Jul 28, 2018 11:50
Вот черчу, я скажем, карту или какой другой чертёж. Черчу, разумеется, не на кульмане: на компьютере в ПО типа Автокад, МапИнфо, Кредо и пр. и т.д.
Как я его в это время воспринимаю? Как живое подвластное мне пространство, в котором я могу в любой момент приблизиться как угодно близко к любому элементу, изменить его, удалить, добавить новый; могу воспарить и окинуть всё оценивающим взором; потом приблизиться для детальной работы уже к другому элементу; могу выделить группу элементов и работать только с ней, игнорируя остальное. Это не похоже на всемогущество Бога: я создаю модель реальности и реальность, модель которой я создаю, задаёт мне очень жёсткие ограничения; не меньшие ограничения задают всевозможные нормы плюс параметры программы. Но в пределах этих ограничений власть моя довольно велика, а чертёж - в моём восприятии - не имеет пока ни масштаба, ни чётких размеров, зато постигаем на любую глубину.
Совсем по-другому воспринимается готовый чертёж, распечатанный на бумаге или в pdf. Готовый чертёж как будто теряет глубину. Виден он теперь лишь в одном масштабе, его объекты намертво зафиксированы и неподвластны изменению (разве что "здесь зачеркнём, здесь ручкой дорисуем"). Это больше не живое пространство компьютерной программы; более того, человек, рассматривающий чертёж, как правило, не его создатель и никогда его таким и не воспринимал.
И вот этот-то переход от восприятия автора (чертёж - это живое подвластное пространство) к восприятию пользователя (чертёж - это просто чертёж) при всей своей очевидности привлёк моё внимание только вчера. Жутковатое ощущение: я беру что-то, живущее в моих руках, и передаю его другим людям уже в неживом виде.
Другое дело, если я передаю чертёж в компьютерном виде; например, передаю результаты инженерных изысканий (топоплан) проектировщикам. Проектировщик обладает такой же властью: он точно так же готовит проект, как я готовил топооснову. Но мой топоплан он использует лишь как подоснову, без права изменения, и создаёт поверх него свой слой. Получается, только я обладаю властью над моим чертежом, и другой специалист воспринимает его уже совсем не так, как я.
профессиональное,
размышлизмы