Пермская художественная галерея. Деревянная скульптура и не только

May 25, 2015 07:20

Итак, обещанный цикл рассказов про интересное в Перми начну с Пермской государственной художественной галереи. Несмотря на то, что в Перми я четвертый раз, в галерею как-то не складывалось зайти, хотя по отзывам собрание весьма интересное. Что ж, теперь могу эти отзывы подтвердить. Интересное. А в определенном смысле -- уникальное.

Расположена на высоком берегу Камы в Спасо-Преображенском кафедральном соборе (бывшем), если не знать и не смотреть на указатели -- в жизни не догадаешься, что это не действующее культовое сооружение, а галерея. Судите сами:



Только сразу учтите -- это не обзор достопримечательности, не статья в журнал, а просто моя дневниковая запись.

В галерее на сегодняшний день пять экспозиций -- три постоянных и две временных. Постоянные -- это русская  живопись, западноевропейская живопись XV-XVIII веков и деревянная скульптура Пермского края. Правильнее, наверное, было бы говорить не "живопись", а "искусство", но фактически первые две экспозиции представлены живописью на 98%. Если верить сайту и указателям в самой галерее, то есть еще древнерусское искусство, но если верить своим глазам, то древнерусское искусство отсутствует. Но сайту лучше не верить, потому что на нём, например, не сказано, что каждая третья среда месяца -- бесплатный день, а на самом деле это так (мне как раз совершенно случайно повезло). Временные экспозиции сейчас -- это выставка «Тhe FACE. Эволюция портрета в фотографии» (современное искусство, как нетрудно догадаться) и выставка «Тыл. Железные башмаки», посвященная 70-летию Победы. Я кратко пробегусь по четырем экспозициям и подробно расскажу про деревянную скульптуру, потому что это совершенно ни с чем несравнимо -- хоть и занимает она всего один зал, ради этого зала в галерею стоит идти. Под катом ОЧЕНЬ много
Осмотр галереи проходит по этакой спирали -- первый этаж, потом подъем на второй, потом на третий, потом опять спуск на второй, потом опять на первый. Сейчас первый -- это выставка к дню победы и русское искусство, второй -- фотовыставка и западное искусство, а третий -- та самая скульптура. Но на самом деле жесткого порядка нет, бродить можно как угодно. Ко всем экспонатам можно подходить (не прикасаясь, разумеется), фото (без вспышки) и видео без ограничений. Давайте по порядку.

Итак, выставка «Тыл. Железные башмаки». Пермь с этой точки зрения довольно интересный город, поскольку в годы войны туда были вывезены экспонаты многих музеев обеих столиц, довольно значительная часть ценных изданий из Ленинки, туда переезжали театры, художники...короче, город стал одним из своеобразных культурных центров в эвакуации. Кроме того, непосредственно в галерее работала мастерская, придумывавшая и делавшая агитплакаты.





Кроме плакатов, много экспонатов другого рода --  костюмы из театра, не прекращавшего работать всю войну, письма, документы, предметы быта...Если кто-то воспринимает войну исключительно как боевые действия, ему очень стоило бы посетить эту или подобную экспозицию. Хотя чревато разрывом шаблона, да. Интересно, что почти половина экспозиции собрана силами самих жителей Пермского края -- люди приносили и привозили то, что у них в семьях оставалось со времен войны, то есть выставка получилась в самом прямом смысле народная.

Теперь несколько залов русского искусства. Как это свойственно коллекциям нестоличных хороших музеев, имена широко  известные, а вот картины не очень.  Куинджи, Грабарь, Шишкин, Поленов, Верещагин, ну и куда-без-него Айвазовский -- все и многие другие здесь. Причем названия этих полотен хоть и не на слуху, но они какие-то очень характерные, не перепутаешь. Но грузить вас полотнами я не буду, покажу только одно -- "Генуэзскую крепость" Богаевского, которого я очень люблю. Это. кажется, единственное крупное полотно его, которое не в Крыму и не в столицах хранится:



Можно бы было красивую фотографию в интернете найти, но вот так, криво, в этом отвратительном качестве и необрезанном виде она лучше передает мое первое впечатление от встречи в ней в реале. Ну и что, что Богаевский -- крымский в первую очередь художник, можно подумать, в Перми Крыма нет. Очень даже есть, прямо "у нас в Закамске".  Кто не верит -- проверяйте гуглом сами. Не найдёте -- так и быть, подскажу.

Но вернемся к галерее. Что запомнилось и отметилось --  во многих русских и западноевропейских залах работают студентки-художницы.



Их не просто пускают -- всячески содействуют. Было их шесть человек, а седьмая уже собиралась. Почему-то очень приятно было на них смотреть. И почему-то очень жалко, что только девочки.

Дальше современное искусство, та самая фотовыставка. Честно признаюсь, для меня современное искусство заканчивается где-то на Магритте, так что здесь я вам ничего интересного рассказать не могу. Ну фотографии. Ну должны "заставить задуматься". Ну что-то там передают. Единственное фото снято для примера, и то потому, что там очевидный рентгеновский снимок, стало интересно, что к чему. Кстати, бесплатный совет всем френдам-врачам -- вы попробуйте как-нибудь на досуге пробиться в художники. Правда, даже снимки МРТ уже в "искусстве" вовсю  используются, но должно же быть что-то еще неохваченное, обязательно должно. Думаю, у травматологов особо хорошие перспективы, ну или у хирургов-офтальмологов, к примеру -- представляете себе арт-объект "Зеркало души"  с такой точки зрения, а? То-то. Рентген этот вот он, кстати:



Про западно-европейское искусство рассказывать особо нечего, великие имена встречаются только в контексте "Такая-то площадь такого-то города. Школа такого-то. Тысяча такой-то год", среди неизвестных широкому кругу живписопотребителей нет тоже ничего, чтобы вот ах! Хотя чтобы представить (если для новичка) характерные особенности того или иного периода и региона -- очень даже хватит. Понравилась небольшая занятная деталь: залы сгруппированы по странам, на полу в каждом зале соответствующая карта:



Ну и наконец к самому-самому -- к тем самым деревянным храмовым скульптурам. Поднимаетесь на третий этаж, вас встречает чудом сохранившийся иконостас, перевезенный из Пыскорско-Ласьвинского монастыря. Говорят, изначально его сделали таким большим, что он не влез в церковь, пришлось масштабировать и уменьшать. Не знаю, насколько правда, но увидев нынешние размеры, могу запросто поверить.



Сначала маленький экскурс во всякое. Вы наверняка слышали, что в православии никогда особо не приветствовались объемные изображения святых, и объяснений тому масса, а единственно верного, как всегда, нет, от всего понемножку. Культовые православные скульптуры в незначительном количестве присутствуют кое-где на северо-западе (в Вологодской области, например), но вот такого собрания, как в Перми, нет нигде. Самая устоявшаяся точка зрения на этот феномен -- "в Перми были слишком сильны языческие традиции, поэтому пермяки просто заменили своих идолов на православных святых, а попы не стали им особо мешать, поскольку лучше уж потерпеть скульптуры, чем религиозные бунты". Так-то оно так, языческое наследие не просто проявляется в этих скульптурах, оно там чувствует себя вполне на равных правах, однако не всё так просто.



Христос в темнице, или Полунощный Спас -- наверное, центр экспозиции, хотя и находится в углу. Подобных сюжетов в экспозиции четыре (на один зал это много, пока просто отметьте этот факт), эта скульптура, пожалуй, самая необычная. Многочисленные сцены распятия, да и вообще страстей Христовых, абсолютно преобладают в экспозиции. Не святых -- что было бы гораздо характернее для православного канона. Большинство датировано концом 18 - началом 19 века. Это ли не влияние католического религиозного искусства, вместе с проникающим из Европы же барокко и классицизмом -- как всегда, на пару веков позже? И посмотрите на Христа -- что в этой позе напоминает языческого идола? Да она даже для классической католической иконографии и скульптуры нетрадиционна -- со сложенными руками, скрещенными ногами и опущенной головой.

Получается примерно как. Действительно, объемные изображения церковью категорически не рекомендуются с начала Синодального периода, но! -- как мера борьбы не с язычеством, а по вполне понятным причинам получающим широкое распространение католичеством. Однако, что интересно -- непосредственно скульптуры нигде и никем не запрещены. В немилости только резные и изваянные иконы. Это немного оправдывает Дмитрия Титовича Домнина, автора шедевра, который вы можете видеть ниже:



Господь Саваоф, конечно. Которого на иконах изображать в виде человека с 1667 года (Большой Московский Собор) запрещено. А тут не просто человек. Вы вглядитесь: молодой, полный сил, красивый мужчина, воин, с античными или возрожденческими пропорциями и чертами лица. У него даже усов нет! Треугольный нимб (прошу прощения. на этом фото не очень видно. но он там есть) в общем тоже не очень характерен для православия. На иконе такое, конечно же, недопустимо. Но ведь это и не икона, это скульптура. В качестве бантика -- посмотрите, что у него в руках ;) Тоже не уникальный момент. но довольно редкий. В общем, простите меня за кощунство, но если Бог-Отец и вправду так выглядит, я понимаю причину быстрого и тотального завоевания христианством мирового господства когда-то тогда :)

Но всё-таки и святые не совсем обделены вниманием. Разумеется, самый почитаемый на руси святой -- Николай Чудотворец, который считается в том числе покровителем Перми -- здесь представлен, причем в образе Николы Можайского,  с мечом в одной руке и градом в другой. Кстати, на площади перед галереей стоит совершенно недавний памятник тому же св. Николаю (2008),  но в традиционной форме с Евангелием в руке. А в галерее вот какой:



Очень живой. Рядом с ним даже страшновато. У него на бороде каждый волосок прорезан, да такое впечатление -- если подольше посмотреть -- что еще и шевелится от дыхания. Вот сейчас сойдет с места, ткнет тебя совсем легонько мечом и спросит строго: "Ну и что ты здесь делаешь? Не в этом зале, а здесь, в этом мире?"

Кстати, про "сойдет с места" Я не знаю, насколько это правда, но говорят, что еще каких-то пару-тройку веков назад местные верили, что скульптуры эти -- да что там, просто боги, ведь особой разницы между богом и его изображением нет не только для языческого, а в принципе для религиозного сознания -- периодически сходили со своих обычных мест и отправлялись по своим божьим делам -- где чудо совершить кому надо, где наказать кого попало, и так далее. Поэтому скульптурам, в особенности Николаю, приносили и надевали на ноги обувь. И по поверью, она стиралась -- чуть не по восемь пар в год. Легенда, конечно, но очень занятная. А вообще забавно -- с течением времени сомнения возникают уже не в правдивости легенды, а в том, что сама такая легенда существовала...этакое метасомнение.

А вот в существовании как минимум ангелов один человек точно не сомневался. Звали его Никон Максимович Кирьянов, жил он в деревне Габово Карагайского района. Вроде бы был человек большой души и большого таланта, его руками изготовлены несколько сотен (точное количество неизвестно) скульптур, украшавших  часовню Габово. Как говорят, мечтал построить рай на земле, оттого наделил своих ангелов лицами -- а заодно и профессиями -- односельчан.  Может, и так. В экспозиции самая, наверное, эффектная группа -- Страстной ангельский чин (на переднем плане, не умею так снимать, чтобы всю группу и ничего лишнего, сорри):





Да, примитивизм в его идеальном выражении. Очень здорово, очень впечатляет. Хочется ходить и рассматривать, но...

Тут начинается реплика о самом большом негативе в галерее. Нет, что-то кое-как подписано, но конкретно в этом зале информации на подписях чудовищно мало. Вот эти ангелы, например, не подписаны вообще. И тут вторая порция негатива -- смотрительницы. Обычные бабушки как во всех нормальных музеях. Таким же всегда только дай про свой музей и его экспонаты рассказать, не-с-па?

Никогда, ни в одном музее мне такое не встречалось. На входе, конечно, любезно говорят, куда пройти и как, со вспышкой нельзя, руками не трогать. Пока всё нормально. На втором уже этаже наблюдаю диалог между вполне интеллигентной посетительницей (П) и смотрительницей (С):
П: -- добрый день, а у вас вот книга отзывов лежит, можно отзыв оставить? Мне так у вас понравилось...
С: -- Что? Не поняла! Вы чего хотите!
П: -- Отзыв оставить. В книге. Это же книга отзывов у вас?
С: -- Да я не знаю, кто чего тут оставляет, какие книги, вам что нужно? Я на вопросы отвечать не обязана!
П: -- Нет-нет,  я всё поняла. *очень спокойно* А зачем вы тут находитесь?
С: -- Как зачем? Смотреть! Чтоб руками не трогали!

Ну, думаю, редкое исключение. Может, она нелюбимая тетушка главного инженера местного ЖЭКа, которую директор галереи взяла по блату, чтобы она дома не маячила. Но нет, дальше уже со мной та же история в том самом зале скульптур.

Я: -- Добрый день, вы не могли бы подсказать мне, как называется вот эта скульптурная группа *собственно, это и был Страстной ангельский чин, как я потом выяснила уже в интернете*, она не подписана, там ни одной таблички.
С: -- Да вон всё написано, идите и читайте *показывает на стенд с кратким описанием истории экспозиции, где про конкретные скульптуры вообще ни слова, только как и когда формировалась коллекция*.

Потом эксперимента ради еще пара простых вопросов к другим смотрительницам в других залах -- увы, с тем же результатом. От грубости до вежливого невежества. При моей максимальной корректности и самых стандартных вопросах, которые у меня действительно возникали, без подковырок. Непонятно и неприятно.

Но по сравнению с общим впечатлением -- это мелочь, не заслуживающая внимания, точно вам говорю. Просто предупреждаю -- будете посещать, с тётеньками даже не заговаривайте.

За бортом рассказа осталось многое -- и Христос с лицом татарина, и несколько интересных сцен распятия, да и история коллекции абсолютно не освещена. Но и так вроде бы плохих фото и субъективного текста много :)

В целом звание мини-Эрмитажа, как иногда называют Пермскую галерею, практически оправдано. Разные стили, разные эпохи, довольно сбалансированное размещение, богатая (для места и времени) коллекция с абсолютно уникальными элементами. Совершенно не жаль времени на посещение. Опять же лично у меня до сих пор этот деревянный Саваоф стоит перед глазами, настолько впечатлило. Будете в Перми -- обязательно советую. Полтора часа для беглого осмотра вполне хватит.

Хорошей недели, и да пребудут с вами деревянные боги! :) Завтра про зоопарк расскажу :)

Пермь, прекрасное

Previous post Next post
Up