Обыватель, до сих пор шарахающийся от нефигуративных искусств с бормотанием: "мойрибёнактакнарисуед", - читай: "Господи, спаси, сохрани и помилуй убери от меня вот это навсегда", - был бы фраппирован; ладно, просто обескуражен; ладно, ладно, всего лишь обижен, узнав, что ещё в 1961 году (одна тысяча! девятьсот! шестьдесят первом! то есть полвека с гаком назад) так называемые новые дикие, то есть Базелиц с Шёнебеком (Georg Baselitz, Eugen Schönebeck, не ленитесь, гуглите обоих, кто ещё не, есть чо зазырить) по молодости и излишнему усердию провозгласили манифест, сметающий с лица земли скучных, устаревших абстракционистов; никого они не смели, конечно, всё не так просто, даже от сотни манифестов самых новых и самых диких старшие товарищи и предтечи никуда вот так сразу не сметутся, но сам по себе факт прекрасный и очень, очень смешной - то есть, это же правда ужасно смешно, что всякие там художественные языки, представляющиеся информационно невинному обывателю неприятными новшествами, на самом деле, давным-давно стали общим местом, скучной филистерской классикой и успели далеко не по разу возмутить буйную художественную молодёжь.
Вопрос: что делать в этом хаосе зрителю, как разобраться, угнаться, не раздражаться, не обозлиться (злиться на нитакие искусства - последнее дело, потому что очень уж смешно и убого выглядит со стороны)? Отвернуться, плюнуть и забыть - самый простой выход, но никуда не годный, и даже не потому, что художнику нужен зритель (нужен, но это его проблемы), а потому, что в этом мутном омуте нового, новейшего и ещё нерождённого, завтрашнего искусства столько сокровищ, что нерационально было бы вот так сразу, разобидевшись на обилие информации и скорость её потока, отказаться сразу от всего. Многие сейчас отмахнутся - чего мы там в этом болоте из говна и тряпок не видели - отмахивайтесь на здоровье, конечно, только имейте в виду, что более простых способов мгновенной коммуникации неподготовленного, нетренированного сознания с духом, чем разные искусства пока не изобрели, а современные, новые, актуальные формы искусства (в своих высших проявлениях, конечно, не всё подряд) - это специальные актуальные формы коммуникации для современных, то есть, сформированных текущей эпохой сознаний, вот и ответ на вопрос, чего там не видели. А зачем человеку связь с каким-то там духом, думайте сами, кто не додумается, не огорчайтесь, перед смертью мы все получаем ответ на эту загадку, на краткий, кратчайший миг.
Ну, в общем, вопрос, что делать потенциальному зрителю в хаосе стремительно сменяющих друг друга течений, направлений и форм художественных высказываний, действительно существует, и он гораздо серьёзней, чем может показаться, и актуален - ладно, на практике не для всех, но по большому счёту, всё-таки для всех. Так вот, я знаю ответ. Не собственной головой придуманный (такой бы никуда не годился - что я, собственно, знаю про устройство людей - ничего, и то не всё), а случайно вычитанный в комментариях к одной из записей юзера
shakko_kitsune; её, я думаю, все и без меня знают, она подвижник и просветитель (не преувеличиваю и, тем более, не иронизирую, а просто говорю, как есть), но речь сейчас не о ней, а об одном её комментаторе, который в очередном просветительском посте (про Шагала) написал:
это (как и многое из "непонятного искусства") любопытный взгляд на реальность, который заставляет увидеть привычные вещи в неожиданных сочетаниях и с необычных сторон. Это, мне кажется, лучший в мире ответ на вопрос, что делать с неприятно непонятными искусствами (хотя, конечно, не только с ними, это у человека получился универсальный ответ вообще про всё). Менять внутреннюю оптику, вот что делать. Менять испуганный, раздражённый, непонимающий, самодовольный взгляд на заинтересованный и любопытный (и в идеале, заранее благодарный за всё, что "не так"). Как только оптика сменится, весь этот враждебный мир избыточной, запутанной информации о непоймичём станет дружественным. И начнёт работать на вас.
Вот такой переполненный сложной информацией чувак от художника Шёнебека (а то его другана Базелица всё-таки более-менее все знают, а Шёнебека даже я почти нет) в награду тем, кто дочитал до конца: