее рискованных путей разрешения проблем. К тому же его отец и дед много раз успешно шантажировали Ю.Корею и США, добиваясь значительных успехов в этом деле. К тому же именно молодость Ким Чен Ына может не позволить ему своевременно тормознуться и отыграть назад в случае, если США проигнорируют на этот раз требования КНДР.
Но при внимательном рассмотрении вопроса обнаруживается, что не только КНДР является заинтересованной стороной с ликвидации многолетнего неустойчивого равновесия. И если Китай мы никак не можем заподозрить в танцах вокруг фитиля, это просто не его метод в политике, то у США неожиданно обнаруживаются скрытые, но очень сильные интересы.
Позволю себе напомнить конфликт годовалой давности в Китае вокруг Бо Силая. А точнее о тех тайных инструментах и причинах, которые его вызвали (на мой субъективный взгляд). Бо Силай являлся одним из лидеров крыла КПК, так называемых верных маоистов. Причем, самым молодым, популярным и перспективным. Если бы этому крылу удалось придти к власти в конце прошлого года, то вполне ожидаемым было бы огромное количество политических и экономических процессов над теми, кто благополучно встроился в капиталистический рынок и заработал на этом немалые капиталы. Попросту говоря, мы бы получили массовое раскулачивание и 37-й год по-китайски в одном флаконе. Естественным следствием таких изменений стал бы экономический хаос внутри страны и бегство капиталов. Причем в таких объемах, что доходы от развала СССР могли бы показаться детскими играми в песочнице. Речь пошла бы о десятках триллионов долларов. Разумеется, все эти деньги рванули бы в США, Европу и еще несколько стран Азии, типа Сингапура. Благодаря чему Запад мог бы еще лет 10-15 спать спокойно, не задумываясь о собственных похоронах. Но с Китаем не вышло. Потенциальный переворот не удался и его спонсоры остались «с носом».
А теперь давайте просто попробуем переложить ту ситуацию на сегодняшнюю в Кореях с минимумом необходимых изменений. Потребность в деньгах у Запада не просто сохранилась, но и в разы выросла. Сегодня мы уже живем в эпоху прямых конфискаций и совершенно открытых войн на всех рынках. Даже печатный станок давно исчерпал свои эффективные возможности. Россия больше не спонсирует долги Запада, поскольку поддержание текущей ситуации за наш счет уже обходится дороже возможного ущерба от мирового коллапса финансовой системы. Еще более откровенно в этом смысле ведет себя Китай. Германия, единственная состоятельная экономика Европы, по уши на грани возможного увязла в чисто европейских проблемах. Япония вовсю включила вой печатный станок и совершенно ясно, что не остановится, пока не спровоцирует гипер. В этих условиях США просто неоткуда брать деньги на рефинансирование своих долгов. Разве что вынудить их бежать в США перед лицом неизбежной опасности в других местах. Европу исключили Кипром. Одна конфискация автоматически гарантирует ее повтор в другом месте в случае нужды, кто бы что бы не заявлял. Европейские оффшоры вдруг стали крайне открытым публичным местом, в котором не стоит держать больше пяти копеек. Азия в лице стран с надежной репутацией просто не в состоянии вместить много капиталов, да еще и Китай слишком близко и слишком влиятелен. Остаются США.
Итак, потребность есть и растет.
В качестве Бо Силая и маоистов северокорейский кормчий будет смотреться еще убедительнее.
Ну а в качестве денежного мешка, должного сбежать в США идеально подходит Корея Южная.
Добавим к этому, что южнокорейские компании уже давно успешно конкурируют с американскими на многих рынках, раз за разом выбивая с них пендосов. Пример Эппла и Самсунга довольно показателен.
Это, так сказать, экономическая сторона вопроса. Теперь рассмотрим военную. Армия Южной Кореи никогда не была особо сильной. Весь расчет делался на зонтик от США. Но и сами американцы в отличие от 50-х уже не готовы лично где-то воевать, разве что только с полудикими племенами, не представляющими особой опасности. Да и с теми плохо справляются. Они свой расчет строят на использовании тактического ЯО, наличие которого в Южной Корее крайне вероятно. Но вот беда. Совсем недавно высокопоставленный американский военный заявил, что по данным США Северная Корея не располагает ядерными боеприпасами, которые могут быть боевой частью баллистических ракет. О чем это говорит? Ни много, ни мало о том, что США также НЕ будут применять ЯО. По крайней мере, первыми. И это, в общем, понятно. Открыть ящик Пандоры легко, закрыть невозможно. А без ЯО Южная Корея обречена.
И вот здесь появляется третий аспект, делающий ситуацию почти непредсказуемой. США хотят обрушить Корею, но они не хотят уходить из Азии и отдавать ее Китаю. При этом всем понятно, что Китай так или иначе вынужден выступить на стороннем КНДР, в противном случае его потеря лица станет непоправимой. США тоже не могут себе позволить просто кинуть Южную Корею и самоустраниться. Это поставит крест на их гегемонии и даже на простом восприятии как Игрока мирового уровня.
То есть вполне ожидаем некий контролируемый и ограниченный, но прямой конфликт между США и Китаем. При этом США нужна безусловная победа. Или хотя бы то, что можно было бы ей назвать. А Китай, как минимум, должен при этом понять, что он еще не готов схватиться с США по полной программе и получить на этом определенный комплекс неполноценности. И все это без применения ЯО в любом виде.
Очевидно, что для США это создает определенные ограничения. Они могут попытаться добиться своих целей в ограниченном спектре операций. Это авиация, это флот и это диверсионная деятельность спецподразделений. Для Китая, напротив, широкомасштабная сухопутная операция предпочтительней. И каждая из сторон будет упорно пытаться заманить противника на свою территорию.
Ну а игровое поле уже определено. И ход за Ким Чен Ыном. Именно ему американцы доверили выстрел из стартового пистолета. Когда это произойдет, не знаю. Но вряд ли ждать осталось долго.