Зачем учить таблицу умножения, если есть телефон? Зачем вообще ходить в школу? Если ребенку помогать - он сядет на шею? Почему дети ничего не рассказывают про школу? Обо всем этом знаменитый педагог Дима Зицер рассказал на своей лекции «Дети и школа: заставлять, помогать или не вмешиваться?». Мы публикуем лучшие моменты.
Фото: Прямая речь
Поколение наших детей намного труднее обмануть. У них всегда наготове вопрос «Зачем?». Зачем книги, если есть интернет? Зачем таблица умножения, если есть телефон?
Мы сразу думаем, как заставить учиться, как замотивировать ребенка. Но ребенок - не собачка. Я хочу пожелать всем родителям, у которых дети ходят или пойдут в школу, одного - осознанности, умения ответить на вопрос «зачем».
Дети рождаются с любовью к учебе. Ребенок тянет ручки, все трогает, везде лезет, хочет лизнуть горку. Это тяга к познанию мира. И когда через несколько лет родители жалуются, что ребенка ничего не интересует, кроме компьютера, остается спросить: «Как вам это удалось?».
В школу ходить незачем, если ребенок не занимается там самым главным - исследованием мира вокруг себя, исследованием себя, построением взаимодействий с людьми, со знанием, с большим миром.
Заставить ребенка ходить в школу можно только силой или обманом.Если человека заставляют делать что-то без объяснения, он становится безвольным г-ном. Или манипулятором.
Никто никого не оставит на второй год. Вас «парят».
Как сделать так, чтобы дети читали? Читайте сами. Это работает. Культура чтения - это не книга на тумбочке и не электронная читалка в руках. Культура чтения - это значит проводить вечера за чтением всей семьей.
Отношения родителей и детей - это отношения, основанные на любви. Это важно. Но когда ребенок идет в школу, родители меняют их на отношения начальника и подчиненного, они становятся не на сторону ребенка, а на сторону школы.
В жизни ребенка будет много людей, которые постараются испортить ему жизнь. И у него есть только один человек, который может попробовать этого не делать. Это вы.
Родительская функция - не в том, чтобы объединиться с другими взрослыми против ребенка. Родители должны любить. Любить - это не унижать. Любить - это не лишать человека того, что он любит. Любить - это не заставлять человека делать то, что ему не нравится. Если вы научите его в детстве любви, он научится взаимодействовать с миром.
Если ребенка обижают, задача родителей - защищать его любой ценой. Когда родители говорят: «Мы ничего не можем сделать», - это постановка вопроса жертв насилия.
Будьте всегда на стороне ребенка, даже когда он не прав.
Конечно, надо помогать, если ребенок просит. Это же ваш любимый человек, и он просит помощи. Но насильно помочь невозможно.
«Обнаглеет, на шею сядет» - это наши страхи. От любви не наглеют.
Ребенок сомневается, что вы его любите, когда вы говорите: «Ты что, сам не можешь подумать? Ну хоть немножко пошевели мозгами».
Ребенок ничего не рассказывает про школу, потому что вы ему ничего не рассказываете про свою жизнь. Начните разговаривать с ребенком про свои ежедневные дела и увидите, что он станет рассказывать про свои.
Вмешивайтесь! Мы «вмешиваемся» в жизнь ребенка, потому что мы его любим, потому что мы ведем общую жизнь. Но вмешиваться - не значит залезать грязными сапогами в то, что он любит. Вмешиваться - не значит отбирать что-то или оказываться на стороне сильного.
Если ребенок говорит, что ему в школе плохо, вы обязаны что-то сделать. Человеку, когда ему семь лет, не должно быть плохо. И в десять не должно. Подумайте, ребенок учится в школе 11 лет, это большая часть его жизни.
Что делать, если школа плохая? Меняйте школу, меняйте учителя. Не нашли по всей России нормальной человеческой школы - открывайте учебную группу, нанимайте учителя сами. Это все прописано в законе об образовании.
В России - один из лучших законов об образовании в мире. В России родители имеют право на все. Именно родители являются заказчиками образования. И, кстати, вам ничего не стоит уволить учителя, если вы этого захотите.
Полную запись лекции Димы Зицера «Дети и школа - заставлять, помогать или не вмешиваться» можно приобрести
здесь.