У меня с конца августа твёрдое, неколебимое; даже не так - естественное, само собой разумеющееся, как про смену времён года, или там, не знаю, земное притяжение - знание, что мы УЖЕ победили. Украина, но типа не только она, а вообще МЫ - нормальные чуваки, которые должны жить на этой планете, потому что мы - про деятельную любовь, благодарность и радость, а не всёвотэтовот. Я в курсе, что факты пока совершенно другие, концы с концами у меня явно не сходятся. Тут самое время сказать: "и это сводит меня с ума", - но нет. Почему-то не сводит. Меня чот вообще нихера не сводит с него. (Может, зря.)
Говорили с другом, что жизнь сейчас похожа на бесконечный подъём по лестнице (например, к монастырю в горах), конкретно на тот этап, когда уже так давно поднимаешься, что больше не понимаешь, сколько ещё осталось, почти не помнишь, как путь начинался, совсем не уверен, что в конце лестницы будет храм, так устал, что уже почти всё равно, закончится ли хоть когда-то подъём, или так теперь будет вечно, но особо об этом не думаешь, а просто идешь.
Время Лестницы. Такой период сейчас.
Ян, когда-то продавший мне свою картинку, но не приславший её, потому что у нас то чума, то война, пишет из Грузии, куда, к счастью, уже добрался: "Кстати твою картину не забыл с собой схватить! Трусы забыл взять, а картину нет".
И это всё, что надо знать об уезжающих сейчас из РФ.
Ответ на вопрос "кто виноват" - нет, не это ваше богомерзкое путено, вернее, не только путено и другие мёртвые твари из правительств разнообразных стран. А послушные обыватели, каких подавляющее большинство. Они везде примерно одинаковые, с поправкой на исторически сложившиеся традиции и культурный контекст. Кто угодно мог оказаться на месте немцев в тридцатые, или русских в двадцать втором (на самом деле четырнадцатом), просто вот так сложилось, кому-то больше не повезло.
Уникальность (и ценность) Украины для всего мира заключается в том, что при всех своих недостатках нынешнее украинское государство - следствие удавшегося, успешного бунта граждан против нежити из правительства. В двадцать первом веке это, кажется, единственный положительный пример. Майдан, если кто не помнит (или просто не знал), начался с того, что менты избили протестовавших студентов. Майдан начался с послания: нас бить нельзя. И победил (что победа досталась сраным политикам, которые продолжили тупо грести под себя, как привыкли, для меня огромная боль, но сам факт победы это не отменяет, победа была). Мне кажется, именно поэтому (в большей степени, чем по рациональным причинам) Украине не помогали в четырнадцатом и так мало помогают в этой страшной войне. Слишком уж украинцы крутые. Стрёмный пример для покорных граждан евро- (и не только) совка.
Ещё и поэтому надо, чтобы Украина устояла и победила. Как символ успешной борьбы за свободу, как напоминание, что люди должны сражаться за собственное достоинство, как шанс и пример.
Меж тем на одной из ступенек лестницы (по которой, как было сказано выше, мы все сейчас понимаемся, предположим, что всё-таки не на крышу небоскрёба, чтобы оттуда прыгнуть, а в горный храм) мне встретился мастер Ромас, автор
вот этой потрясающей выставки. Выставка уже закончилась, и он обещал мне свою картину (самую крутую, сфотографировать её невозможно, потому что там чёрным по чёрному) - не подарить, но отдать на хранение, повисеть. Завтра заберу и йолки, это отличный ответ на вопрос, зачем (мне) продолжать жить. Всё-таки нет для меня ничего важнее искусства (того, что я соглашаюсь признать искусством). Ради него одного (и художников, и тех зрителей, чьё восприятие и понимание создают феномен искусства) имеет смысл длить этот мир. Потому что всё, решительно всё тут надо бы родить заново, но искусство можно оставить (нельзя не оставить) как есть.
Ромас говорил, что ему предложили сделать новую выставку, а ему неохота и лень, пришлось объяснять, уговаривать, практически стучать кулаком по столу. Потому что каждому художнику надо, чтобы на него орали время от времени, что он, сцуко, гений, а его работы - событие, изменившее как минимум одну жизнь - да вот хотя бы мою. Как изменяет жизнь любое значимое событие типа путешествия, или романа (ну, например).
И вот такие штуки для меня - настоящее, неподдельное счастье. И что ору на художников, и что они за это картины дают повисеть, и просто хорошие выставки, типа той, что сейчас в Титанике, и когда далёкие друзья присылают фото своих новых работ. И похуй уже эта бесконечная лестница, ладно, надо так надо, идём.