Линия красоты

Jan 21, 2008 12:46

Романы, получающие наиболее престижные литературные награды, как правило, бестселлерами становятся довольно редко. И хитроумными наворотами сюжета редко блещут, и вообще чтиво не из самых легких. Любим мы их, однако, вовсе не за это. Да и не так много этих премированных романов -- обладатели Букера в Британии, Гонкуров во Франции, у нас тоже что-то такое имеется, ну и Нобелевка есть еще в области литературы, да только ее в 99% случаев дают человеку, а не произведению. Поэтому, беря в руки очередной обладатель- букера-гонкуров-роман-вошедший-в-шорт-лист etc., можно примерно предположить, с чем столкнешься. Очень качественная проза, чуть вяловатый сюжет, хороший язык и почему-то практически в обязательном порядке легкая грусть в настрое текста. Все это в романе Алана Холлингхерста "Линия красоты" (Букер-2004) присутствует.
Роман принято считать скандальным, хотя на скандал в общем он не тянет совсем. Если это -- скандальный текст, то Уэльбеку там или Миллеру вообще надо не то что печататься, на улицу выходить запретить. Из "скользких" тем -- гомосексуализм, наркотики и СПИД. Не педалируемые и выпячиваемые, как у Уэлша, к примеру, а просто составляющие канву повествования. Про войну вот пишут? Пишут. И гениальные произведения пишут. И как в некоторых романах о войне сам факт ее наличия не является основным, а просто героям вот так случилось, жить и действовать во время войны, так же и у Холлингхерста герой просто является гомосексуалистом, употребляет наркотики, а друзья его умирают от СПИДа. Это просто _есть_. И не более. Никакой пропаганды, Мерлин упаси. И никакого морализаторства. И это приятно. Писать на "запретные" темы умеют немногие.
Действие происходит в Англии восьмидесятых, Тэтчер, золотая молодежь, дорвавшаяся до сомнительных удовольствий, старшее поколение, полное самых странных предрассудков и хранящее в шкафу миллион секретов...та самая Англия, еще старая, но уже далеко не добрая. Главный герой Ник -- умница, образованный мальчик из простой, но не без изюминки, небогатой семьи -- отец занимается антикварной мебелью, живя и работая в провинции. Гомосексуалист. Живет в доме друзей-аристократов, богатых и влиятельных. Вернее, в доме родителей этих друзей, с которыми тоже не все так гладко. Живет, никому абсолютно не мешает, даже наоборот. А вокруг с течением времени и по ходу романа все серьезно меняется, приводя в конце концов сразу к нескольким трагическим крушениям судеб как семей, так и отдельных людей. Очень жизненно (в хорошем смысле). И очень безысходно.
Стиль романа описать непросто. Разве что вот так: представьте себе Джейн Остин или Шарлотту Бронте, с холодной отстраненностью Драйзера препарирующую движения души главного героя, при этом герою безусловно сопереживающую, но без малейшей доли жалости. Что-то похожее на "Линию красоты" получится. Кстати, перевод неплох, хоть и издательство -- то-самое-которое. Во всяком случае явных ляпов не обнаруживается.
Хорошая книга. Пронзительная, тонкая, местами ироничная, без малейшего надрыва и очень многогранная. Рекомендовала бы всем ценящим хорошую прозу.

Вообще у меня сейчас период чтения и комментирования англичан. На очереди Диана Сеттерфилд (на одном дыхании прочитана) и Сюзанна Кларк (как только дочитаю "Теток из Прощай-Милосердие") Этак я и до перечитывания Моэма докачусь...:)

книги

Previous post Next post
Up