Mar 26, 2013 22:46
Из энциклопедии "Духовная культура Китая", том 2.
Точная дата появления на территории Китая иудейских общин неизвестна. В Кайфэне (совр. провинция Хэнань) устойчивая иудейская община сложилась при династии Сун (960 - 1279). Упоминание о постройке синагоги в Кайфэне относится к 1163 г. Эту синагогу построили персидские евреи, переселившиеся из Индии. Во времена династии Мин (1368 - 1644) в Кайфэне жило около 500 иудейский семей, общее число последователей иудаизма достигало 2 - 2,5 тыс.человек.
Сохранились следующие памятники иудейской культуры в Китае: 4 каменные стелы с надписями на китайском языке, Тора, еврейские молитвенные тексты и книга поминовения усопших на еврейском и китайском языках. (последние записи в ней - 1670 года)
В течении семи веков кайфэнская община сохраняла основные религиозные правила и обычаи иудаизма, что даже нашло отражение в народном названии религии -"тяоцзинь-цзяо" - религия отбрасывающих сухожилия".
Перед иудеями регулярно вставали вопросы размежевания с мусульманами. Китайцы называли мусульман ханьского происхождения народом "хуй", а иудеев "лань мао хуй-хуй", т.е. мусульманами в синих шапках (мусульмане носили белые шапки). Кайфэнские раввины именовались маньла (мулла), что также сближало иудеев и мусульман в глазах китайцев.
В 1423 году переселенцы приняли китайские фамилии Ай, Гао, Цзинь, Ли, Ши, Чжан и Чжао.
Первоначально кайфэнские иудеи строго придерживались идеи монотеизма и "осуждения идолопоклонников", но со временем в общине появилась тема гармонии между иудаизмом и конфуцианством. В отличии от христиан, выступавших с осуждением китайского политеизма, иудеи избегали нападок на китайские верования и подчеркивали согласие с ценностями китайской культуры. Пятикнижье Моисеево называли "Дао Цзин" (Каноном Пути) или "Тянь цзин" (Небесным Каноном). На иудейской стеле 1488 года есть слова "Авраам, патриарх, основавший религию Израиля, происходил в 19-ом поколении от Пань-гу Адама" (Пань-гу - создатель вселенной, предок Небы и Земли в китайской мифологии).
Христианские миссионеры в 1850 году, посетившие уже разрушающуюся синагогу, видели надпись на колоннах храма, отразившую глубокое слияние кайфэнского иудаизма с представлениями китайской культуры. : "Признающие Небо, Землю, правителя, наставника и родителей недалеки от истинного Пути добродетели (дао-дэ), совершенствование в гуманности (жэнь), долге (и), ритуале (ли), мудрости (чжи),и верности (синь) есть источник святости и мудрости"
Быстрый распад кайфэнсокй общины произошел в середине XIX века, когда умер последний раввин. Синагога в Кайфэне разрушилась и более не была восстановлена. В то время община насчитывала от 200 до 400 человек. Потомки кайфэнских иудеев утратили знание древнееврейского языка.
В 80-е годы XX века насчитывалось 638 потомков семи иудейских семей Кайфэна, из них в Кайфэне проживало 348 человек. Даже те потомки кайфэнских евреев, кто принял христианство или ислам, называют себя евреями (ютай).
книги