В Роттердаме мы провели три ночи и четыре дня. Из-за небольшого недопонимания с организаторами фестиваля, медлительности и житейской глупости каждое утро нам приходилось менять отель. Это доставляло куча неудобств, во-первых, отели требовали освободить номера до полудня, поэтому похмельные мучения и отходняки после адовых кутежей переносились особенно тяжело. Во-вторых, перемещать большое количество инструментов в чехлах, личные сумки и дистро (мерчендайз) из одного здания в другое было не самым радостным занятием. Однако было во время нашего пребывания в Роттердаме и другое. На второй день за нами должен был заехать Гагарин. Точного времени мы не знали, когда он должен был приехать, поэтому почти целый день провели в ожидании на веранде соседнего кафе с плетеными стульями на берегу канала с яхтами. От солнца нас укрывал широкий зонт. Мы накачивались пивом, все казалось приятным, впереди, мы были уверены, обязательно намутятся новые недостающие даты концертов, а пока мы по-бюргерски беззаботно проводили время. Первый и последний раз в туре.
Некоторые из нас периодически прогуливались до кофе-шопа. По рассказам, это заведение посещалось исключительно иностранцами, внутри звучала гоповая музыка. Кроме того, мы успели осмотреть пару соседних улочек, модных яхт, а также, воспользовавшись wi-fi, продолжить бомбардировку почтовых адресов, владельцы которых могли бы нам помочь с выступлениями. Кстати говоря, большая часть работы по организации нашего евротура состояла именно из этого - рассылка писем в плохо знакомые промо-группы, клубы и отдельным персонажам, отрекомендованным через пятые руки. В полном смысле слова спамом назвать это было нельзя, так как каждое наше письмо хоть, как правило, и повторяло основной текст, но адресовано было лично и отправлялось, так сказать, «осознанно». В общей сложности, мы послали писем 300 или 400. А может и 500 или же 1000. Точное количество хрен его знает.
Наконец, ближе к вечеру материализовался Гагарин. Оказалось, некие благородные доны любезно разбили ему лобовое стекло; из-за возни с ремонтом он опоздал почти на целый день. Юрий довез нас до отеля, где размещали всех гостей устроители фестиваля. Отель был основан еще в начале прошлого века, пережил войну, перепланировку и визит Джимми Хендрикса почти сорок лет назад. Теперь сюда приехали мы - слегка пьяные, жаждущие приключений, по-своему ебанутые, не совсем ясно представляющие себе, где мы находимся и что будет потом, внешне смахивающие на болгарских или румынских дальнобойщиках.
Отель не обновлялся, наверно, лет 25. Старые телевизоры, кое-где поцарапанные двери, жирные глубокие кожаные диваны, клевый запах старого дерева. Тормознутый медлительный персонал. Сначала нас не могли найти в списках, потом ключи, затем номера были перепутаны, со всей возней мы потеряли куча время. Покидав вещи, парни, захватив инструменты, поспешили на саундчек. Я задержался в номере и разобрал дистро.
Фестиваль Primitive проходил в малом помещении концертного зала по типу нашего Б1. Одна из дверей вела в соседний ресторан, в нем питались персонал и музыканты. В зале, где располагалась фестивальная сцена, стены были увешаны коллажами с названиями групп. На рисунке с Cavestompers красовался американский флаг в виде пальцев Victory на фоне советского герба серпа-молота. Это символизировало группу из России.
Звуком все остались довольны, он был, можно сказать, превосходным. За пультом сидел внимательный и понимающий добродушный звукач. Одну из трех комнат гримерки отдали в наше распоряжение, там располагался холодильник с бухлом и закуской. Зафонтанировала пивная пена, на пол и в мусорницу полетели пробки крепких напитков, зашуршали пакетики с чипсами и начосами. Сначала все было довольно спокойно. В это время в зал начали подтягиваться люди, и я пошел раскладывать дистро. Без меня парни круто нажрались и кое-кто неслабо надулся. Рассказывали, что поход Cavestompers из гримерки на сцену выглядел довольно дико. В качестве обходного пути они использовали открытые окна, по дороге, решив сократить путь, подобно индейцам, сиганули со второго этажа на головы куривших во внутреннем дворике аборигенов, где, пометив территорию, смешались со слушателями, но на сцену вышли практически вовремя. И тут началось…
Играли они довольно сносно, даже неплохо. Но из-за галлонов выпитого и выкуренных граммов и, самое главное, общего волнения и желания по-особому представиться перед новой публикой периодически между песянми возникали довольно мучительные паузы, которые сопровождались сбивчивыми комментариями. Порядок песен и сэт-лист вскоре полетели в ад. Сознание некоторых участников коллектива делало довольно большие крюки, взлетая к потолку, потом направлялось на улицу к небу, затем спускалось, миновав уютные парки и кофешопы, возвращалось обратно только тогда, когда кто-нибудь начинал играть первый аккорд. Вот как описала это
местная пресса (перевод через Google): «Мало опыта будет много заботился. Только барабанщик рыхлая и что скрывается за клавишник, басист и гитарист, причем две последние являются либо мертв, либо слишком много кофе культурой Голландии скрываются».
Полным фиаско назвать это все же нельзя. Многим музыка группы понравилась, несколько человек, комментируя концерт, хвалили музыку, но сетовали, что парням явно не хватает опыта, кроме того, число проданных пластов и атрибутики за время фестиваля было довольно значительным. На следующий день ко мне подвалил местный деятель-диджей - весьма обаятельный и дотошный тип. Сначала он подивился высокой цене на винил Сavestompers, потом затребовал CD, на следующий день этот парень вернулся с пометками о понравившихся песнях, сверил трек лист на пластинке и диске, еще что-то поразглядывал, только после этого купил виниловую пластинку. Еще запомнился японец, похожий на героя из джармушевского фильма. По клубу он перемещался в общем потоке людей, но держался отстраненно. Казалось, в голове он прокручивает гигантскую кучу формул, модулей и теоретических соотношений. По всей видимости, он был шизофреником, совершенно ебнутом на пластинках. Обычно когда кто-то подходил к столу, мы обменивались парой фразой, японец же общения избегал, он молча и тщательно осматривал каждую сорокопятку и семерку. Я старался ему не мешать и смотрел в другую сторону. Подошли и ушли новые покупатели, они переговаривались со мной и друг с другом, а Японец, стараясь быть незаметным, маневрировал между ними, доставая и сранивая пластинки из наших стопок и корзины. Выбор его пал на LP Cavestompers и советские переиздания рок-монстров шестидесятых. Еще колоритным был американец, походивший на воздушный шар и в гарабитах не уступавший двум холодильникам. Он ходил с типичной для американца сумочкой на поясе и с женушкой. Они были похожи на sightseeing туристов, однако, когда он покупал пластинку, мы перекинулись парой фраз, он оказался вполне сведущим слушателем. Рекрутировался он в ряды любителей гаражной музыки два десятка лет назад.
Кстати сказать, как заметил Папаша Моряк (органист), если в Москве на Cavestompers ходили оголтелые подростки, то публика на фестивале Primitive годилась им в отцы и матери. Вся эта тусовка в Роттердаме (и приехавших из других стран) образовалась, по всей видимости, еще во времена первого мощного garage-revival-а в восьмидесятые годы. В 2009 году фестиваль проводился в шестой раз, одной из его главных фишек было то, что практически ни одна группа на нем не играла дважды, каждый год организаторы старались привезти новый коллектив и найти свежую кровь.
В тот день, в четверг, помимо cavestompers выступили
Les Bof французы из Эдинбурга с жеманным кривляющимся вокалистом (на следующий день он переквалифицировался в ведущего), а также мэтр
Billy Childish он и рыжий барабанщик были в костюмах воинов неведомой Империи Бритишей, украшала их басистка в недвусмысленном наряде медсестры в короткой юбке, она же клево подпевало Билли и исполняла песни целиком. По словам Гриши (барабанщика), фронтмен Billy Childish был не особенно разговорчив, практически не пил и большую часть вечера провел у себя в гримерке, тем не менее, Григорию удалось по просьбе нашего друга Трясцина передать Билли диск пермской группы
Powlers. Под бодрые песни Childish и Со колбасило уже нехило, помню, сороколетние неподвижно стоящие у сцены дамы превратились в зажигательных красоток, все вокруг закружилось и задвигалось. После концерта пьянеющая толпа направилась в отель, где проходило афетпати.