Перечитал на досуге Туманность Андромеды и Час быка.
В плане астрономии и кибернетики читать теперь, конечно, смешно и неловко. Многое оказалось не так, как предполагал автор. Впрочем, это беда многих фантастов. Тем более что писал Ефремов ещё во времена докосмические и фактически докомпьютерные. Но вот в социальном плане - совсем другое дело.
В отличие от своих западных и многих советских коллег по перу Иван Антонович описывает небывалый ранее тип общества. Другие фантасты обычно берут что-то существующее или существовавшее, немного видоизменяют и переносят во времени и пространстве. Ефремов смотрит шире. Он, палеонтолог, хорошо знает, как малые изменения, накапливаясь, могут давать переход на совершенно новый, непредставимый ранее уровень. И, заглядывая на тысячелетия вперёд, он и описывает непредставимое.
Общество Ефремова при всей своей всепланетной мощи хрупко. Земляне Часа быка, как пишет автор, подобны натянутой струне - и рвутся (вернувшиеся прожили недолго) от малой части нагрузок, под которыми сгибаются, душевно и духовно деформируются, но выживают самые стойкие из тормансиан.
Человек будущего должен быть тщательно и очень строго воспитан, причем процесс воспитания и самовоспитания там продолжается всю жизнь. Академия Горя и Радости совместно с целой сетью Советов тщательно следят за каждым членом общества. Звучит страшно, да? Но и за нами всеми - за каждым - следят рекламные роботы поисковых систем. Чья слежка лучше? Ведущая к саморазвитию и раскрытию творческих способностей или подсовывающая новые способы потребления, загоняющая в кредитную кабалу?
Итак, все следят за всеми и каждый за каждым. Как было, собственно, всю человеческую историю и предисторию. Но в сочетании с базовыми принципами этого общества: деликатностью и постоянной готовностью к помощи (высшее счастье - помогать) это даёт необычный эффект. Да, все ростки патологий психики, вплоть до естественного эгоизма и агрессивности, тщательно вычищаются, а что не может быть вычищено - сублимируется. Но то, что получается в итоге, язык не поворачивается назвать выхолощенным и однобоким.
В этом, мне кажется, великая сила ефремовской фантастики и - шире - коммунизма. Тут даётся картина будущего, к которому не только можно, но и стоит стремиться. Потому что альтернативой будет олигархический капитализм со своей высшей стадией - фашизмом, мировые и локальные войны и ни к чему новому не ведущие социальные потрясения.
Mirabile futurum, ne esto mihi durum,
Ne esto mihi durum, ne esto durum...
Click to view
Прекрасная Россия Будущего, кстати, - это тот же капитализм, только сбоку. Это не будущее, это наивные представления об прошлом, замаскированном под настоящее.