Не мог не перепостить. Оригинал
здесь.
Поскольку параноиков нельзя заставить преодолеть их внутреннее сопротивление и они все равно говорят только то, что им хочется, именно при этой патологии письменный отчет или опубликованная история болезни могут заменить личное знакомство с больным.
Зигмунд Фрейд.
Вопрос психического здоровья губернаторов - далеко не праздный. Человек, который руководит целым регионом, определяет развитие территории, где живут миллионы людей, просто обязан быть здоровым. Рассмотрим на примере конкретной области - Липецкой.
До недавнего времени о недуге губернатора этой области Олега Петровича Королева особенно и не говорили, но с развитием интернета скрывать это уже практически невозможно. В сети распространено видео выступления Королева на молодежном форуме, организованном за бюджетные деньги «Молодой гвардией «Единой России» под знаком Общероссийского народного фронта. Для начала губернатор заявил, что Советский Союз разрушили некие дураки в 2000 году. Может, он имел ввиду Владимира Путина, который в этом году стал Президентом? Далее Олег Королев продолжил ругаться, заявив следующее: «Гитлеру - по морде дали, Наполеону - шею свернули, а своим отечественным идиотам никто не удосужился морду набить?» Кто именно эти «отечественные идиоты», которым нужно непременно «набить морду» - Королев не уточнил. После такого фееричного начала губернатор рассказал об истории Соединенных Штатов Америки: «американцы перерезали всех индейцев, сняли скальп с них. И говорят: мы - Американцы». Именно так, похоже, и произошло становление США. Потом Олег Королев признался, что вообще забыл, зачем приехал на форум. Можно было бы сделать обычный для русского человека вывод: «кинщик был пьян», если бы не одно "но": идею о том, что некие идиоты в 2000 году разрушили Советский Союз, Королев повторяет достаточно часто. Так на митинге по случаю Дня народного единства 4 ноября 2011 года он практически слово в слово повторил этот же тезис.
Из медицинской энциклопедии: Парано́йя (греч. paranoia умопомешательство) - хронический психоз в форме постепенно развивающегося систематизированного интерпретативного бреда различного содержания при отсутствии снижения интеллекта, отчетливых изменений личности и сохранении приобретенных знаний. Паранойя алкогольная - хронический бредовой психоз, развивающийся у больных алкоголизмом. В большинстве случаев - систематизированный бред ревности, иногда - связанные с ним идеи преследования.
На собрании координационного совета Общероссийского народного фронта региона Олег Королев заявил, что в Липецкой области народный фронт создавался еще в 90-е годы: «У всех нас было общее желание преодолеть экономические проблемы».
На митинге 4 ноября Королев сообщил: «Я был у истоков идеи создания всероссийского праздника, приуроченного к освобождению от последнего нашествия России,… Дня народного единства».
Из словаря Э.Мура: Такие люди полагают, что случайные события имеют к ним какое-либо отношение (концепция центральности). Человек может страдать генерализированными бредовыми или ограниченными представлениями - например, о том, что кто-то хочет навредить ему или кто-то имеет связь с его женой. Такие идеи не поддаются коррекции посредством проверки реальности.
Особый интерес представляет тезис о том, что кто-то непременно хочет навредить больному. Именно он напрямую повлиял на многие события в Липецкой области.
Разложить события последних десятилетий и систематизировать знания о болезни Олега Королева можно с помощью открытых источников. Обратимся к становлению личности губернатора. Родился Олег Королев 23 февраля 1952 года в небольшом селе Тербуны Липецкой области. Отец - инженер МТС, участник трех войн. Мама - бухгалтер. Он был пятым ребенком в семье. Жили дружно, но тяжело. По словам Королева, у него обостренное чувство справедливости. Ему даже не позволили окончить десятилетку - только восьмилетку. Как пишут биографы липецкого губернатора, «в круглом отличнике Королеве учителя видели «диссидента». Их не устраивала прямота, привычка «резать» в глаза «правду-матку», а при случае занимать сторону гонимых и обиженных. Сам Олег Петрович считает - это от деда, Королева Ивана Ивановича. Тот был… (цитируем) "единственный, кто открыто в этих местах выступил в годы коллективизации против несправедливости, сопровождавшей раскулачивание крестьян».
Из медицинской энциклопедии: Парано́йя борьбы́ - Паранойя с повышенной активностью, фанатизмом, направленными на защиту мнимо попранных личных или общественных прав.
Из Большой Советской энциклопедии: В судебно-психиатрическом отношении надо отметить возможность преступления у параноиков вплоть до убийства, в особенности на почве преследования. Параноик может мстить своему преследователю, может постараться от него освободиться.
Инволюционная паранойя возникает у людей в 45-60 лет, что полностью соответствует указанным нам временным рамкам.
В 1998 году Олег Королев, переживший два путча, снятие с должности за участие в митинге, шок от "неискренности политиков в Москве", возглавил Липецкую область. Ему было 46. А уже через два года губернаторская вольница в России заканчивается. К власти приходит Путин, выстраивающий вертикаль, в которой губернаторы-политики, тем более - оппозиционные, не нужны. Нужны хозяйственники. С этим как раз у коммуниста и партийного деятеля Королева всегда были проблемы.
Дотошные журналисты как назло не признают экономических успехов Олега Петровича. В 1999 - 2000 году «Новая газета» публикует серию материалов, в которых говорится о снижении уровня жизни в Липецкой области и о том, что Королев «не годится в губернаторы». А в последней статье Игоря Домникова «Мандолина в кустах», вышедшей в феврале 2000 года, журналист рассказал о личности Королева. Но - вот главный ужас этой истории! - об истинном отношении Королева к Путину, которого липецкий губернатор и подконтрольные ему СМИ "мочили", упоительно, сладострастно, причмокивая над каждым словом, упоминая его связи с Березовским, Чубайсом, ненавистными олигархами, ну и т. д....
Игоря Домникова убили в мае 2000 года... Исполнителей нашли, а в отношении заказчиков дело не расследовано до сих пор. Обращавшийся к частным детективам главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов открыто в присутствии чиновников администрации Президента объявил заказчиками преступления Олега Королева и тогдашнего вице-губернатора Сергея Доровского. Первый канал даже снял публицистическую программу на эту тему - «Красный туман», но она так и не вышла в федеральный эфир. Королеву пришлось от давнего друга избавиться - Доровской покинул пост заместителя главы администрации, а вот люди из его команды чувствуют себя вполне. Но об этом позже.
Комплекс неполноценности - термин индивидуальной психологии Альфреда Адлера, одного из ближайших учеников Фрейда. Адлер писал: "Наиболее распространенная форма, в которой возникающее в детстве чувство неполноценности пытается избежать разоблачения, заключается в возведении компенсаторной надстройки, помогающей обрести устойчивость и добиться превосходства в жизни (...) Человек борется за свое признание, постоянно стремится вырваться из сферы неуверенности и чувства неполноценности и добиться богоподобного господства над своим окружением"
После событий, связанных с расследованием дела об убийстве журналиста Игоря Домникова, администрация постепенно полностью преобразилась. Так появились новые заместители - застенчивый Божко, контролирующий финансовые потоки, серая мышка Салогубов, отвечающий за особые экономические зоны… ну и конечно, Павлик. На фоне председателя областного Совета Павла Путилина Королев смотрится как IQ нобелевского лауреата Жореса Алферова на фоне IQ Джигурды. Политическая поляна зачищена. Пьянство, проблемы с алкоголем у детей, автокатастрофы с гибелью людей при участии машин губернатора, разворовывание федеральных денег - все эти истории тщательно заминаются. Возразить некому. Проблема самостоятельных людей в Липецкой области в том, что их всегда есть за что придушить. Почти всех. На чиновников, как правило, найдутся «папочки» с компроматом, а бизнес в крайнем случае можно прижать административно.
Из медицинской энциклопедии: Одержимый паранойей индивид, независимо от того, к какому социально-экономическому слою он принадлежит, навсегда посвящает себя агрессивности, борьбе с воображаемыми врагами и демонстрации подчеркнуто мужского поведения, граничащего с героизмом. Цикл никогда не приходит к концу: как только побежден один враг, появляется другой, ещё более опасный.
Примером борьбы с воображаемыми врагами может служить липецкий бизнесмен Михаил Пахомов. Председатель Совета регионального отделения «Опоры России» 33-летний Михаил Пахомов считался протеже Олега Королева. Достаточно сказать, что уже в 24 года Пахомов трудился аж финансовым директором филиала «Липецкспиртпром» ФГУП «Росспиртпром», а водочный бизнес в Липецкой области традиционно считался подконтрольным уже известному нам ближайшему соратнику главы региона Сергею Доровскому. Да и возглавляемое ныне Пахомовым ОАО «Литер», занимающееся транспортной инфраструктурой особой экономической зоны «Липецк», чувствует себя прекрасно. А вот с политикой Михаилу странно не везет. В горсовет не пустили, в областной совет не пустили, на праймериз Госдумы прокатили со свистом. Просто еще в 2009 году всего однажды Михаил то ли обмолвился, то ли недруги нашептали на него, хочет, мол, когда-нибудь стать губернатором... Смешно, скажете вы. А Королев, как видим, не смеется.
Любой относительно молодой амбициозный человек воспринимается как красная тряпка, покуситель на народное добро и антигосударственный деятель. Получается, против меня - значит против государства. Не меньше. Вы не найдете среди депутатов Государственной Думы от Липецкой области ни одного моложе шестидесяти. Все перешагнули эту черту. Единственный представитель «молодежи» - сорокалетний Владимир Мединский, представлявший Липецкую область в Госдуме предыдущего созыва, по странному стечению обстоятельств «в результате праймериз» вынужден был покинуть регион.
Таких примеров масса, но, наверное, самый показательный - городской глава Михаил Гулевский, которого когда-то на выборах поддержал основной акционер градообразующего предприятия НЛМК - Владимир Лисин, личность для Липецка и области известная и неоднозначная, но безусловно влиятельная. До тех пор, пока Гулевский имел губернаторские амбиции, он был очень опасным противником: успешный мэр да к тому же лидер местных единороссов… Все губернаторские СМИ ругали городскую администрацию во главе с «лисинским ставленником», шли постоянные аппаратные войны, Липецк превратился в дотационный город при том, что больше половины налогов региона собираются именно здесь. И тем не менее город, который возглавлял опальный мэр, процветал.
Но в 2008 году Москва объявила о необходимости обновления кадров, о возрастном цензе для высших чиновников и стало понятно, что 60-летнему Гулевскому губернатором не стать никогда. Потухший было мэр неожиданно нашел поддержку и понимание со стороны именно Королева, образовался новый, теперь уже местный «тандем», а, как говорят, добавив всего одну заветную папочку с материалами на пару миллионов и несколько лет, Олег Петрович обрел искреннего, преданного друга и соратника.
Есть только одна категория людей, которых Олег Петрович не может придавить, на кого нет папочки с компроматом. Те, кого в Липецке называют «человек за забором». Или «у трубы». Или: Комбинатовские, Лисинские. НЛМК. Самостоятельные в своих действиях, они не зависят от перепадов настроения губернатора, у них есть своя поляна, которую они должны окучивать. Главный "недостаток" - они коррупционно устойчивы, поэтому от них исходит страшная опасность.
Из медицинской энциклопедии: Согласно учению Гризингера «оба главные вида примордиального бреда очень медленно развиваются один рядом с другим (…) противоречивые представления - бред величия и бред преследования - успевают постепенно слиться, взаимно пронизать один другой и срастись в прочные связи, в т. н. систему бредовых представлений».
Великий Королев - и сам человек зависимый. Во время фуршета после заседания Совета промышленников и предпринимателей Липецкой области, губернатор в присутствии десятков бизнесменов, отвлекшись от игры на бильярде, с бокалом в руке предложил тост за «гениального Лисина, услилиями которого…». «Да успокойся Олег, переназначат тебя» - прервал его Лисин. Дело было незадолго до последнего переутверждения Королева в должности.
Ревность, мания преследования, уверенность, что Лисин непременно хочет его подсидеть и сместить - вот что на поверхности при рассмотрении кадровой политики Королева. Долгое время глава региона держал себя в руках, не меняя мэра Ельца (второго по величине города в области) Виктора Соковых. Несмотря на то, что Соковых вроде бы не устраивал и самого Королева, его снова двинули на выборы и при поддержке губернатора он их выиграл. На вопрос «почему, зачем Соковых?!», человек из окружения Олега Петровича ответил честно: «потому что Лисину он не нравится». Интерес губернатора к персоне Соковых пропал сразу же после того, как Лисин махнул рукой: пусть сам решает. Мэр Ельца в атмосфере критики со стороны администрации же области, возглавляемой Королевым, досрочно подал в отставку. Тут впору поставить смайлики. Но!
В городе объявили новые выборы, в которых принял участие, помимо прочих, бизнесмен Игорь Тиньков - представитель команды, так близкой губернатору, незабвенного Сергея Доровского. Именно Тиньков, воспитанный «водочным королем» Доровским, возглавил завод «Росинка», основным достоинством которого являлось производство местной водки. Одноименная сеть магазинов раскинулась не только в Липецкой, но и в соседних областях. Люди Доровского, которому губернатор, видимо, сильно обязан за двухтысячный год, всегда и везде чувствуют себя неплохо… но стоило Лисину тоже поддержать Тинькова на пост главы Ельца (я не прокурор или следователь, - заявил Лисин одному из журналистов - чтобы делить предпринимателей по их покровителям, хочет человек доказать свою состоятельность, пусть работает), тут и началась натуральная истерика. Тинькова сняли с выборов, исключили из партии (Москва, правда, потом восстановила), в общем, жизнь у бизнесмена Тинькова дала трещину. Но Тиньков не унывал: «все будет у меня хорошо, буду Королеву лучший друг» - повторял он. И не ошибся. Потрафил Королеву пару раз в священной борьбе с олигархом и - вот результат: вошел на рынок услуг ЖКХ Липецка со специально созданной управляющей компанией «Левобережная», занял место члена совета директоров ЛГЭК (городской энергетической компании) и - внимание! - избран председателем Липецкого Городского Совета. Долги Сергею Доровскому практически отданы? Ффу, отдыхаем.
А тут новая засада - предшественник Тинькова в горсовете, экс-преседатель Александр Соколов пал жертвой все того же губернаторского комплекса неполноценности и мании преследования.
Из медицинской энциклопедии: мания преследования - форма психического расстройства, связанная с необоснованной уверенностью в том, что некое лицо или группа лиц преследует пациента с некой враждебной или негативной целью. Как правило, эта мания не существует сама по себе и является симптомом других заболеваний психики, например, паранойи.
Борьба Королева с оппозиционно настроенным Соколовым однотонна, как однажды выученная мелодия на мандолине, город засыпан лже-газетами с описанием «злодеяний» Новолипецкого комбината, статьи пахнут заказухой 90-х, часто даже без упоминания конкретных виновников этих «злодеяний». В подконтрольных Королеву СМИ муссируют тему «Лисин хочет захватить власть в городе». Ну, казалось бы, зачем первому номеру Forbes нужна «власть» уровня муниципалитета российской провинции? А вот идефикс Королева с таким тезисом поспорил бы. Ведь на Соколова в разговоре с липецким губернатором тоже показал Лисин. 50-летний экономист, доктор наук Соколов мог бы стать заменой 63-летнему Гулевскому, в последнее время открыто обвиняемому средствами массовой информации в коррупции и развале ЖКХ. Но именно это и сыграло против: возраст и «добро», полученное от владельца НЛМК.
Тут непременно во всем должен быть дух противоречия. В чем же причина столь яростной ненависти и сопротивления ко всем «лисинским»?
Из энциклопедии Кольера: Одна из теорий, объясняющих механизм возникновения паранойи, - теория Зигмунда Фрейда, предполагающая, что основой паранойи служит фиксация, или задержка, на определенной стадии сексуального развития ребенка. Речь идет о стадии гомоэротики - периоде, когда мальчики играют с мальчиками, а девочки - с девочками (примерно между 4 и 11 годами). Когда мальчик, у которого произошла фиксация на гомоэротической стадии, достигает свободы взрослого, над ним тяготеет неудовлетворенное влечение к мальчикам, и он вынужден либо вовлечься в гомосексуальную активность, либо, подчинившись социальному давлению, искать компенсацию в таких формах поведения, как алкоголизм или мужская агрессия. Данное поведение становится своего рода прикрытием неосознанных стремлений к гомоэротическим контактам. Если в качестве компромисса возникает паранойя, то бред преследования оказывается проекцией внутреннего фантазийного желания: проблемы, связанные с гомосексуальностью, как бы содержатся не в самом человеке, а навязаны ему извне.
За подтверждением этой гипотезы обратимся к биографии Олега Петровича (
http://anton19861.narod.ru/korolev.htm). Самое сильное впечатление Королева о детстве - у него никогда не было летних каникул. Как и вообще - свободного времени. Хлопотал со старшим братом и сестрами по хозяйству, а чаще всего - пас скотину. Сначала - свою и соседскую, а потом - общественную, в откормсовхозе «Тербунский». Отроческий заработок шел в бюджет семьи. «Но главным обретением Олега стало степное, открытое небу одиночество, когда он оставался один на один с целым миром, и можно было слиться с природой, полюбоваться ее красотой, погрезить…» - пишут биографы липецкого губернатора.
Тяжелое детство, одиночество, отсутствие внимания, нехватка родительской любви. Возможно, отсюда и нарциссизм с сорокаминутными речами, которыми заслушиваются пенсионерки и после которых не вспомнить сути, отсюда стремление доказать всему миру, что он главный, что он - самец. Как преступник подсознательно хочет быть пойманным, так у параноика доминирующий самец, завоеватель мира может втайне мечтать о том, чтобы его самого кто-то завоевал.
Непрерывное жужжание самки комара хорошо знакомо жителям тропиков и Севера. Его создает самка при полете, хлопая крыльями со скоростью около 600 ударов в секунду. Думаете, она так летает? Да, но основное предназначение этого жужжания - привлечение самца. Самец комара слышит благодаря джонстоновым органам, расположенным у основания каждого из двух его усиков. Беда том, что этого одного-единственного самца, того, кому предназначены все 600 ударов крыльями в секунду, - этого самца вряд ли привлечет жужжание липецкого губернатора. И сколько, а самое главное, чьей крови еще попьет обезумевшая одинокая самка комара - не знает никто. Потому что, как говорит нам Большая Советская Энциклопедия, «Лечение паранойи остается неудовлетворительным. Основная причина заключается в том, что больные паранойей редко обращаются за помощью. В результате исследование, основанное на наблюдении и лечении, оказывается невозможным. В настоящее время в медицине нет специфических способов лечения этих состояний». Есть, правда, радикальный метод лечения паранойи, но он не одобряется нами и всеми людьми доброй воли. Электрошок. Мы тоже - против. Пусть балакает.