Feb 01, 2015 22:34
Из "История Китая" под. ред. А.В. Меликсетова
О "Дао-дэ цзин"
"...концепция инь-янь близка к древнеиранской зороастрийской с её дуализмом Добра и Зла, Света и тьмы, а пять первоэлементов (земля, вода, огонь, металл, дерево) вписываются в древнеиранскую формулу Авесты....
...древнекитайских категорий дао и дэ позволяет предположить, что интерпретации этих понятий шла под воздействием ведической традиции Индии....
Дао - всё или ничто, всюду и нигде, все пронизывает собой, но не ощутимо органами чувств. Это, если угодно, китайский аналог Великого Брахмана древнеиндийских вед и упанишад. Дао Абсолют имеет свою эманацию в конкретных предметах феноменального мира. Эта эманация - дэ, весьма напоминающая в трактате древнеиндийский Атман, проявление Великого Брахмана - Абсолюта. Если вспомнить, что до появления трактата дао и дэ применялись в совершенно ином смысле, то трудно избавится от впечатления, что эти термины были просто использованы авторами нового сочинения для перевода на китайскую иероглифику чуждых древнекитайской додаосской мысли идей, пришедших в Китай извне, из индо-иранской религиозно-культурной традиции.
Метафизика даосов близка к ведической по многим пунктам. К уже сказанному можно добавить идею о первочастицах ци, коими пронизано все в феноменальном мире: жизнь - комплекс ци, распад его - смерть. Тончайшие ци, цзин-ци, - наиболее деликатное духовное начало в жизни, что опять-таки напоминает древнеиндийские идеи о жизни как комплексе дхарм, распадающемся после смерти и распадающемся в новом сочетании после кармического перерожджения........
...о случайном сходстве здесь говорить трудно - слишком сложна та метафизика, которая вырабатывалась в древнеиндийской мысли не менее тысячеления до того, как отголоски её появились в китайском даосизме, вообще в Китае, где метафизических спекуляций ранее практически не существовало, где проблемами натурфилософии и мистики мыслителей в отличии от древнеидийских не интересовались."
даосизм,
история,
книги