Вчера, третьего тишрея, у нас в пустыне новый месяц давали - вот такой:
А сегодня на шабат у нас солдатик наш в гостях - вчера в два часа ночи позвонил: я в Иерусалиме. Как хорошо, что у нас автобус есть ночной в нашу деревню раз в час!
Поэтому моем шеи запекаем лосося и хлопочем. Остались бы одни - обошлись бы остатками новогоднего стола, но хлопчик у нас из рыбы только лосося признаёт. На поедание карпа (он же с костями!) смотрит, как на смертельный аттракцион или на привет из местечкового прошлого.
И на базар, как собиралась, не поехала - оладушки буду жарить, бабушка я. или как?
Я вообще-то не за продуктами собиралась, а так - потусоваться. Напротив рынка каждую пятницу и в предпраздничные дни, оказывается, концерты дают - поют пацанчики из «Пирхей Ерушалайм» - «Цветов Иерусалима».
Но я их в прошлый понедельник, перед Рош-а-Шана наснимала достаточно.
Знаю-знаю, что умиляться на выступающих деток в определённых кругах почитается за моветон, но мне ли в мои годы за бонтонами гоняться? - чем желаю, тем и умиляюсь.
Снимать только было трудно - не потому, что со смартфона, и не потому, что ручки кривеньки (есть маленько), а потому что поди ещё встань удобно, да найди ракурс подходящий, да чтоб перед тобой чьи-то руки и затылки не маячили (всё равно маячат), да чтоб самой ни перед кем не маячить - самостийных операторов здесь - каждый первый.
Но наснимала! И много! За один раз не выложишь - и хорошо.
А на сегодня выбрала я из всего концерта беспроигрышный израильский хит всех времён и народов «Тень пальмы». Я уже выкладывала как-то эту песню (да кто её только не выкладывал!) в исполнении маленькой молдаваночки Амелии. И написала тогда, что это песня Зоара Аргова - ну, так я (и не только я) привыкла думать. Это и в самом деле культовая почти песня, назначенная в классику «мизрахи» - восточной музыки. Её и Заава Бен замечательно-томно пела своим хрустальным голоском с переливами-«сильсулим». Но внимательные читатели меня поправили тогда (спасибо!), а потом и муж мой сказал: разуй уши-то! Это же настоящее танго - какой-такой Восток?
Я-таки разула не только уши, но и глаза, и оказалось, что авторство песни - целый детектив (с хорошим концом, не пугайтесь).
Песня была написана Эфраимом Фишелем Вайнштейном (1923-2004) в 1945 году. Эфраим родился в Польше, иммигрировал в Эрец-Исраэль в 1934 году (успел! - какое счастье!) и, за неимением денег на колечко с брильянтом, написал ее в подарок своей подруге, Ривке. Мелодию в стиле танго сочинил зять Вайнштейна, муж его сестры Малки, Хаим Кобрин (1912-1983). Ни разу не композитор, врач-терапевт из Витебска. Но на скрипочку, как и всякого приличного еврейского мальчика, его мама водила в детстве, конечно. Что сильно пригодилось в жизни - в 1933 году, когда он приехал в тогдашнюю подмандатную Палестину, с работой там было от плохо до никак, и он подрабатывал скрипачом в кафе в Тверии. Название «В тени пальмы» значится на оригинальной рукописи Вайнштейна, там же рукой Кобрина написаны ноты. Изначально в песне были четыре куплета и припев (сейчас исполняют в основном два, первый и четвёртый). Много слов не гонорара ради, а от избытка чувств. Лучшей наградой для автора было то, что Ривка согласилась выйти за него замуж, ибо писалось не за деньги, а от любви. Может поэтому от неё и плачут до сей поры.
Все эти годы песня жила своей отдельной жизнью. Меняла название: «Волшебная скрипка» (כינור קסמים), «Играй, играй же» (נַגֵּן נַגֵּנָה), меняла гендерную принадлежность - пелась от женского лица, даже страну исхода сменила, очень талантливо загримировавшись под тягучие мелодии Востока. Википедия утверждает, что у неё 92 версии - о как!
Авторство ее кому только не приписывали, вплоть до «музыка и слова народные».
А истинный автор как-то и не заморачивался - любимая женщина с ним, чего ещё желать?
Установление авторства - почти детективная история. Рон Вайнштейн, сын Эфраима отыскал оригинальную рукопись отца с нотами Хаима Кобрина.
А в 2014 году ACUM (союз авторов. композиторов и музыкальных издателей Израиля) инициировал арбитражное разбирательство под руководством бывшего судьи Теодора Ора. Завершилось оно в том же 2014 году, и в итоге судья Ор однозначно поддержал версию Рона Вайнштейна. Кроме того, было определено, что Вайнштейн и Кобрин будут зарегистрированы в ACUM как авторы песни и что наследникам авторов будут возвращены все гонорары от ACUM, поскольку имена авторов были неправильно записаны в 1999 году.
Не в деньгах счастье, конечно, но всё равно приятно.
А я после праздника, заканчивая по заказу один стихотворный перевод (за деньги - хо-хо!), так разогналась, что не могла остановиться, и, вырезая из километра отснятого перед праздником этот отрывок, сама не заметила, как его перевела, То есть я перевела два куплета, как их обычно нынче исполняют - первый и четвёртый. А цветики иерусалимские (от волнения, что ли) просто повторили один куплет дважды, но никто не рассердился - публика была не бонтонная и слезами плакала, что от неё и ожидалось.
Здесь пальмы тень, луны сиянье,
печалью полон голос скрипки ночной,
трепещут струны от страданья,
и льётся песня под луной.
Играй, скрипач, и будь что будет,
развей страдания во тьме, в тишине.
И я забуду -
с тобой разлуку, как во сне.
Играй, играй же! - как сладки звуки этой скрипки, словно сны.
Играй, играй же! - пусть голос мой достигнет лунной вышины.
Зачем, зачем же
твои уста меня пленили?
Зачем ты сердце покорила?
Зачем заставила страдать?
Умолк скрипач, луна померкла,
Но сердцем слышу песню я в тишине.
Понять не в силах я, поверьте,
за что так мир жесток ко мне?
Но даже сквозь туман разлуки
вновь проступают твои милые черты,
и скрипки звуки,
и снова о любви мечты.
Играй, играй же! - как сладки звуки этой скрипки, словно сны.
Играй, играй же! - пусть голос мой достигнет лунной вышины.
Зачем, зачем же
твои уста меня пленили?
Зачем ты сердце покорила?
Зачем заставила страдать?
Вам кто больше всех понравился, кроме волоокого красавчика-солиста? Мне - два фулюгана на подпевке - один конопатый, что позади (а ещё пейсы надел!), другой - рыжий, что рядышком. Они, по-моему, от души прикалываются и исподтишка пытаются солиста рассмешить. Как мои второклашки когда-то - все старательно запевают «Катюшу»:
- Расцветали...
...а любимый двоешник Мирошников прямо в ухо солистке:
- ...веники в подвале!
Да и то сказать, разве не смешно в эти годы: «твои уста меня пленили»?
Ничего-ничего - доживёте до солидных 22-х лет (столько было влюблённому Эфраиму), посмотрим, кто будет смеяться...
Ну, и браславский хасид в белой кипе на подтанцовке - вне конкуренции. Час танцевал без единого перекура перерыва - то-то он такой стройный в свои годы!
За качество ещё раз извиняюсь - (ворчливо) попробовали бы сами снимать, когда со всех сторон авоськи-тележки и сефардские тётеньки, всплёскивающие руками и роняющие слёзы.
Шабат шалом!