Существуют ли на самом деле детские кризисы и что с ними делать?

Jul 06, 2017 14:12


Читайте полный материал на сайте ezhikezhik.ru

Кризис двух лет, трех лет, пяти, семи и так до кризиса среднего возраста. Что такое детские кризисы, и существуют ли они вообще?



© KidsInTheHouse.com


Екатерина Маркова, практикующий психолог с международным опытом, автор научных и популярных статей, член международной ассоциации когнитивной психотерапии и американской психологической ассоциации.

Периоды кризисов у детей, или так называемые сенситивные периоды, знакомы почти всем мамам не понаслышке. Существует много теорий, которые очень интересно классифицируют все эти стадии и кризисы - теория Фрейда, Эриксона, Пиаже, Колберга, Бронфреннера, наконец! Правда, от такого количества теорий легче нам, мамам, не становится. Во время сенситивных периодов возникает особенный психофизиологический потенциал к развитию - эмоциональному, интеллектуальному, речевому или двигательному, например. В эти периоды дети как бы более ускоренно развиваются и могут начать не очень приятно или понятно для нас себя вести. Когда моя первая дочь была совсем еще новорожденной, у меня возникла мысль о необходимости составления календаря сенситивных периодов для того, чтобы случайно не пропустить один из них и оставаться на гребне волны, снабжая малышку всем необходимым для наиболее благополучного прохождения кризиса. Неудивительно, но до календаря руки так и не дошли!

Дело в том, что кризисные периоды у детей - это совершенно нормальное явление. Они не всегда сопровождаются идеальным поведением, и на это лучше смотреть философски, как на неизбежную часть родительства. Все, что необходимо от родителя в эти периоды и вообще, так это спокойствие, внимание, общение и проявление любви. Далеко не все развивающие занятия приносят существенную помощь или пользу ребенку, а некоторые способны даже навредить, подвергая ребенка ненужному стрессу.

Периоды кризиса развития могут сопровождаться нарушением у ребенка сна или аппетита, изменениями в поведении, повышенной агрессивностью, истериками, плаксивостью, обидчивостью и многим-многим другим. Хороший совет для нас родителей - «дышите спокойно». В эти порой сложные для детей и родителей периоды родителю главное не потерять равновесие - оставаться максимально спокойным и психически сохранным. Мне оставаться спокойной всегда помогали физические нагрузки (спорт, йога), чтение, бокальчик вина вечером. Я часто пою детям песни или включаю приятную музыку - это меня очень успокаивает. Релаксация нам, родителям, просто необходима. Есть такая техника дыхания, которую можно проводить вместе с детьми. Сначала закрываем одну ноздрю и делаем десять неспешных вдохов через нос. Потом закрываем другую и тоже делаем десять вдохов. Еще, когда я чувствую, что совсем близка к неприятной реакции на детское поведение, я просто проигрываю эту свою реакцию в воображении и сразу становится легче. Никто никогда и не догадается ценой каких таких фантазий мне дается спокойный тон и радостная улыбка!

А вот краткий обзор детских кризисов развития:

Кризис новорожденного (0-2 месяца): в первые дни после рождения ребенок может потерять в весе, он может очень много плакать с целью коммуникации и привлечения к себе внимания. Совет родителям: относитесь к плачу ребенка спокойно, как к единственной доступной для него (хоть и очень драматичной) форме коммуникации. В большинстве случаев ребенок просто сообщает вам, что нужно покушать, поменять памперс или побыть на ручках.

Кризис одного года: активность ребенка носит некий регрессивный характер, может возникнуть эмоциональная неустойчивость - плаксивость, негодование, обидчивость; нарушения биоритма ребенка - режима сна и бодрствования; изменения пищевого поведения. Главное, чтобы родитель не запаниковал в ответ, не начал думать, что с ребенком что-то не так, или что сам он, родитель, что-то неправильно делает. Придерживайтесь своих принципов воспитания, не идите на попятную под прессингом малыша. Не стоит подкупать ребенка конфетками или другими удовольствиями. Слушаться родителей ребенку необходимо научиться просто так или потому, что «у нас есть такое правило». В то же самое время выражайте уважение к малышу, давайте ему возможность выбора. Он имеет право на свое плохое поведение.

Кризис трех лет: во время этого периода у ребенка интенсивно происходит умственное развитие, и он становится чрезвычайно чувствителен к неудачам. Поведение ребенка может казаться не поддающимся контролю и коррекции. Главные симптомы этого этапа: негативизм, отсутствие реакции на требования родителей, желание делать противоположное тому, о чем говорит родитель, даже в ущерб себе. В этот период ребенок тянется к независимости, может находиться в позиции конфликта, противоборства или даже деспотизма по отношению к близким. Именно в этот период ребенок может обидеть родителя, обозвав его или попытавшись добиться своего. Сложный жизненный этап для всех, но он пройдет! Главное сейчас не терять самообладание. Помните, что ребенок как бы тестирует вас и в будущем будет реагировать ровно так, как вы делаете в ответ на его провокации в этот период. Есть несколько техник вам в помощь. Одна из них "дистанцирование" - попробуйте представить, что вы находитесь на балконе высокого здания и видите всю эту ситуацию издалека, и только потом реагируйте.

Кризис семи лет: на этом этапе происходит утрата ребенком спонтанности. Эмоции и интеллект должны начать гармоничное сотрудничество. С одной стороны, поведение ребенка нарочито наивное, с другой стороны - очень взрослое. Зачастую это экзальтированное поведение в сторону того или другого полюса начинает раздражать родителей. В этот период важно не переставать общаться с ребенком и поддерживать положительную эмоциональную связь. Постарайтесь стать друзьями. Но помните дружба - штука сложная, процветающая там, где есть честность, доверие и взаимоуважение.

Кризис подросткового возраста происходит, по большому счету, в контексте социального развития. Отличительная черта этого периода - внутриличностная нестабильность. Успеваемость в школе падает, возрастает тенденция к конфликтности, негативизму, поиску уединения и независимости. К семнадцати годам дети начинают выстраивать систему ценностей и совершенствуют регуляцию поведения. Формирующаяся осознанность провоцирует в подростках неуверенность и сомнение, которые мешают занимать активную жизненную позицию. В этот период родителям необходимо уважать личное пространство ребенка, позволять ему делать ошибки, общаться и делиться идеями о смысле жизни и ценностях. Важно выстроить доверительные отношения - именно они станут залогом более щадящего переходного периода в отношениях между ребенком и родителями. В арсенале терапевтических приемов есть такая техника  «Как если бы». Представьте себя в роли какого-нибудь персонажа или реального человека, который вам нравится и который, на ваш взгляд, выстроил удачные отношения со своим ребенком. Посмотрите, что из этого выйдет. Может быть, новый образ поможет преодолеть неподвластные вам доселе барьеры.

Наши навыки самопомощи и конструктивного уважительного общения с ребенком будут просто необходимы в любой из этих периодов детского кризиса. Постарайтесь сделать так, чтобы навыки перерастали в привычки, ведь есть мнение, что наши привычки определяют нашу судьбу!

А вот еще на тему детского развития и психологии:

Почему дерутся дети, или как справиться с детской агрессией

«Мамы бьются, чтобы попасть в класс к престижной учительнице, словно она - богатый жених"

Ленивый ребенок, или как бороться с детской ленью

ezhikezhik, развитие, кризис, психология, дети, ежикежик, детский психолог

Previous post Next post
Up