Хоть я вчера и обещала закрыть тайскую тему, но эту историю не рассказать не могу, уверена, что хотя бы нескольким френдам будет интересно. События уже многократно обыграны и в кино, и в литературе, но...давно это было.
Квай -- она же Khwae Noi -- река на, условно говоря, Северо-Западе Таиланда, местами подходит к границе с Бирмой, но нигде ее не пересекает. Река как река, красивая, относительно чистая, но дело совершенно не в этом. Знаменита она железнодорожным мостом и его трагической историей.
Железная дорога на фото -- т.н. "Дорога смерти", название, разумеется, придумали, чтобы туристам нервы пощекотать -- была необходима японцам во время второй мировой войны для того, чтобы проложить себе путь в британскую Индию. Разумеется, большая часть дороги должна была проходить по территории Тая -- это оправдано чисто географически. А надо заметить, что Тай до 1943 года умудрялся удерживать нейтралитет. Но каким-то неведомым образом японцам удалось так прижать местные власти, что разрешение на строительство они получили. Ну а чьими силами во время войны осуществляются такие стройки, объяснять не надо, да?
Пленных не жалели и не экономили. Числа называют разные, но если усредненно считать, то около 120 тысяч жизней японцы там положили. Местных, разумеется, тоже, но свозили туда и пленных англичан из Сингапура и других регионов, потому что ну очень была нужна японцам эта дорога. А среди пленных-то имелись и офицеры с инженерным образованием...вот дорогу, которая требовала четырехлетних работ, построили за 17 месяцев.
И всё зря.
В начале 1945 союзники мост разбомбили к чертям собачьим. Он не прослужил и двух лет.
Сейчас он восстановлен, по нему ходит полутуристический поезд, который, тем не менее, вполне рейсовый, добраться на нем из п.А в п.Б (из Бангкока в Нам Ток и/или обратно) вполне можно. Сто рублей стоит. Вот он, этот поезд:
Ну и самое веселое --
Теперь интересное, что не всегда говорят туристам. Во-первых, "мост через реку Квай" -- это миф. Автор одноименной книги, Пьер Буль, никогда не был в Тае, и реки тупо перепутал. Он знал, что та самая железная дорога идет параллельно Кваю, вот и решил, что мост должен быть через эту реку. А ни фига. Мост-то через Май Клунг, соседнюю реку. Но что было делать -- книга выпущена, фильм тут же снят, толпы туристов хотят видеть знаменитый мост через Квай. А нету. Пришлось тайцам спешно переименовывать Май Клунг в Kwae Yai (Большой Квай), потому что маленький Квай у них уже был. Кстати, фильм снимали вообще в Шри Ланке.
Еще деталька. Не знаю, как сейчас, но в 1998 году британские ветераны дали понять императору Японии, что многие приключения времен второй мировой не забыты и не прощены -- во время его визита в Англию группа ветеранов демонстративно повернулась спиной к проезжающему кортежу с Акихито и королевой Елизаветой. Фото обошло весь мир (не нашла, к сожалению, поэтому основываюсь только на источниках), циничные журналисты даже шутили, что "это был единственный эпизод, которым запомнился визит императора". Среди ветеранов были и те, кто выжил на Квае.
В Бангкоке есть еще мост имени тайско-японской дружбы. Как справедливо заметил Саботаж, "если где-то открывают что-то имени чьей-то дружбы, скорей всего, никакой дружбой там и близко не пахнет". Это правда, тайцы сильно недолюбливают японцев. А мост вот, кстати, только его не видно ни хрена, потому что там снимать неудобно:
А вообще Квай очень симпатичная речка. И плавучие отели на ней прекрасные. Это только руссо-туристо могут жаловаться на слабый напор воды в душе и прочую сырость и холод. А мне все понравилось. Единственно что, я ожидала, что не будет электричества, но его полгода назад как раз провели. Всю романтику убили, сцуки:)
Вот как-то так. Только если возьметесь вдруг читать книжку или смотреть фильм "Мост через реку Квай" -- прошу вас, делите все на десять, довольно однобоко история представлена. Хотя читается отлично -- для тех, кто в детстве зачитывался жюль-верном (как я, например):))