Вынужденные меры. Когда игра с ребенком становится насилием над родителями

Sep 27, 2017 10:46








Со стороны непонятно, с чего бы это в солнечный день, когда кругом раздается детский смех, а взрослый кружится на карусели, внутри так тоскливо. Дело в том, что 142-й круг на лошадке мама совершает принудительно. Ради игры с ребенком. Возможно ли эту карусель остановить? И стоит ли? В родительстве мы часто действуем по принуждению.

Полностью материал читайте на сайте ezhikezhik.ru



Армии психологов и специалистов по детскому развитию рекомендуют банальные и несложные вещи, которые вполне могут приносить удовольствие и взрослому. Ну, скажем, чем не радость читать младшему книжки или шагать с ним по парку, пинать ногами листья и обсуждать аэродинамические свойства желудей. Однако часто простое изучение коры превращается в борьбу, из которой родитель не выходит победителем.

Даже очень сильные люди могут сломаться, если им придется стать «древесным человечком» и тысячу раз подряд с криком «куку» выглядывать из дупла. С другой стороны - сто тысяч экспертов по детству не могут ошибаться: детям нужна игра, нужно внимание взрослого, нужно… Может, куковать в дупле - какая-то неизбежная штука, с которой просто нужно смириться? Может, ситуация когда ты попадаешь в рабство дикое без чувства, без закона - это такая норма жизни? Ведь они же дети…

...и хотят повторения

Чем младше ребенок, тем нужнее ему стабильность и предсказуемость. Поэтому удивительную и кретинскую в своей простоте историю про «Грибочек и мухобойку» мы перечитываем в восьмой раз. А, нет, уже в девятый.

«А давай опять в прятки!» - ликует ребенок и ныряет за ту же дверцу шкафа, где он таился предыдущие сорок восемь игр. Наверное, надо как-то намекнуть, что вы рассекретили это место. Но вы не решаетесь. Человек по-прежнему охвачен восторгом, что нашел столь дивное место и внезапно скрылся от всеобщих взоров.

Или еще детям почему-то кажется, что шутка, повторенная дважды, смешна вдвойне. К сожалению, даже в первый раз неловко воспринимать каламбур, который пятилетка несет из садика (скорее всего, там будут фигурировать чьи-то трусы), а по дороге вам неоднократно продекламируют эту фантастическую остроту с навязчивостью человека, продающего шнурки в электричке.

По-хорошему, мы не должны досадовать: ребята учатся через повторения. Чтобы отточить навык, его надо многократно прокрутить и попробовать то так, то этак. А взрослые в это время имеют возможность отточить терпение. Ведь они же дети...

...и любят командовать

Игра по указке взрослого - это, конечно, не игра. Пусть у дочки будет ведущая роль. А папа станет выбегать в кукольной шапочке и проговаривать свой текст, который малышка ему придумала: «О, злая волшебница, пощади меня и моего друга-лягушонка!». Некоторые ребята довольно болезненно воспринимают даже небольшие импровизации: «Нет, папа, ты сначала должен ползти под кроватью. Что значит не умещаешься?». Неудивительно возненавидеть свой выходной, если ваша квартира превратилась в замок сурового тирана, чуть что топающего ногами.

Когда мы читаем вдохновленные восторги психологов, насколько полезна игра и какими чудесными развивающими свойствами она обладает, становится даже обидно. Что же, терпеть роль марионетки, куклы с заготовленными фразами? Вы, между прочим, исправно платите налоги.

Утешительно узнать, что работать на полставки головастиком все же не обязательно. Профессор психологии в Бостонском колледже и автор книг о развитии детей Питер Грей пишет, что игра требует переговоров и согласия, а не издевательств и подчиненности. Именно способность выражать неудовольствие, а если что - уходить, и делает ее таким мощным средством социального обучения. Таким образом, у нас есть шанс направить ход событий в удобное русло: небольшое вооруженное восстание, и вот деспотические волшебники свергнуты с пьедестала. Ведь они же дети...

...и требуют постоянного внимания

«Посмотри, что я делаю!» - радостно вопит сын из другой комнаты. Вы, бросив работу, бежите туда и убеждаетесь, что он по-прежнему возит лего-человечков в кузове игрушечной машинки. Однако ребенку очень важно, чтобы вы стали свидетелем наиболее опасных поворотов транспорта и разделили его восторги.

Гм... Да, очень здорово едут. Просто поразительно, - вы пытаетесь отступить в тень и улизнуть к работе, но нет...

Маам! Смотри! Они стали разгоняться, видишь!? Сейчас вообще классно будет - бжжжжжжж!

Многие люди, обессилев, переносят работу поближе с ребенку, изображают напряженное внимание и говорят что-то невпопад. Другие пускаются на обман: «Сынок, вот тебе видеокамера из спичечного коробка. Ты все там сними, а я вечером посмотрю». Или даже отправляют посланцем прядь своих волос в медальоне: через эту штуку, мол, я могу видеть сквозь стены.

Можно злиться на то, что вас постоянно отрывают, а можно просто принять как данность: мы нужны нашим детям, они хотят, чтобы мы смотрели на них, гордились ими, радовались их успехам и целовали в макушку. И в общем-то, можно не вглядываться в то, как грузовичок ползает по ковру, если мы вместе играли в прятки, читали книгу, прыгали в парке и делали всякие штуки из пунктов выше. Ведь не машинка важна, а участие. Ведь они же дети...

...и ищут контейнер для своих чувств

Теория привязанности, которую популяризирует канадский деволопменталист Гордон Ньюфельд, очень доступно разъясняет, как происходит эмоциональное развитие ребенка. Самое главное: заботливый взрослый рядом. Взрослый - тот, кто понимает свою ведущую роль и не разваливается на куски от детской истерики. Он знает, что делать в любой непонятной ситуации; может защитить и утешить, и вообще ведет себя так, будто он тут главный. Таким взрослым - надежной базой - мы и должны стать человеку, который сегодня говорит, что он Бэтмен.

Это сложно, потому что мы тоже хотим психануть, когда кто-то ложится ничком и говорит, что в гробу видел штаны такой расцветки. И именно поэтому поход на детскую площадку у немыслимого числа людей ассоциируется с каторгой. Заранее ясно: там будет много тщетности, занятых качелек и песка в капюшоне… А взрослым - разгребай. И еще утешай. А если не вышло - уноси. Всех святых и ребенка домой. Потому что мы тут главные. А это требует некоторых усилий.

Собраться, не лечь в песок лицом, спасти Бэтмена от какого-то Джокера с лопаткой, сделать вид, что ты абсолютно спокоен, и вообще как-то жить дальше…. А может даже пойти на карусель. Почему бы не повертеться, если человек-летучая мышь очень просит.

Еще интересное:

Мне скучно с моим ребенком, а ему со мной. Что делать?

"Дочь боится звонить мне, когда мама рядом". Каково это - быть воскресным папой?

20 способов развлечь ребенка, если лень выходить из дома

насилие, игра, родители, дети

Previous post Next post
Up