Ретро-гараж. Часть вторая, модельная.

Aug 12, 2016 09:56

Как я уже говорила, в музее "Ретро-гараж" в Перми кроме автомобилей собраны еще мотоциклы, масштабные модели, игрушки, техника советских времен и кое-что еще. Начну я, наверное, с моделей -- они выставлены в нижнем зале, там же, где настоящие автомобили. Самый эффектный кадр, пожалуй, вот:



В центре модель 1:8, рядом обычные игрушечные модели не знаю какого масштаба, а на заднем плане -- да-да, оригинал. ГАЗ М20 Победа. Модель -- точная копия настоящей. Как мне гордо сообщил смотритель музея Геннадий Васильевич (еще на входе, узнав, что я из Мск, радостно воскликнул: "Из Москвы! Так я теперь буду везде с вами ходить и всё рассказывать!" -- и не соврал), к ней даже гаечные ключи есть. Ларчик, правда, просто открывался -- как я потом выяснила, это продукт знаменитого издательства Де Агостини (которое журналы с куклами в костюмах, монетами и пр.), модель для сборки, которая по частям продавалась с журналом, в последнем выпуске как раз был набор инструмента. Но выглядит эффектно, и вообще.

Собственно, там много моделей от Де Агостини, но подборка ценна в данном случае не производителем,  а тем, что модели напоминают нам об оригиналах, многие из которых мы (те, кто сами до 1970-80 года выпуска) и не видели или не помним. Настоящая машина времени. Тем более, что вживую такую подборку по понятным причинам не увидишь нигде, а тут -- вот они, и скорая помощь, и коневозка, и экспериментальный автобус, все рядышком. Пойдем посмотрим, там помимо моделей еще много интересного, и даже самовар из книги-гиннесса. Про всё, что покажу, постараюсь рассказать, что услышала от Геннадия Васильевича и что знаю сама

Здесь советские "машинки", у многих наверняка хотя бы парочка таких в детстве была:



Вообще в СССР масштабные модели делали с 1969 года, при этом производителя было всего два -- саратовские "Тантал" и "Радон". Обычная история, 10% продукции оборонных предприятий должно было быть ширпотребом, поэтому кабельные заводы делали елочные гирлянды, а "Тантал", вообще-то выпускавший генераторы для систем вооружения, прославился вовсе не ими, а как раз "машинками". Потом к нему подключился входивший в то же НПО "Радон", который потом отделился и переименовался в "Агат", а "Агат" уже стал "Моссаром", под каким именем до сих пор и работает, однако цех по производству моделей в 2012 году был закрыт.

У этих моделек стандартный масштаб 1:43, как правило, открывается капот и дверцы (часто только передние). Детализация для такого масштаба очень неплохая -- внутренние детали проработаны, внешние -- сами видите -- вплоть до верхнего багажника. Производство было серийным, хотя практически сразу машинки стали обладать и коллекционной ценностью. Грузовые автомобили начали делать несколько позже и на других заводах. Ну а после перестройки всё стало гораздо проще, кто только ни делал машинки, с качеством сами понимаете как получилось, а вот Тантал-Радон-Агат-Моссар ценится с каждым годом всё выше.

Вот тут уже не "частники", а вполне себе социалистическая собственность:



На переднем плане разномастные "рафики" -- микроавтобусы РАФ (Рижская автомобильная фабрика), которых было очень много, использовались они в самых разных целях, что очевидно из фото. Стандартные пассажирские автобусы -- ЛиАЗы (Ликино), Икарусы (Будапешт) и т.д. Ну раз уж про автобусы, давайте еще покажу.



Впереди опять же рафики, тут в общем ничего примечательного, а вот на заднем плане -- очень интересный экземпляр, голубой вот тот. Это Икарус-Люкс, главный экспортный продукт Икаруса (кстати, у модели нехарактерные цвета, обычно люксы были стандартной икарусовской красно-белой гаммы). Две особенности, которые позволяют безошибочно отличить люкс от любого другого автобуса -- это выступающий сзади моторный отсек, делающий практически невозможным попадание выхлопа в салон, и центральная фара над лобовым стеклом.  По тем временам этот автобус скорее смахивал на космический корабль, чем на средство общественного транспорта. Использовались люксы как междугородние и туристические, могли пройти миллион километров без капремонта и вообще были настоящим чудом инженерной мысли своего времени.

Еще один весьма интересный экземпляр -- ЗиС-154, послевоенный продукт, относительно быстро снятый с производства и выведенный из эксплуатации по соображениям безопасности и сложности конструкции. Недоработанный ярославский дизель и неготовность механиков к обслуживанию сложной машины привели к его замене куда более простым ЗиС-155. А ведь у 154 была (внимание, 1946 год!) даже фактически коробка-автомат!



Сделан был автобус по лицензии GM. У него цельнометаллический кузов, двигатель в заднем отсеке и характерное расположение передней двери -- перед колесом, а не за. Сейчас "живых" таких машин всего две -- одна в Московском музее городского транспорта, вторая в Питерском музее электрического транспорта (им не совсем по теме, но кто ж упустит такую находку, тем более трансмиссия-то электрическая:) Модель в музее, скорее всего, производства Classic Bus, есть еще вариант от фирмы Vector Models, он поизящнее, но это не он.
Едем дальше. Тут уже не оригинальные с точки зрения инженерных решений конструкции, а любопытные образцы советской эпохи (я так понимаю, в основном от уже упомянутой Де Агостини). Как вам криминалистическая лаборатория?



Можете разглядеть табличку (ну бликует стекло, сорри)? Ну я вам так скажу, что там написано. ЗиЛ-118КЛ (1982) 1 экземпляр. Это правда, экземпляр единственный. 118К, который пустили уже в серию, стал более угловатым и с другой начинкой, позаимствованной из правительственных лимузинов. Но экспериментальный КЛ был крут безмерно, там вообще всё можно было делать -- конечно, при наличии устройств, из которых микроскоп -- самое простенькое, можно много чего наворотить. Плюс мобильная связь. Ну и всякие необходимые мелочи типа холодильника и портативного миноискателя. Кстати, этот единственный экземпляр вполне себе в МУРе работал полноценно.

Ну теперь нечто более "гражданское". Олимпиаду-80 кто-то помнит, кто-то нет, но наверняка все о ней слышали. И о том, что довольно много товаров и услуг было специально под нее сделано. Так вот вам олимпийская коневозка на базе ЗиЛ 133Г1:



Рядом, кстати, коневозка обыкновенная, сравните. Дело в том, что в олимпийской помимо шести пятизвездочных стойл еще и отсек, где два комфортабельных спальных места для сопровождающих, и отдельные отсеки для фуража и воды с трапами для подвозки этих продуктов. Уверяю вас, вы в поездах так хорошо не ездили, как те лошади.

Ну и еще немного бытовухи, тут всё ясно без комментариев:





На первом фото вон "В большом выборе ткани" и советский DHL, а на втором в окружении строительных грузовиков и бензовоза очень лично меня умиливший фургон с "МЯСО"м. Я еще помню такие...

Ну и коль скоро мы про бытовуху, пойдемте на второй этаж, потому что миниатюрки у меня кончились. Но только уже в следующем посте, потому что этот вроде бы получился вполне самодостаточным.

Ну вот, хотела написать один пост, получилось три, третий впереди еще. Надеюсь, вам было не скучно вместе со мной прогуляться back in USSR.

Всем хорошего уикенда, а я пойду писать про самый большой самовар и прочее околоавтомобильное. Ждите уже в понедельник ;)

Пермь, прекрасное

Previous post Next post
Up