Бизнесу нужно учить с детства. 12 лет - это поворотный момент.

Jul 12, 2017 11:57


Оригинал статьи читайте на сайте ЁжикЁжик

Аркадий Морейнис, бизнесмен и автор курсов по основам бизнеса, уверен, что школьникам можно и нужно знать основные законы бизнеса - кто и чему будет учиться, мы и говорили




- Аркадий, насколько вообще знания основ бизнеса востребованы среди школьников и их родителей?

- Далеко не все родители хотят или готовы к тому, чтобы их дети этому учились. Но среди определенной аудитории это находит живой отклик. Мы анализировали аудиторию. Меньшая доля родителей - предприниматели. Мы изначально думали, что будет наоборот, что именно бизнесмены с большим удовольствием риведут на курсы своих детей.

Оказалось, что как раз в таких знаниях для своих детей больше заинтересованы менеджеры, причем не обязательно высшего звена - офисные работники. Их объединяют другие устремления. Во-первых, чтобы ребенок не потерялся в жизни, - это важно для этих семей. Оценки по ЕГЭ, конечно, нужны, важны, но к жизни это имеет довольно опосредованное значение.

Во-вторых, родители считают, что дети с определенного возраста должны не просить денег у родителей, а хотя бы учиться их зарабатывать. Ведь всегда странно выглядят юношеские реприманды «Я самостоятельный, дай денег, чтобы я доказал свою самостоятельность, буду жить отдельно».

- Каждый ли из детей, интересующийся бизнес-технологиями, готов в будущем открыть свое дело?

- Для нас опять же было неочевидно с самого начала, что эти дети, и их родители, выбрали для себя именно путь предпринимателя. Но они решили попробовать свои силы, посмотреть, что это такое.

В любом случае эти ребята могут в будущем оказаться в бизнесе, а для карьеры знать законы бизнеса важно. И это вообще подводит нас к мысли, что профориентация в современном мире - это вовсе не попытка проверить черты характера ребенка на соответствие профессии и говорить «тебе надо быть летчиком, а тебе - продавцом»… Это уже прошлый век, списки профессий меняются слишком быстро.

Профориентация - это ознакомление ребенка с максимальным набором разных искусств и компетенций. И преподавание ему базовых универсальных жизненных знаний.

- Как вообще правильно учиться бизнесу?

- Мы учим всех вместе - и детей и взрослых, от 12 до примерно 45 лет. Дети учатся вместе с родителями, и часто дети сами понуждают пап и мам приходить на занятия, потому что начинают одолевать их вопросами.

И я думаю, что это важно. Потому что успешность обучения не в том, чтобы делать уроки и задания. А в коммуникации, общении, «всасывании» новых идей. Ведь бизнес отличается еще от других наук и тем, что в нем нет правильных и заранее подготовленных ответов. Ответы можно получить только в жизни и в реальной работе.

Поэтому мы и пытаемся попробовать не просто дать основы, а потом провести тесты на усвоение знаний, а взять некую идею и довести ее до выработки маркетинговой эффективности, до окончательного проекта и его сайта. Затем мы вывешиваем эти проекты на обсуждение, собираем лайки и комментарии.

- Какой реальный бизнес в итоге могут освоить подростки?

- Скажем, одна 14-летняя девочка с нашего первого потока занималась для себя хэнд-мейд, она делает браслеты, украшения. Возникла идея усовершенствовать проект и делать такие украшения - браслеты, ошейники - для собак и кошек.

Другие две девочки организуют детские праздники. Под девизом «Мы сами недавно были детьми, поэтому мы знаем, что нравится детям». И это все реально - уже есть каналы сбыта. Например, эти девочки договорились с компанией, которая организует свадьбы. Ведь часто бывает, что пока взрослые веселятся, детей нужно чем-то занять. И они реально могут зарабатывать.

Еще одна 14-летняя девочка вместе с мамой сделала проект кукольного театра. Они пишут сценарий, приезжают к детям, там они все вместе шьют кукол, разучивают роли - а в конце показывают спектакль родителям. Причем оказалось, что эта штука отлично работает для стеснительных детей. Те, кто смущается выступать на сцене, участвовать в хороводах и прочих массовых выступлениях, в таком представлении оживает и с интересом включается. И даже название прижилось: «Детские праздники для стеснительных детей».

- В каком возрасте набираться таких знаний не рано и не поздно?

- Вообще 12 лет - это поворотный момент. В более раннем возрасте ребенок обычно не готов системно мыслить. А с 12 лет уже можно учиться такой науке бизнеса. Ну а в 13-14 лет дети вполне готовы усваивать такие знания. Если подросток в этом возрасте не способен на это, то возникает вопрос, насколько развито у него логическое мышление, мотивация и так далее.

- Что значит понятие «бизнесмен» для ребенка? Осознают ли дети, что за этим стоит реальное дело, или в голове - красивая картинка?

- Не бывает такого, что родитель решил, что его ребенок должен учиться бизнесу, и отправил его на учебу. Либо ребенок высказывает согласие и желание на такое предложение, либо даже сам проявляет инициативу, хочет научиться. Это означает, что какая-то картинка в голове есть у всех. Причем красивых картинок, вроде того, что «я бизнесмен и буду кататься в Порше» - нет. То, что это тяжелый труд, понимают даже не все взрослые. Но дети, по крайней мере, осознают, что это непросто, что это зарабатывание денег, а не кожаное кресло и дорогая машина.

- Что самое главное должен знать ребенок, чтобы быть успешным в своей профессии?

- Я вообще пытаюсь меньше использовать слово «знать». Это странное слово, означающее, что надо просто выучить правила. Это как умные книжки «7 шагов к успеху», «22 золотых правила бизнеса» и так далее. Это не срабатывает.

Мы пытаемся учить понимать. Понимать правила, законы. Первое - это уметь считать деньги и понимать, можно ли на этом заработать или нет. Второе - иметь представление о маркетинге - как привлекать покупателя. У тебя может быть красивая идея, просчитанная на бумажке, но если ты не донесешь ее до аудитории, чтобы у тебя это покупали, у тебя ничего не получится. И третье: все нужно проверять на практике. А то, что ты пишешь на бумаге, - это гипотезы, которые нуждаются в проверке.

Высшее образование всем нам дало не набор конкретных знаний, а научило системно мыслить. Потом мы применяем свои навыки на практике. Скажем, я закончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. Но я не математик. Или посмотрите на физиков. Юрий Миллер, например, известный инвестор, миллиардер. Дерипаска. Абрамович. То есть это примеры того, когда мы применяем в жизни не сами знания, а умение мыслить.

- Наверное, бизнесменом может стать не каждый. Но что могут дать такие знания?

- Конечно, предпринимателем может стать не каждый. Для этого нужно иметь готовность принять много рисков. И нужна определенная доля упорства, ведь с первого раза ничего не получается.

Главное: «предприниматель» от слова «предпринимать». Ты можешь строить карьеру, предпринимая что-то новое. Это универсальное умение. Кому-то спокойнее - предпринимать в рамках компании. Кто-то хочет это делать в своем деле. В любом случае это предпринимательство.

Если человек не предприниматель, он будет в 9 утра уходить из дома, вечером приходить с работы и лежать на диване. Чтобы быть по натуре предпринимателем, нужно развить в себе определенные качества.

- Стоит ли готовить детей к каким-то конкретным профессиям, ориентироваться на будущее?

- Я считаю, что разговоры про востребованные профессии несостоятельны. В 90-е годы тоже делались прогнозы, какие профессии исчезнут через 10 лет. Но эти прогнозы не сбылись. Так что вся эта аналитика про профессии будущего - пустое.

И это вам тоже может быть интересно:

Алена Владимирская: «Если прямо сейчас не ориентировать ребенка на профессии будущего, вы вырастите безработного»

Явки и пароли: куда пойти учиться хоумскулеру

Почему ранний английский - это хорошо?

подростки, ezhikezhik, психология, дети, образование, ежикежик, #ezhikezhik, портал для родителей

Previous post Next post
Up